РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2015 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего
судьи Коростелевой Е.В., при секретаре Мухановой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к открытому акционерному обществу «Лесосибирский ЛДК № 1» о возложении обязанности устранить нарушение лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Лесосибирский ЛДК № 1» о возложении обязанности устранить нарушение лесного законодательства. Свое требование истец мотивирует тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края
и открытым акционерным обществом «Лесосибирский ЛДК № 1» (далее - Лесопользователь) заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому обществу передан во временное пользование лесной участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в Красноярском крае, <адрес>, на территории государственного лесного фонда ФИО1 зарегистрированному в управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. за №
Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Лесопользователь использует арендуемый лесной участок для заготовки древесины. Срок действия договора аренды лесного участка составляет <данные изъяты>
Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ заготовка древесины производилась Лесопользователем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Лесопользователем производилась заготовка древесины в квартале № выделах №, лесосеки № ФИО1
Специалистами ФИО1 в ходе натурного осмотра лесосеки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности Лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок (не очистке) на площади <данные изъяты>.
Считают, что допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.
В этой связи, просят обязать ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» произвести работы по очистке мест рубок в квартале № выделах №, лесосеки № ФИО1 (площадь подлежащая очистке - <данные изъяты>), в течение одного месяца, со дня вступления в законную силу судебного решения.
Истец, ответчик просят рассмотреть дело без участия своих представителей.
Третье лицо надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказ Рослесхоза от 01 августа 2011 г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» опубликован 20.01.2012 и вступил в действие 31.01.2012.
В соответствии с пунктом 61 Правил, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесньм законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
В соответствии со статьёй 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства края от 31.08.2008 № 12-п (в редакции от 27.11.2013 № 614- п) образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края | далее - Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Положение о Министерстве).
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно пунктам 3.33, 3.34 Положения о Министерстве, Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обращаться в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании, между агентством лесной отрасли Красноярского края и открытым акционерным обществом «Лесосибирский ЛДК № 1» (далее - Лесопользователь) заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому обществу передан во временное пользование лесной участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в <адрес>, на территории государственного лесного фонда ФИО1 зарегистрированному в управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. за №.
Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Лесопользователь использует арендуемый лесной участок для заготовки древесины. Срок действия договора аренды лесного участка составляет <данные изъяты>
Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ заготовка древесины производилась Лесопользователем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Лесопользователем производилась заготовка древесины в квартале № выделах №, лесосеки № ФИО1
Специалистами ФИО1 в ходе натурного осмотра лесосеки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности Лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок (не очистке) на площади <данные изъяты>.
Актом осмотра мест рубок зафиксировано допущенное лесопользователем нарушение, выраженное в захламлении мест рубок на площади <данные изъяты> га. Факт захламления мест рубок подтверждается следующими документами:
сообщением о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
актом осмотра мест рубок от ДД.ММ.ГГГГ
актом натурного осмотра качества разработки лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ
абрисом лесосеки к акту натурного осмотра качества разработки лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ
актом натурного осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательства невозможности соблюдения юридическим лицом Правил заготовки в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в суд не представлены.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина на основании ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Российской Федерации в лице министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к открытому акционерному обществу «Лесосибирский ЛДК № 1» о возложении обязанности устранить нарушение лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Лесосибирский ЛДК № 1» очистить места рубок от порубочных остатков в квартале № выделах №, лесосеки № Раздолинского участкового лесничества ФИО1 (площадь подлежащая очистке-<данные изъяты>),в течение одного месяца, со дня вступления в законную силу судебного решения.
Взыскать с открытого акционерного общества «Лесосибирский ЛДК № 1» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Е.В. Коростелева