Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Орловой Л.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Колесниковой ФИО7 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
Установил:
Истица обратилась в суд с иском ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истица указала, что обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес>. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> отказало истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы, засчитав в специальный стаж работы 28 лет 00 месяцев 22 дней. Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера по приему вызовов от населения в ГБУЗ СО «<адрес> станция скорой медицинской помощи».
Истица, не согласившись с данным решением ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес>, обратилась в суд, просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости; обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера по приему вызовов от населения в ГБУЗ СО «<адрес> станция скорой медицинской помощи»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности врача ультразвуковой диагностики централизованного отделения функциональной диагностики и ультразвуковой томографии главного корпуса в ГБУЗ «<адрес> областная клиническая больница им. ФИО4; обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х г. о. <адрес> назначить досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента возникновения права, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Колесникова М.В. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, дала пояснения аналогичные описательной части решения.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> по доверенности ФИО5 исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в протоколе и решении УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес>, просила в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства судом установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Колесникова М.В. обратилась в ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 и части 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, ранее достижения возраста установленного статьей 8 вышеуказанного закона, из-за отсутствия на дату обращения (ДД.ММ.ГГГГ) требуемого медицинского стажа 30 лет, не включив в специальный медицинский стаж следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера по приему вызовов от населения в ГБУЗ СО «<адрес> станция скорой медицинской помощи»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации.
Суд соглашается с доводами ответчика о невозможности зачета спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера по приему вызовов от населения в ГБУЗ СО «<адрес> станция скорой медицинской помощи» по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066.
Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464) работа в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данный список введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи), а также в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможности зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должностях медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) и фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Исходя из приведенных норм правового регулирования спорных отношений у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для включения Колесниковой М.В. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости указанных спорных периодов ее работы в должности фельдшера по приему вызовов в отделении скорой медицинской помощи в ГБУЗ СО «<адрес> станция скорой медицинской помощи», поскольку эти должности не поименованы в соответствующих списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Доводы ответчика о невозможности зачета спорных периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (нахождения на курсах повышения квалификации) в специальный медицинский стаж являются ошибочными.
Суд считает, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно не включены в специальный медицинский стаж по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В связи с этим, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы.
С данной средней заработной платы, сохраняемой на период нахождения на курсах повышения квалификации работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.
В указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации трудовые отношения истицы с учреждением здравоохранения не прерывались, за ней сохранялись рабочее место и средний заработок, работодателем перечислялись обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, по окончанию прохождения курсов повышения квалификации истицей были получены соответствующие документы об окончании, а именно свидетельства о прохождении повышения квалификации.
Данные периоды необходимо рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, требование истицы о включении в специальный стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Требование истицы о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в должности врача ультразвуковой диагностики централизованного отделения функциональной диагностики и ультразвуковой томографии главного корпуса в ГБУЗ «<адрес> областная клиническая больница им. ФИО4» в специальный медицинский стаж работы не подлежит удовлетворению.
Статьей 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен порядок рассмотрения поданного гражданином заявления о назначении страховой пенсии.
Статьей 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Судом установлено, что Колесникова М.В. с заявлением о включении в специальный стаж истца указанного спорного периода ее работы в ГБУЗ «<адрес> областная клиническая больница им. ФИО4» в должности врача ультразвуковой диагностики централизованного отделения функциональной диагностики и ультразвуковой томографии главного корпуса Управлением Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес>х г.о. <адрес> не рассматривался.
Поскольку Колесникова М.В. не обращалась с заявлением о включении в специальный стаж истца указанного спорного периода и данный вопрос не был предметом рассмотрения пенсионного органа, суд приходит к выводу, что у суда не имеется оснований для включения в специальный стаж Колесниковой М.В. периода ее работы в должности врача ультразвуковой диагностики централизованного отделения функциональной диагностики и ультразвуковой томографии главного корпуса в ГБУЗ «<адрес> областная клиническая больница им. ФИО4». При этом, суд учитывает, что назначение пенсии на будущее время действующим законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренные пп 20 п. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Колесниковой ФИО8 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес> включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном порядке периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.А. Орлова