Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10995/2021 от 30.03.2021

    Судья: Теркулов Х.А.                                                  Дело № 33а-10995/2021

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Курлаевой И.В., Вердияна Г.В.,

при помощнике судьи Сорокине Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 апреля 2021 года апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты> на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 23 декабря 2019 года по делу по административному исковому заявлению Первойкина Е. Н. к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

    объяснения представителя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты>Черицкой И.Н.,

                                      установила:

Первойкин Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом (далее – КУИ) администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения от 18.02.20219 года об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов». В качестве способа восстановления нарушенного права просил возложить обязанность на Администрацию городского округа <данные изъяты> согласовать предоставление на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью 615 кв.м, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Новая.

Требования мотивировал тем, что он является инвали<данные изъяты> группы по общему заболеванию бессрочно. На основании Федерального закона от <данные изъяты> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» обратился в администрацию городского округа Солнечногорск с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду без проведения торгов. Решением административного ответчика от <данные изъяты> Первойкину Е.Н. отказано в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» по тому основанию, что заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указано на необходимость предоставления документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По утверждению Первойкина Е.Н. отказ в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка нарушает права административного истца.

Решением Солнечногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен. Судом на КУИ админситрации городского округа <данные изъяты> возложена обязанность согласовать предоставление Первойкину Е.Н. на праве аренды без проведения торгов испрашиваемого земельного участка.

        В апелляционной жалобе КУИ администрации городского округа <данные изъяты> просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное применение материального закона.

    Заслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Первойкин Е.Н. является инвали<данные изъяты> группы по общему заболеванию бессрочно.

Первойкин Е.Н. обратился в администрацию городского округа Солнечногорск с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 615 кв.м, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Новая, в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного хозяйства.

Решением от <данные изъяты> административному истцу отказано в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» со ссылкой на то, что заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указано на необходимость предоставления документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нормами закона не регламентировано предоставление земельного участка инвалидам при предоставлении доказательств нахождения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства.

Согласно п. п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу абз. 2 ч. 6 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от <данные изъяты> № 181-ФЗ «О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).

Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, наличие у Первойкина Е.Н. инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.

С учетом изложенного, при обращении с заявлением о предоставлении указанной выше государственной услуги административный истец должен был представить документ, подтверждающий нуждаемость административного истца в улучшении жилищных условий, которым является документ о постановке на такой учет.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-1814 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». Данным регламентом, в числе прочего, предусмотрены следующие для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги: Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 12.1.2 Регламента).

        С учетом изложенного, орган местного самоуправления правомерно отказал Первойкину Е.Н. в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов», поскольку административным истцом не был представлен документ, подтверждающий нуждаемость административного истца в улучшении жилищных условий.

    Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства и положения закона не учел.

    При таких данных постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

    Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение о полном отклонении заявленного Первойкиным Е.Н. административного иска.

    Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

                                    определила:

решение Солнечногорского городского суда Московской области от 23 декабря 2019 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Первойкина Е. Н. к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги – отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-10995/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Первойкин Е.Н.
Ответчики
Администрация городского округа Солнечногорск
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
05.04.2021Судебное заседание
19.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее