ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-1193/2018Дело № 33-248/2020 | Председательствующий в суде первой инстанцииДокладчик в суде апелляционной инстанции | Колоцей М.В.Самойлова Е.В. |
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Самойловой Е.В.,
судей Адаменко Е.Г. и Сокола В.С.
при секретаре Николаевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю», Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Самойловой Е.В. об обстоятельствах дела, содержании исковых требований и возражений на них, изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
В мае 2019 года Крымский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым обратился в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь (далее - УФСИН России по РК), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю» (далее – ФКУ «Исправительная колония № 2») об обязании Управления УФСИН России по РК в течение 9-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры по обеспечению поступления финансирования для исполнения ФКУ «Исправительная колония № 2» требований уголовно-исполнительного законодательства, в части оборудования общежития (помещения) для осужденных, находящихся в отпуске, а также помещений для сушки одежды и обуви в общежитиях осужденных отрядов №№ 1,5,6, санитарно-техническим оборудованием. Также истец просил обязать ФКУ «Исправительная колония № 2» в течение 9-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию общежития (помещения) для осужденных, находящихся в отпуске, а также помещений для сушки одежды и обуви в общежитиях осужденных отрядов №№ 1,5,6, санитарно-техническим оборудованием.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в апреле 2019 года проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства, в части обеспечения надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных к лишению свободы в ФКУ «Исправительная колония № 2» установлено, что в ФКУ «Исправительная колония № 2» отсутствует общежитие (помещение) для осужденных, находящихся в отпуске, в общежитиях отрядов осужденных не оборудованы помещения для сушки одежды и обуви, установлено отсутствие в достаточном количестве санитарно-технического оборудования. Статьей 99 УИК Российской Федерации осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
В ходе проведения проверки установлено, что требования законодательства в ФКУ «Исправительная колония № 2» не соблюдаются, систематически нарушаются права осужденных на отбывание наказания в условиях, установленных законом.
Кроме того, отсутствие общежития (помещения) для осужденных, находящихся в отпуске, а также в достаточном количестве санитарно- технического оборудования, приводит к несоблюдению в исправительном учреждении требований режима, нарушению осужденными распорядка дня, несвоевременному их выходу на общие построения, что в свою очередь, не способствует исправлению осужденных. При этом цель исправления осужденных не достигается, чем нарушаются требования уголовно-исполнительного законодательства.
ФКУ «Исправительная колония № 2» является исправительной колонией общего режима с лимитом наполнения 710 мест, включая изолированный участок, функционирующий как колония-поселения на 30 мест, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 июня 2018 года № 122 «Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений и следственных изоляторов Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Крым и городу федерального значения Севастополю».
Самостоятельно администрацией ФКУ «Исправительная колония № 2», за счет собственных средств устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение колонии осуществляется ФСИН России по РК, поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из указанной вышестоящей организации.
С целью устранения выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым вносились представления в адрес ФКУ «Исправительная колония № 2», прокуратурой Республики Крым - в адрес ФСИН России по РК, однако нарушения закона не устранены до настоящего времени. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд в целях устранения нарушения закона в судебном порядке
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2019 года исковые требования Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов Республики Крым в исправительных учреждениях удовлетворены.
На УФСИН России по РК возложена обязанность в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры по обеспечению поступления финансирования для исполнения ФКУ «Исправительная колония № 2» требований уголовно-исполнительного законодательства, в части оборудования общежития (помещения) для осужденных, находящихся в отпуске, а также помещений для сушки одежды и обуви в общежитиях осужденных отрядов №№ 1,5,6, санитарно-технического оборудования, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания 8 умывальников (рукомойников), в уборной комнате 8 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 4 в уборной комнате 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате 5 унитазов.
На ФКУ «Исправительная колония № 2» возложена обязанность в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию общежития (помещения) для осужденных, находящихся в отпуске, а также помещений для сушки одежды и обуви в общежитиях осужденных отрядов №№ 1,5,6, санитарно-технического оборудования, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания 8 умывальников (рукомойников), в уборной комнате 8 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 4 в уборной комнате 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате 5 унитазов (том 1 л.д. 140-144).
Не согласившись с вышеуказанным решением, УФСИН России по Республике Крым и ФКУ «Исправительная колония № 2» подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
ФКУ «Исправительная колония № 2» в своей апелляционной жалобе выразило несогласие со сроком исполнения возложенных решением суда обязанностей по оборудованию общежития (помещения) для осужденных, находящихся в отпуске, а также помещений для сушки одежды и обуви в общежитиях осужденных, считало его недостаточным, поскольку исполнение решения суда возможно лишь после осуществления финансирования работ по проведению капитального ремонта зданий общежитий и перепланировки общежития № 2.
УФСИН России по Республике Крым в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что УФСИН России по Республике Крым, являясь распорядителем бюджетных средств, приняло исчерпывающие меры по обеспечению финансирования ФКУ «Исправительная колония № 2» для исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 октября 2019 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ и к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказания России.
Поскольку судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения было допущено существенное нарушение норм процессуального права, выразившееся в не привлечении к участию в деле Федеральной службы исполнения наказания России, которая осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В связи с изложенными обстоятельствами, по правилам пункта 1 части 1, пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции имеются безусловные основания для отмены решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 июня 2019 года.
Принимая во внимание, что при отмене решения судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового судебного постановления.
5 декабря 2019 года, уточнив свои исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Крымский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, просил возложить на ФСИН России обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступление решения в законную силу организовать материально-техническое и финансовое обеспечение УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю для оборудования на территории ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» общежития (помещения) отряда осужденных, находящихся в отпуске, а также оборудования в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-технического оборудования, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников); в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате всего не менее 5 унитазов. Возложить обязанность на УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» для оборудования на территории данного исправительного учреждения общежития (помещения) отряда осужденных, находящихся в отпуске, а также оборудованию в отрядах осужденных в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-технического оборудования, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников); в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате всего не менее 5 унитазов. Возложить на ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» в течение двенадцати месяцев с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения принять меры к оборудованию на территории учреждения общежития (помещений) отряда осужденных, находящихся в отпуске; оборудовать в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-техническое оборудование, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников); в общежитии для осужденных отряда № в уборной комнате всего не менее 5 унитазов.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представители истца – заместитель Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым ФИО11, прокурор отдела прокуратуры Республики Крым ФИО12 поддержали исковые требования, дополнительно пояснили, что для оборудования на территории колонии общежития для осужденных, находящихся в отпуске, не требуется реконструкция или строительство нового здания, поскольку имеются свободные помещения, которые не используются по назначению, именно эти помещения и могут быть оборудованы под общежитие. Отсутствие санитарно-технического оборудования в достаточном количестве, предусмотренном Приказом № 512 от 27 июля 2006 года, нарушает права осужденных. При этом колония не имеет достаточных средств для устранения указанных недостатков, в связи с чем, без надлежащего финансирования со стороны УФСИН России по РК, а также ФСИН России, отсутствует возможность устранить нарушение требований закона.
Представители УФСИН России по РК и г. Севастополю – ФИО13 и ФИО14, которая также представляет интересы ФСИН России, в судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции возражали против удовлетворения исковых требований, пояснили, что колония строилась в 1979 году, поэтому на неё не могут распространяться требования приказа № 130-дсп в части оборудования общежитий для осужденных, находящихся в отпуске. На территории колонии имеются другие помещения, не используемые по назначению, но в них не может быть размещено общежитие. Также не могут быть оборудованы санузлы тем количеством санитарного оборудования, которое указано в иске, поскольку площадь помещений не позволяет это сделать.
Представитель ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» - ФИО15 также в судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не признала исковые требования, пояснила, что колония не имеет возможности оборудовать общежитие, необходимо строительство нового помещения для осужденных, находящихся в отпуске.
Судебная коллегия, исходя из установленных по делу обстоятельств, с учетом подлежащих применению норм материального права, оценив представленные сторонами по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон по делу, приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 июня 2018 года № 122 «Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений и следственных изоляторов Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю» ФКУ «Исправительная колония № 2» является исправительной колонией общего режима с лимитом наполнения 710 мест, включая изолированный участок, функционирующий как колония-поселения на 30 мест.
Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Республики Крым в апреле 2019 года проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ «Исправительная колония № 2» в части обеспечения надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных к лишению свободы.
Проверкой установлено, что на территории исправительного учреждения отсутствует общежитие (помещение) для осужденных, находящихся в отпуске, в общежитиях отрядов осужденных установлено недостаточное количество санитарно-технического оборудования, так в отряде № 1, где содержится 116 осужденных, в умывальной комнате имеется 5 умывальников (рукомойников) вместо 7, 4 напольных унитаза вместо 7, в отряде № 3, где содержится 130 осужденных, в умывальной комнате имеется 7 умывальников (рукомойников) вместо 8, 7 напольных унитазов вместо 8, в отряде № 5, где содержится 22 осужденных, имеется 4 напольных унитаза вместо 5.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются пояснениями их представителей, данных в ходе рассмотрения дела судом.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Частью 1 статьи 17 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 27 июля 2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе предусмотрено наличие на территории исправительного учреждения помещения для проведения осужденными отпусков (жилой блок на 3-х человек). В состав помещения для проведения осужденными отпусков при учреждении (жилой блок на 3-х человек) должны быть включены прихожая, жилая комната, кухня, душевая, совмещенная с санузлом, помещение для младшего инспектора, комната отдыха и комната для занятий физкультурой.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02 марта 2003 года N 130дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, пункт 1.1 которой гласит, что нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Инструкцией фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных.
В Приложении NN 1, 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", предусмотрено, что в общежитиях отрядов учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы должен устанавливаться 1 умывальник на 10 человек.
В соответствии с вышеуказанным приказом расчет унитазов произведен с учетом 1 единица на 10 человек.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от 25 ноября 2010 года "Дело "К.Р. против Российской Федерации", указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно подпункту 6 п. 3 Положения задачей Федеральной службы исполнения наказаний России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регулируется статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие нормы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205.
В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В нарушение закрепленных Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" норм (Приложение № 2), в ФКУ «Исправительная колония № 2» на территории учреждения отсутствует общежитие (помещение) отряда осужденных, находящихся в отпуске; в отрядах осужденных, согласно утвержденных норм, отсутствует санитарно-техническое оборудование, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания 7 унитазов, в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания - 8 умывальников (рукомойников), в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате - 5 унитазов.
Установленные судом нарушения требований законодательства в части обеспечения надлежащих условий отбывания наказания ставят в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в ФКУ «Исправительная колония № 2» и свидетельствует о нарушении прав осужденных.
Согласно информации, предоставленной суду апелляционной инстанции врио начальника ФКУ «Исправительная колония № 2» ФИО16 от 30 октября 2019 года № 32/ТО/50/15-7615, при выделении финансирования в рамках капитального ремонта в учреждении имеется возможность оборудовать помещения для осужденных, находящихся в отпуске, в отряде № 3. Оборудование данного помещения не будет нарушением нормы жилой площади на одного осужденного. При наличии денежных средств на капитальный ремонт в рамках проведения которого можно будет оборудовать в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания 2 умывальника (рукомойника), в уборной комнате 7 унитазов, в общежитии отряда осужденных № 3 в комнате для умывания 1 умывальник (рукомойник), в уборной комнате 7 унитазов, в общежитии отряда осужденных № 7 в уборной комнате 5 унитазов.
Кроме того, из сообщения, предоставленного заместителем начальника ФКУ «Исправительная колония № 2» Рябовым Н.Д. в адрес Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым 15 января 2020 года № 32/ТО/50/15-238, копия которого представлена суду апелляционной инстанции представителями истца, следует, что на территории колонии в здании «Больницы» на 3-ем этаже, на котором располагается карантинное отделение, из общей площади не используется 86 кв.м в виду отсутствия ремонта, после проведения капитального ремонта, помещения будут использованы для осужденных, согласно их назначению. В общежитиях № 2 для спецконтингента (1 этаж) располагаются помещения общей площадью 367,7 кв.м, переданные по договору безвозмездного пользования № 8 от 19 февраля 2019 года ФКО № 233 ФСИН России, в настоящее время обучение в указанных помещениях не проводится. Кроме того, на территории производственной зоны учреждения имеется здание швейного цеха общей площадью 1013,6 кв.м, которое в настоящее время не используется. Таким образом, утверждения представителей ответчиков ФКУ «Исправительная колония № 2», УФСИН России по РК и ФСИН России о невозможности переоборудования зданий (помещений), находящихся на территории исправительного учреждения, в общежитие (помещение) для осужденных, находящихся в отпуске, не нашли своего подтверждения и опровергаются информацией, предоставленной руководителем исправительного учреждения.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ФКУ «Исправительная колония № 2» имеется возможность для устранения выявленных нарушений прав осужденных, в связи с чем, исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым о возложении обязанности на УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» для оборудования на территории данного исправительного учреждения общежития (помещения) отряда осужденных, находящихся в отпуске, а также оборудования в отрядах осужденных в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-технического оборудования, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников); в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате всего не менее 5 унитазов и возложении на ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» в течение двенадцати месяцев с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения принять меры к оборудованию на территории данного исправительного учреждения общежития (помещения) отряда осужденных, находящихся в отпуске, а также оборудованию в отрядах осужденных в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-технического оборудования, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов; в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников); в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате всего не менее 5 унитазов, подлежат удовлетворению.
При этом судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложении на ФСИН России обязанности в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать материально-техническое и финансовое обеспечение УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю для проведения на территории ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» вышеуказанных работ, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания" предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы. При этом финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 Закона).
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу ФКУ «Исправительная колония № 2» является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ «Исправительная колония № 2» на праве оперативного управления.
Пунктами 1.3, 4.2 Устава предусмотрено, что указанное учреждение находится в ведении ФСИН России. ФСИН России в отношении учреждения осуществляет контроль за деятельностью данного учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества.
В силу п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет следующие полномочия, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, лишь в случае недостаточности либо отсутствия у ФКУ «Исправительная колония № 2» и УФСИН России по РК денежных средств для проведения вышеуказанных работ обязанность по выделению денежных средств должна быть возложена на собственника - ФСИН России.
Доводы ответчиков о том, что Приказ Федеральной службы исполнения наказаний России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" устанавливает нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода помещений для проведения осужденными отпусков только при наличии данных помещений в учреждении, не предусматривая обязанность выделить и оборудовать такие помещения, не могут быть признаны обоснованными, поскольку данный нормативный акт содержит перечень оборудования, которое должно находиться в том или ином помещении (комнате), что свидетельствует о необходимости наличия указанного помещения (комнаты) в исправительном учреждении (в частности, помещения, предназначенного для проведения отпусков работающими осужденными), при этом действие приказа распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия указанного нормативного акта.
Доводы ответчиков о том, что здания и сооружения, находящиеся на балансе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2», были построены до введения в действие Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной Приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-дсп, которая применяется только в отношении проектирования, строительства и оборудования исправительных учреждений после 2003 года, также не может быть признана состоятельной, поскольку подобная дифференциация ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия указанной Инструкции, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года, что свидетельствует о нарушении прав таких осужденных (определения Верховного Суда Российской Федерации №18-КГПР14-6, № 91-КГ19-3 № 91-КГ18-9).
Кроме того, оборудование помещения для размещения осужденных, находящихся в отпуске, на территории ФКУ «Исправительная колония № 2» не связано с проектированием, строительством или реконструкцией дополнительных зданий, а может быть осуществлено при наличии финансирования путем проведения ремонта в уже имеющихся помещениях.
Таким образом, приведенное обстоятельство само по себе не освобождает исправительное учреждение от исполнения возложенных на него обязанностей, притом, что строительство зданий и сооружений Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» в соответствии с ранее действовавшими нормативами не свидетельствует о наличии препятствий к их переоборудованию в настоящее время с целью создания надлежащих условий содержания осужденных, привлеченных к труду.
Кроме того, руководителем исправительной колонии подтверждено, что оборудование в учреждении помещения, предназначенного для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, не повлечет уменьшение нормы жилой площади в отношении других осужденных, составляющей в соответствии с требованиями закона не менее 2 кв.м на каждого осужденного.
При таких обстоятельствах и с учетом принципа исполнимости судебного акта, в отсутствии допустимых и достаточных доказательств возможности устранения нарушений законодательства в исправительном учреждении за счет собственных средств, судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанности по финансированию мероприятий на УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, а в случае недостаточности финансирования – на Федеральную службу исполнения наказаний России.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 327.1, пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2019 года отменить.
Исковые требования Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю» в течение двенадцати месяцев с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения принять меры к оборудованию на территории учреждения общежития (помещений) отряда осужденных, находящихся в отпуске; оборудовать в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-техническое оборудование, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов, в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников), в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате всего не менее 5 унитазов.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать материально-техническое и финансовое обеспечение Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю» для оборудования на территории учреждения общежития (помещений) отряда осужденных, находящихся в отпуске; оборудовать в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-техническое оборудование, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов, в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников), в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате всего не менее 5 унитазов.
При недостаточности денежных средств у Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь, возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России обеспечить финансирование Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь для организации материально-технического и финансового обеспечения Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю» для оборудования на территории учреждения общежития (помещений) отряда осужденных, находящихся в отпуске; оборудовать в отрядах осужденных согласно утвержденных норм санитарно-техническое оборудование, а именно: в общежитии для осужденных отряда № 1 в комнате для умывания всего не менее 7 умывальников (рукомойников), в уборной комнате для умывания не менее 7 унитазов, в общежитии для осужденных отряда № 3 в комнате для умывания всего не менее 8 умывальников (рукомойников), в общежитии для осужденных отряда № 5 в уборной комнате всего не менее 5 унитазов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий Е.В. Самойлова
Судьи Е.Г. Адаменко
В.С. Сокол