№ 2-1199/2012
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2012 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре Казариной Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катилова А.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Катилов А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy содержался в ФКУ СИЗО-1 г. Костромы. Содержание в учреждении не отвечало установленным требованиям, было унижающим и причиняло физические и нравственные страдания ввиду того, что камеры, в которых он содержался, были переполнены, количество содержащихся превышало количество спальных мест. Норма санитарной площади в камере на одного человека не соответствовала установленным нормам, содержащимся в ФЗ от 15 июля 1995 года № 1-3-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Также отсутствовали условия уединения при использовании туалета. Туалет не был оборудован ширмой или дверкой, приходилось справлять свои естественные надобности на виду у остальных заключенных. Камеры плохо освещались, не имели естественного освещения. Ему приходилось содержаться в камерах с курящими, в связи с чем, у него, как некурящего, постоянно болела голова. Количество посадочных мест на лавке за столом не соответствовало количеству содержащихся в камере человек, в результате чего прием пищи происходил по очереди, что затрудняло прием пищи. По прибытии он не был обеспечен постельными принадлежностями, средствами личной гигиены, баня была крайне редко, в результате чего заводились бельевые вши. Камера находилась в антисанитарных условиях, бегали крысы, тараканы, присутствовала влажность, не было холодильника, в связи с чем портились продукты. В связи с указанным, истец на протяжении содержания в СИЗО-1 г. Костромы испытывал невыносимые страдания, его жизнь и здоровье подвергались опасности. Моральный вред оценивает в <данные изъяты> рублей, сумму которого просит взыскать с Министерства финансов РФ.
Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц были привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН Костромской области, УФСИН по Костромской области.
Катилов А.Ю. о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, <данные изъяты>, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Молодцова А.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что основания для компенсации морального вреда в данном случае отсутствуют, не доказана противоправность поведения причинителя вреда и причинная связь между неправомерными действиями ответчика и наступившим вредом, истцом не представлено достаточных доказательств причинения ему морального вреда, считает, что взыскиваемая сумма морального вреда не обоснована в достаточной мере.
Представитель 3-го лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области Богатова С.А. иск не признала. Пояснила, что Катилов А.Ю. содержался в СИЗО-1 г. Костромы в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, что подтверждено алфавитно-учетной карточкой. При этом, все камерные карточки за dd/mm/yy в настоящее время уничтожены в связи с истечением 5-летнего срока хранения, в связи с чем определить, в каких камерах содержался истец, не представляется возможным, как и общее количество лиц, содержащихся в них. Содержание подозреваемых в учреждении соответствует требованиям Правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержленным Приказом Минюста РФ № 148 от 2000г. Каких-либо документов, подтверждающих доводы истца, изложенных в заявлении, относительно условий содержания, в настоящее время не имеется. Что касаемо приватности при использовании туалета, то расположенный в камере унитаз был отгорожен от жилой зоны 1,5 метровой перегородкой. Учреждением ежегодно в целях профилактики заключаются договоры на дезинсекцию и дератизацию камер. Питание трехразовое, горячее, по нормам, определяемым Правительством РФ. Все требования Правил соблюдались администрацией СИЗО-1 г. Костромы.
Представитель УФСИН по Костромской области в суд не явился. О времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17 Конституции РФ).
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В развитие перечисленных выше конституционных и международных норм Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время (статья 17); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).
Судом установлено, что Катилов А.Ю. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Костромской области в периоды с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, что подтверждено алфавитно-учетной карточкой.
В ходе судебного разбирательства подтвердился довод истца о том, что в камерах следственного изолятора в период его содержания туалет не был отгорожен от жилой части камеры.
Это обстоятельство подтверждается техническим паспортом помещений СИЗО-1 г. Костромы, что указывает на нарушение требований Свода правил «Нормы проектирования СИЗО и тюрем МЮ России».
По мнению суда, доводы истца о том, что ввиду отсутствия перегородки (двери) между жилой зоной камеры и туалетом при оправлении естественных надобностей, он испытывал дискомфорт, унижение, являются убедительными.
Все это свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания, которые, в свою очередь, относятся к унижающему достоинство обращению, гарантии защиты от которого закреплены в статье 21 Конституции РФ и статье 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод».
Тот факт, что истцу пришлось содержаться в следственном изоляторе и пользоваться туалетом в одной камере с другими заключенными, сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить нравственные и физические страдания.
Доводы истца в части нехватки жилой площади в период его содержания, нехватки спальных мест, отсутствия в камере освещения, антисанитарного состояния камеры, отсутстствия обеспечения постельными принадлежностями, средствами гигиены, отсутствие бани, в ходе рассмотрения дела подтверждения не нашли.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что камерные карточки за dd/mm/yy на день рассмотрения настоящего дела в суде уничтожены по истечении пятилетнего срока хранения.
Иных допустимых доказательств относительно указанных истцом фактов у суда не имеется.
С учетом вышеуказанного, довод истца о том, что в период содержания он находился в стесненных условиях, ему не хватало спального места, ничем не доказан.
В соответствии с «Правилами внутреннего распорядка Следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», утвержденными Приказом Минюста от 12 мая 2000 года № 148, действовавшими на период содержания истца, в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР. Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно п. 17 Правил, подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности, а при необходимости одежду установленного образца.
Пункты 42 и 43 Правил устанавливает, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской, кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; газеты; предметы для уборки камеры; и др.
Согласно п. 44 и 45 Правил камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; санитарным узлом; водопроводной водой; шкафом для продуктов; полкой для туалетных принадлежностей;- бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности); тазами для гигиенических целей и стирки одежды др.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 46).
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47).
Доказательств, объективно подтверждающих, что правила внутреннего распорядка в период содержания истца нарушались администрацией СИЗО-1, суду не представлено.
Документы, в т.ч. касающиеся предоставления питания, договоры на профилактические мероприятия в помещениях, документы на выдачу постельного белья, также уничтожены по истечении срока их хранения.
В соответствии со ст. 33 ФЗ № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Представитель СИЗО-1 г. Костромы в судебном заседании пояснила, что в связи с отсутствием свободных площадей в учреждении специальных камер для некурящих не имеется. Как Закон, так и ПВР, связывают содержание некурящих в отдельном помещении от наличия данной возможности.
Кроме того, истцом суду не представлено доказательств, что он является некурящим.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению. Имеются основания для компенсации морального вреда вследствие отсутствия приватности при использовании туалета на основании ст.ст. 151, 1101 ГК РФ. Оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части не имеется.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
На основании ст. 1070 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от ее имени выступает Министерство финансов РФ.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, если вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Размер компенсации морального вреда определяется судом по правилам ст. ст. 1099, 1101 ГК РФ с учетом требований разумности и справедливости, характера причиненных потерпевшему страданий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10 (в редакции от 06.02.2007г.) указал, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации за ненадлежащее содержание (отсутствие приватности при использовании туалета) суд учитывает фактические обстоятельства дела, период, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих установленным законом требованиям (... месяца и ... дней), а также требования разумности и справедливости, и приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации в размере <данные изъяты> рублей.
Заявленную сумму морального вреда в размере <данные изъяты> руб. суд находит необоснованной и завышенной.
Обязательным условием для привлечения государственных органов к гражданско-правовой ответственности является их вина. Поскольку вины ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Костромской области в допущенных в отношении истца нарушениях не имеется, так как количество содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых не зависит от деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, объектом нарушения являются конституционные права истца, гарантированные государством (принятыми им законами), в силу положений ст. 1071 ГК РФ ответственность перед истцом должно нести само государство - Российская Федерация - в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░