Решение
Именем Российской федерации
18 мая 2015 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
При секретаре Поляковой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2018 по иску Матвеевой Е. Н. к ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> о включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете ранее назначенной пенсии,
У с т а н о в и л:
Матвеева Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес>, которым просит обязать ответчика включить в трудовой стаж период ее нахождения по месту службы супруга с <дата> по <дата> года, период работы на Таллинском химико-фармацевтическом заводе с <дата> по <дата> год, период работы в войсковой части с <дата> по <дата> год, период службы в Вооруженных силах РФ с <дата> по <дата> год, период с <дата> по <дата> год, период работы в ФГБУ «<название>» с <дата> по <дата> и об обязании ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> произвести перерасчет ранее назначенной пенсии с <дата> с учетом включенных периодов времени и фиксированного базового размера пенсии, установленного с <дата> года
В обоснование иска указала, что при обращении за назначением пенсии по старости в связи достижением возраста 55 ответчик назначил ей пенсию по старости в размере <...> руб. Считает действия ответчика незаконными, а свои права на справедливое пенсионное обеспечение нарушенными.
В судебном заседании истица Матвеева Е.Н. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Ответчик ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> – представитель по доверенности Ушакова Ю.А. возражала в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.65-69,124-126).
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Матвеева Е.Н. <дата> обратилась в ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <номер> от <дата> отказано в зачете периодов проживания Матвеевой Е.Н. с супругом-военнослужащим, проходившим военную службу по контракту в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием трудоустройства с <дата> по <дата> года, с <дата> по <дата> (л.д.28-29).
С <дата> Матвеевой Е.Н. назначена трудовая пенсия по старости на основании ст.ст.7,14 ФЗ от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.98).
В соответствии с подп.7 п.1 ст.11 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
В соответствии с п.27.1 Постановления Правительства РФ от <дата> N 817 "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (действовавшей на момент обращения истицы в пенсионный орган), период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до <дата>, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению N 4.
Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих.
По сообщению начальника отдела военного комиссариата по <адрес> по городам Раменское, Жуковский, Бронницы и <адрес> <номер> от <дата> года, супруг истицы – Матвеев Ю.А. проходил военную службу с <дата> по <дата> года. Место дислокации воинских частей в деле не отражено. Ранее выданную справку за <номер> от <дата> считать недействительной (л.д.30,25). Из справки военного комиссариата <адрес> <номер> от <дата> не усматривается место дислокации в/части, в которой проходил службу Матвеев Ю.А. в местности, в которой отсутствовала возможность трудоустройства истицы (л.д.31). Из справки <номер> от <дата> следует, что войсковая часть 44689 до <дата> дислоцировалась на территории Эстонии (л.д.102).
Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий" пункт 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющий перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы, дополнен подпунктом 7 о включении в страховой стаж наравне с периодами работы периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Данная редакция Закона вступила в силу с <дата>.
С указанного времени граждане, имеющие право на пенсию, приобрели право выбрать порядок определения расчетного размера трудовой пенсии, установленный п. 3 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо установленный п. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по иной формуле определения расчетного размера трудовой пенсии - без учета среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за период с 1 июля по <дата>.
Из положений ст. 3, пунктов 1, 2 ст. 5 и пункта 1 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в <адрес> <дата> г., следует, что настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.
При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях бывших РСФСР и ЭССР, учитываются при определении размера пенсии. Таким образом, в связи с тем, что каждая договаривающаяся сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, в том числе, до распада СССР, согласно положениям своего законодательства, период проживания Матвеевой Е.Н. с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства, а именно в Эстонии с <дата> по <дата> не подлежит включению в страховой стаж.
При определении размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях" N 173-ФЗ (как наиболее выгодного для истицы варианта расчета) ответчиком произведена оценка пенсионных прав с учетом суммированного стажа (РФ и ЭССР).
Так, стаж для определения права на дату обращения суммарный страховой стаж истицы составлял 22 года 5 месяцев 24 дня и состоит из стажа 18 лет 10 месяцев 14 дней, куда включены периоды:
- с <дата> по <дата> (3-8-28); с <дата> по <дата> (0-0-25); с <дата> по <дата> (0-06-15); с <дата> по <дата> (4-09-20); с <дата> по <дата> (0-01-13); с <дата> по <дата> (2-06-07); с <дата> по <дата> (0-08-01); с <дата> по <дата> (01-09-01); с <дата> по <дата> (0-0-26); с <дата> по <дата> (4-6-28) и стажа работы на территории Эстонии до <дата> года: с <дата> по <дата> (3 года 7 месяцев 10 дней).
В соответствии с разъяснениями, данными Письмом Пенсионного Фонда РФ от <дата> № 25-25/11652, в случае отсутствия продолжительности пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (РСФСР), равной продолжительности стажа, требуемого для назначения пенсии по нормам российского законодательства, при определении права и при конвертации пенсионных прав производится суммирование пенсионного стажа, приобретенного как на территории Российской Федерации (РСФСР), так и на территории Эстонской Республики (ЭССР), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. При этом в случае суммирования пенсионного стажа стажевый коэффициент не может быть свыше 0,55.
В связи с тем, что расчет размера пенсии производился ответчиком по правилам п.4 ст.30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях", период работы истицы с <дата> по <дата> (25 дней) был включен в подсчет общего трудового стажа и поэтому не подлежит включению в расчет размера пенсии как нестраховой период.
Оценка пенсионных прав произведена, как указывалось выше, по п. 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом суммированного стажа (РФ+ ЭССР). В случае суммирования пенсионного стажа стажевый коэффициент не может быть свыше 0,55. при оценке пенсионных прав учтен стаж 19-4-25, в который включены следующие периоды:
с <дата> по <дата> (04-9-22)
с <дата> по <дата> (05-06-20) - стаж в Эстонии
с <дата> по <дата> (0-06-16) - стаж в Эстонии
с <дата> по <дата> (01-02-00)-стаж в Эстонии
с <дата> по <дата> (03-8-28)
С <дата> по <дата> (0-0-25)
С <дата> по <дата> (0-06-15)
С <дата> по <дата> (02-11-19).
Расчет пенсии истицы был произведен следующим образом:
ПК на <дата> =(РП-БЧ)*Т, где РП - расчетный размер пенсии, БЧ -базовая часть пенсии на <дата> (450 руб.), Т- ожидаемый период выплаты пенсии - на 2014 год равен 228 мес.
ПК = (660-450)*228=47880. ПК также определяется с учетом отношения фактического стажа пенсионера на <дата> (с учетом суммированного стажа, имевшего место в Эстонии) к требуемому.
Стаж Матвеевой Е.Н., как указывалось выше, для оценки пенсионных прав составил 19-4-25 (или 6985 дней), а требуемый стаж - 20 лет (или 7200 дней).
Отношение фактического стажа к требуемому составило: 6985/7200=0,9701388889.
ПК с учетом указанного отношения равен: 47880*0,9701388889=46450,25.
Данный ПК подлежит индексации с <дата> до даты установления пенсии. Суммарный индекс равен - 5,521495578.
ПК на дату установления пенсии равен: 46450,25*5,521495578=256474,85
Расчетная пенсия (РП) определяется по п. 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по следующей формуле:
РП= ЗР*СК, где РП- расчетный размер пенсии; ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица за 200-2001 годы либо за любые 60 месяцев работы подряд;
К- стажевый коэффициент, который для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,2.
Среднемесячный заработок истицы за 1994-1998 г.г. с учетом коэффициентов индексаций на <дата> составил 1484,33.
Расчетный размер пенсии истицы составит:
1484,33*0,55=816,38, однако, в соответствии с Пунктом 4 статьи 30 расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать сумму, равную 555,96. Так же в соответствии с пунктом 5 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» к расчетному размеру трудовой пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российский Федерации, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на <дата> (100 руб.).
Итого расчетный размер пенсии истицы, определенный в соответствии с п.4 статьи 30 на <дата> год составил: 555,96+100= 655,96, при этом расчетный размер пенсии на <дата> не может быть менее 660 руб., поэтому РП =660 руб.
Сумма валоризации определяется в соответствии со статьей 30.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с пунктом 1 указанной статьи сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до <дата> года,определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
При определении суммы валоризации учтен период стажа, имевший место на территории РСФСР до <дата> - с <дата> по <дата> (4-9-22).
Сумма валоризации составила:
256474,85 * (10%+ 4%)=256474,85*14%=35906,48. Прибавка к размеру пенсии за счет валоризации равна: 35906,48/228*0,60833333=95,80
При расчете как страховой части пенсии, так и суммы валоризации в рамках Договора применяется так же отношение фактического стажа, имевшего место только на территории РСФСР (РФ) на <дата> годак требуемому (при этом дни округляются до полного месяца). Стаж для определения валоризации и страховой части пенсии равен 12-1-19.
В указанный стаж включены следующие периоды:
с <дата> по <дата> (04-9-22)
с <дата> по <дата> (03-8-28)
с <дата> по <дата> (0-0-25)
с <дата> по <дата> (0-06-15)
с <дата> по <дата> (02-11-19).
12 лет 1 мес.19 дней переводятся в месяцы, округлив дни до полного месяца: 12*12+2=146 мес. Требуемый стаж - 20 лет (240 мес). Отношение фактического стажа к требуемому для определения валоризации и страховой части пенсии равно 146/240=0,60833333. При расчете ФБР учитывается стаж работы на территории РСФСР (РФ) на дату установления пенсии. Стаж для ФБР составил 18-10-14. Таким образом, общий размер пенсии состоит из:
- ФБР (с учетом отношения фактического стажа к требуемому) 3620,71руб.
- СЧ без учета ФБР и валоризации = 2485,07 руб.(определяется как ПК/Т*отношение фактического стажа к требуемому) + сумма страховых взносов, начисленных работодателем/Т.
256474,85/228* 0,60833333+ 410573,35/228 =684,31+1800,76=2485,07
(при определении страховой части трудовой пенсии учтены страховые
взносы, начисленные работодателем с 2002 до даты установления пенсии в сумме 410573,35руб.).
Прибавка к размеру пенсии за счет валоризации, равная 95,80руб.
Ежемесячная доплата за счет нестраховых периодов, равная 9,08руб.
Таким образом, общий размер пенсии равен: 3620,71+2485,07+95,80+9,08=6210,66 руб.
Управлением Пенсионного фонда было учтено, что периоды работы на территории России у Матвеевой Е.Н. превышают необходимый для назначения пенсии минимальный трудовой стаж, установленный Законом о трудовых пенсиях.
Для решения вопроса о принятии к зачету периода работы на территории Эстонии и определении ей размера пенсии, подлежащей выплате за счет Эстонской Республики, Управление Пенсионного фонда направило формуляры о пенсионном стаже истца на территорию Эстонии и ее обращение за пенсией (л.д.110).
При разрешении данного спора суд применяет международный договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в <адрес> 14.07.2011, ратифицированный Федеральным законом от <дата> N 1-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения", вступивший в действие <дата> года.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" следует, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
Поскольку Управление Пенсионного фонда <номер> по <адрес> и <адрес> правильно в соответствии с правилами международного договора установило право истца на пенсию и определило ее размер в соответствии с положениями ст. 3, пунктов 1, 2 ст. 5 и пункта 1 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, то оснований для удовлетворения исковых требований Матвеевой Т.Н. не имеется.
При этом судом учитывается и то обстоятельства, что в ранее действующем Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения", заключенном 25.06.1993, действующем до <дата> года, содержалось правило, в соответствии с которым устанавливалось, что на территории какого государства проживал гражданин, та сторона и несла расходы по его обеспечению.
Однако Международный договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в <адрес> <дата> г., изменил подход к пенсионному обеспечению граждан России и Эстонской Республики, имеющих смешанный трудовой стаж на территории России и на территории Эстонии, введя принцип пропорциональности. Каждая сторона устанавливает гражданину пенсию из стажа, который он выработал на ее территории и в соответствии со своим законодательством. Независимо в какой стране живет гражданин, пенсию за "российский" стаж он будет получать в России, пенсию за "эстонский" стаж будет получать за счет Эстонской Республики и по закону этой страны.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 ст. 13 указанного Договора граждане, которым пенсия назначена еще в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного <дата> года, имеют право выбрать наиболее выгодный для себя вариант: продолжить получать уже установленную пенсию или перейти на смешанную "пропорциональную" пенсию.
Однако у Матвеевой Е.Н. приобретшей право на пенсию в 2014 году, права выбора таких вариантов для назначения пенсии не имеется, пенсия ей правомерно назначена в соответствии с положениями Договора от <дата>.
Из письменных возражений ответчика усматривается, что периоды работы на Таллинском химико-фармацевтическом заводе с <дата> по <дата> года, период работы в войсковой части с <дата> по <дата> бесспорно включены в страховой стаж для назначения пенсии; период нахождения в статусе безработного с <дата> по <дата> не может оказать влияние на стажевый коэффициент и не влияет на размер страховой части пенсии, а также, что за период с <дата> по <дата> на дату обращения за пенсией работодателем не произведены отчисления в Пенсионный фонд, суд приходит к выводу, что исковые требования истицы о об обязании включить в трудовой стаж период работы на Таллинском химико-фармацевтическом заводе с <дата> по <дата> год, период работы в войсковой части с <дата> по <дата> год, период службы в Вооруженных силах РФ с <дата> по <дата> год, период с <дата> по <дата> год, когда истица состояла на учете как безработная, период работы в ФГБУ «<название>» с <дата> по <дата> не подлежат удовлетворению, поскольку величина страхового стажа не влияет на размер трудовой пенсии.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с <дата>4 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца" в целях реализации пункта 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утвержден коэффициент дополнительного увеличения с <дата> размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,017. Поэтому исковые требования истицы об обязании пересчитать пенсию с учетом фиксированного базового размера пенсии с <дата> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от <дата>, ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Матвеевой Е. Н. об обязании включить в трудовой стаж период ее нахождения по месту службы супруга с <дата> по <дата> года, период работы на Таллиннском химико-фармацевтическом заводе с <дата> по <дата> год, период работы в войсковой части с <дата> по <дата> год, период службы в Вооруженных силах РФ с <дата> по <дата> год, период с <дата> по <дата> год, когда истица состояла на учете как безработная, период работы в ФГБУ «<название>» с <дата> по <дата> и об обязании ГУ УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> произвести перерасчет ранее назначенной пенсии с <дата> с учетом включенных периодов времени и фиксированного базового размера пенсии, установленного с <дата> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья