Дело № 2-329/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2019 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.И.,
при секретаре Карнишевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поташевой И. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в страховой и льготный стаж, перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд по тем основаниям, что ответчиком не учтены в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы индивидуальным предпринимателем с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Считает отказ незаконным, поскольку за указанные периоды ею уплачен единый налог на вмененный доход. Свою деятельность она осуществляла в г. Кондопога, который относится к МКС. Просит включить указанные периоды в страховой и льготный стаж, произвести перерасчет пенсии с ХХ.ХХ.ХХ.
В судебное заседание истец не явилась, извещена.
Представитель ответчика Константинова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что оснований для включения в страховой и льготный стаж спорных периодов не имеется, поскольку отсутствуют сведения об уплате фиксированного размера страховых взносов за первое полугодие 2002 года, с ХХ.ХХ.ХХ уплата единого налога на вменный доход не приравниваться к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. В августе 1999 истец находилась в отпуске, о чем ею собственноручно указано в декларации, за указанный месяц также отсутствует уплата налога.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные положения предусматривались и ранее действующими Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 10) и Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 89).
Согласно ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Определяя в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе, индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 № 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, неуплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за их деятельностью со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
При этом пунктом 5 ранее действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» предусматривалось, что к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В пункте 14 названного Постановления Правительства Российской Федерации также содержалось указание на то, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставится в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов. При этом, законодатель определил перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов: взносов на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и после 01.01.2002 - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 - документами территориальных налоговых органов.
В силу статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (в ранее действующей редакции 2001 года) индивидуальные предприниматели уплачивали суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа с 01.01.2002.
В соответствии со статьей 1 ранее действующего Федерального закона от 31.07.1998 года № 148-ФЗ «О едином социальном налоге на вмененный доход» не взимались платежи в государственные внебюджетные фонды, в том числе страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С введением с 01.01.2001 единого налога, установленного Налоговым законодательством, страховые взносы были включены в состав единого социального налога на вмененный доход, поэтому п. 2 ст. 29 Закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» и п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 (в редакции от 17.10.2009) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» предусматривалось, что при применении Закона от 17.12.2001 уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу названного Закона (до 01.01.2002) приравнивалась к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенные правовые нормы, следует признать, что для включения заявленных истцом спорных периодов работы в страховой и льготный стаж истцу необходимо доказать уплату единого налога на вмененный доход за август 1999 года, а с 01.01.2002 по 30.06.2002 уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, с последующими его изменениями и дополнениями, Кондопожский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что Поташева И.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
Согласно сведениям из ЕГРИП Поташева И.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ХХ.ХХ.ХХ, прекратила статус ХХ.ХХ.ХХ.
Из материалов дела усматривается, что периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ не включены ответчиком в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку за указанные периоды истцом не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Из справки МИФНС № 9 по РК от ХХ.ХХ.ХХ усматривается, что истец в качестве предпринимателя осуществляла деятельность по предоставлению парикмахерских услуг в г. Кондопога. Как следует из декларации о доходах, полученных в 1999 году, представленной Поташевой И.В. ХХ.ХХ.ХХ в МИФНС № 9, за июль и сентябрь ею получено доходов в размере 1260 рублей, а в августе указано, что находилась в отпуске, размер дохода не указан. Сведений об уплате единого налога на вмененный доход за август 1999 года не имеется, таких доказательств истцом суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено. В МИФНС № 9 по РК таких сведений также не имеется.
В материалах дела имеются сведения об уплате Поташевой И.В. единого налога на вменный доход за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, что подтверждается соответствующими свидетельствами. Вместе с тем доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, истцом суду не представлено. Ответчиком уплата страховых взносов за указанный период не подтверждается.
Учитывая изложенное, отсутствие доказательств уплаты страховых взносов за спорные периоды работы, суд приходит к выводу о невозможности включения в страховой и льготный стаж спорных периодов работы, в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья О.И. Макарова
Решение в окончательной форме принято 01.04.2019.