Мотивированное решение составлено 12.10.2018г.
Дело № 2 – 1236 / 2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года г.Ярославль
Красноперекопский районный суд г.Ярославля в составе:
судьи Тарасовой Л.А.,
при секретаре Кривко М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суворова Олега Юрьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Ярославле о включении периода военной службы в стаж работы, возобновлении выплаты пенсии,
у с т а н о в и л :
Суворов О.Ю. обратился в суд с иском к УПФР в г. Ярославле о включении периода военной службы в стаж работы, возобновлении выплаты пенсии, указав, что 06.01.2018 г. обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по достижении возраста 57 лет и 4 месяцев - в связи с наличием необходимого по продолжительности специального стажа работы в районах КрайнегоСевера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.20.04.2018 г., после проведения дополнительной проверки представленных документов УПФР было вынесено решение № 135/18 о назначении пенсии с 06.01.2018 г., и в мае была выплачена пенсия за период январь-май 2018 года.09.06.2018 г. УПФР было принято новое решение № 135/18, период прохождения срочной военной службы с 10.08.1984 по 26.08.1986 был исключен, выплата пенсии прекращена. По основаниям, изложенным в иске, истец просил признать незаконным решение УПФР в г. Ярославле от 09.06.2018 г. № 135/18 о прекращении выплаты пенсии с 01.06.2018 г.; обязать ответчика включить период прохождения Суворовым О.Ю. действительной военной службы по призыву с 10.08.1984 г. по 26.08.1986 г. в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на уменьшение установленного возраста выхода на пенсию, и возобновить выплату пенсии со дня прекращения - с 01.06.2018 г., взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Истец Суворов О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика УПФР в г. Ярославле по доверенности Сиротина Ю.А. и Шикирьянова Е.О. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Установлено, что 06.01.2018 г. Суворов О.Ю. обратился в УПФР в г. Ярославле с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Ярославле №135/18 от 20.04.2018 г. Суворову О.Ю. была назначена досрочная страховая пенсия с 06.01.2018 г. Специальный стаж работы в районах Крайнего Севера составил 8 лет 2 месяца 16 дней, при требуемом стаже 8 лет.
Решением начальника УПФР в г. Ярославле №135/18 от 09.06.2018 г. выплата пенсии Суворову О.Ю. прекращена с 01.06.2018 г. Указанным решением не включен в специальный стаж истца период прохождения срочной военной службы с 10.08.1984 по 26.08.1986 на должностях офицерского состава, т.к. постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, зачет действительной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» служба на должностях офицерского состава не предусмотрен. Решение от 20.04.2018 № 135/18 о назначении пенсии Суворову О.Ю. признано недействительным, как принятое без достаточных оснований (специальный стаж составил 6 лет 1 мес. 29 дней при требуемом в возрасте 57лет 4 месяца - 8 лет).
Суд считает данное решение не законным по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ст. 33 ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Президиумом Верховного Совета СССР 10 февраля 1960 г. был принят Указ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 г. N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и вместностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 г.) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII"О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в района Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. "О всеобщей воинской обязанности",введенного в действие с 1 января 1968 г. и действующего в спорный период времени, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы, и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности (п. 2).
Согласно аттестационному листу, подписанному 26.02.1982 г. начальником военной кафедры ОРГАНИЗАЦИЯ 1 , Суворову О.Ю. присвоено офицерское звание лейтенант-инженер запаса.
Из материалов дела следует, что Суворов О.Ю. в период с 09.06.1984 г. по 26.08.1986 г. проходил военную службу в ВС СССР по призыву в звании старший лейтенант в должности заместителя командира роты по политической части в войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной в АДРЕС, относящемуся к районам Крайнего Севера.
При этом из выписки из приказа №0401 от 16.08.1986 г., №16539 от 26.08.1986 г. следует, что лейтенант Суворов О.Ю. был призван на действительную военную службу на 2 года в соответствии с пунктом 2 ст. 66 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" и уволен с действительной военной службы в запас по ст. 70 п. «А» (по выслуге срока действительной военной службы).
В соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР (ст. ст. 3, 5 Закона).
Согласно ст. 62 названного Закона порядок прохождения воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР определяется Советом Министров СССР в соответствии с настоящим Законом. Лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР состоят на действительной военной службе и в запасе Вооруженных Сил СССР до установленных законом предельных возрастов.
В соответствии со ст. 66 Закона лица офицерского состава запаса могут быть определены в мирное время на действительную военную службу для использования на офицерских должностях:
1) в добровольном порядке - решением Министра обороны СССР;
2) по призыву - на два - три года из числа лиц, имеющих возраст не более 30 лет, в количестве и по военно-учетным специальностям, определяемым Советом Министров СССР.
Таким образом, истец в полной мере соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 78 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".
То обстоятельство, что действительная военная служба по призыву истца в спорный период проходила в районах Крайнего Севера, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорено.
В пределах трехмесячного срока с момента увольнения из армии, 25.11.1986г., истец был принят на работу на должность старшего группового механика флота ОРГАНИЗАЦИЯ 2 предприятие располагалось в АДРЕС, относящемся к районам Крайнего Севера.
При указанных обстоятельствах имеются основания для включения спорного периода военной службы в специальный стаж истца.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии); днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», период прохождения военной службы по призыву с 10.08.1984г. по 26.08.1986г. и возложении на ответчика обязанности с 01.06.2018г. возобновить выплату ранее назначенной пенсии.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ по данному делу с ответчика подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Ярославле № 135/18 от 09.06.2018 г. в отношении Суворова Олега Юрьевича недействительным.
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле включить в специальный стаж Суворова Олега Юрьевича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», период прохождения военной службы по призыву с 10.08.1984г. по 26.08.1986г.
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле с 01.06.2018г. возобновить Суворову Олегу Юрьевичу выплату ранее назначенной пенсии.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Ярославле в пользу Суворова Олега Юрьевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья (подпись) Л.А.Тарасова