Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2012 года Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Крушинской М.К., с участием представителя истца Трониной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-...\12 по иску прокурора .... в интересах Российской Федерации к Отделу Управления Федеральной Миграционной службы России по .... в .... Мустаевой Т.А., Манукян М.Г. о признании постановки на миграционный учет по месту жительства недействительной, обязании снять с миграционного учета по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор .... обратился в суд с иском к ОУФМС России по .... в ...., Мустаевой Т.А., Манукяну М.Г. о признании Манукяна М.Г. не приобретшим права пользования жилым помещением по адресу: .... признании постановки его на учет по месту жительства на период с ... по ... недействительной; обязании ОУФМС России по .... в .... снять Манукяна М.Г. с миграционного учета по месту жительства.
В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н. на исковых требованиях настаивала и пояснила, что прокуратурой проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки установлено, что Мустаева Т.А. в ... году предоставила принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: ...., для проживания иностранным гражданам. На основании заявлений иностранных граждан о регистрации по месту жительства орган миграционного контроля осуществил постановку иностранных граждан на миграционный учет по указанному адресу. В ходе проверки установлено, что в указанном жилом доме по месту жительства Мустаевой Т.А. поставлены на миграционный учет 9 иностранных граждан, в том числе гражданин Республики Армения Манукян М.Г. Согласно рапорту начальника отделения по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан ОУФМС России по .... в .... К,Н.С. от ... на момент проверки опросить принимающую сторону Мустаеву Т.А. не удалось. Опрос лифтера-охранника М.Т.П., которая имеет возможность наблюдать за всеми жильцами дома, так как находится в специально отведенном помещении с окном около входной двери в дом, показал, что в .... имеется одна комната, где проживает только Мустаева Т.А., иностранные граждане в указанной квартире не проживают. Таким образом, Манукян М.Г. встал на миграционный учет по указанному адресу, зная, что не будет проживать в течение всего периода учета. Манукян М.Г. право пользования жилым помещением по указанному адресу не приобрел, в данное жилое помещение не вселялся, указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Мустаевой Т.А. жилое помещение предоставлено Манукяну М.Г. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нем. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализоваться на территории .... и Российской Федерации в целом. Манукян М.Г. предоставил в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего жительства, что препятствует исполнению им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
Ответчик ОУФМС России по .... в .... в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, а также письменный отзыв на иск, в котором указал на согласие с заявленным иском и пояснил, что ... Манукян М.Г. обратился с заявлением о регистрации по месту жительства, представив документы, предусмотренные ст.6.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.17 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Регистрация Манукяна М.Г. проведена в соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.ст. 14-16, 18 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Об отсутствии намерения иностранного гражданина проживать по заявленному адресу сотруднику миграционной службы сообщено не было, знать об этом должностное лицо не может. В связи с этим, при отсутствии сведений, указанных в п.23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и п.37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации» органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранного гражданина с регистрационного учета по месту жительства, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Вследствии непроживания Манукяна М.Г. по адресу регистрации – ...., возникает проблема осуществления контроля за иностранным гражданином, временно находящимся на территории РФ, со стороны правоохранительных органов, ФМС в целях недопущения нарушений законодательства РФ со стороны иностранных граждан.
Ответчики Мустаева Т.А., Манукян М.Г. возражения на иск не представили, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, об отложении разбирательства не просили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив доводы отзыва и материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Обращение прокурора с заявленными требованиями обусловлено необходимостью защиты интересов РФ в области миграционных правоотношений, направлено на противодействие незаконной миграции на территории РФ, на обеспечение национальной безопасности государства, защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Федеральным законом от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее Закон) определены основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений.
Согласно статье 2 Закона место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 7 Закона при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 15 Закона установлено, что основанием для регистрации иностранных граждан по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Судом установлено, что прокуратурой .... была проведена проверка исполнения миграционного законодательства. Обстоятельства, установленные в ходе проверки, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела судом.
Установлено, что ... гражданин Республики Армения Манукян М.Г. при обращении в ОУФМС России по .... в .... представил нотариально заверенное согласие Мустаевой Т.А. на постановку его на регистрационный учет по месту жительства на пять лет в принадлежащей Мустаевой Т.А. на праве собственности квартире по адресу: ...., .... По указанному адресу он был зарегистрирован по месту жительства на период с ... по ...
Однако Манукян М.Г. по указанному адресу не проживает, что подтверждается объяснениями М.Т.П., рапортом начальника отделения по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан ОУФМС России по .... в .... К,Н.С. от ...
Таким образом, Манукян М.Г. право пользования жилым помещением по адресу: .... не приобрел, в него не вселялся; адрес использовался им лишь для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан. Следовательно, Манукяном М.Г. были предоставлены в миграционные органы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего жительства, а поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора .... в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать Манукяна М.Г., ... года рождения, не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: .....
Признать постановку Манукяна М.Г., ... года рождения, на миграционный учет по месту жительства по адресу: ...., на период с ... по ... недействительной.
Обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной службы России по .... в .... снять Манукяна М.Г., ... года рождения, уроженца ...., гражданина Республики Армения, с миграционного учета по месту жительства по адресу: .....
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Лифанова
Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате 18.12.2012 года
Судья Л.Ю. Лифанова