Дело № 2а-664/2021
УИД 13RS0013-01-2021-000261-31
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Ковылкино 14 сентября 2021 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Артемкиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Фоминой А.В.,
с участием в деле: помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Воробьевой Ю.А.,
административного истца – Кололейкина О.В.,
административного ответчика – Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ковылкинский» Гусевой Н.В., действующей на основании доверенности № 17 от 11.08.2021 года, со сроком действия по 31.12.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению административного истца Кололейкина О.В. к административному ответчику - Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ковылкинский» об оспаривании сообщения Врио начальника ММО МВД России «Ковылкинский» от 31 декабря 2020 года, признании его недействующим и не имеющим юридической силы нормативно-правовым актом, взыскании компенсации в возмещение морального вреда в размере 150 000 рублей,
установил:
Кололейкин О.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику - Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ковылкинский» об оспаривании сообщения Врио начальника ММО МВД России «Ковылкинский» от 31 декабря 2020 года, признании его недействующим и не имеющим юридической силы нормативно-правовым актом, взыскании компенсации в возмещение морального вреда в размере 150 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что 10.12.2020 года он обратился в ММО МВД России «Ковылкинский» с заявлением о нарушениях действующего законодательства и просил устранить нарушения закона для установления по ранее рассмотренному гражданскому делу вновь открывшихся или новых обстоятельств, на которое получил ответ от 31.12.2020 года, что по результатам проведенной проверки доводы, изложенные в обращении, не содержат нарушений действующего законодательства. Данный ответ считает нормативно правовым актом, затрагивающим его права и интересы, который, по его мнению, является неполным, немотивированным, недостоверным, не содержащим ссылок на нормативно-правовые акты, которые послужили основанием для принятия решения, поэтому просит признать ответ ММО МВД России «Ковылкинский» от 31.12.2020 года недействующим, не имеющим юридической силы нормативно-правовым актом и взыскать с административного ответчика компенсацию в возмещение морального вреда в размере 150 000 рублей в связи с переживаниями по поводу изложенных в ответе сведений, порочащих его достоинство, как пенсионера МВД.
В судебном заседании административный истец Кололейкин О.В. поддержал заявленные им требования по основаниям, изложенным в его административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ковылкинский» Гусева Н.В. административные исковые требования не признала, пояснив, что доводы Кололейкина О.В. в его обращении, с которым он обратился 10.12.2020 года в ММО МВД России «Ковылкинский» были тщательно проверены и, в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», в установленный законом срок, правомочным лицом ММО МВД России «Ковылкинский» 31.12.2020 года ему был дан ответ, который не является нормативно-правовым актом и не подлежит обжалованию в рамках КАС РФ.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, прокурора, возражавшего против требований административного истца и просившего оставить его административные исковые требования без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Признаки административного правового акта приведены в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 997 года № 17-П и от 31 марта 2015 года № 6-П).
В рамках данного административного иска административный истец Кололейкин О.В. просит признать недействующим и не имеющим юридической силы ответ ММО МВД России «Ковылкинский от 31.12.2020 года, который, как следует из выше указанных норм закона, не обладает признаками нормативного правового акта, так как им не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для применения неопределенным кругом лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Как следует из пункта 12 выше указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, в частности, требования об оспаривании ответов, данных государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами при реализации обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», за исключением случаев, когда такие ответы приобрели характер актов, обладающих нормативными свойствами, например, при доведении их содержания до сведения подведомственных органов и (или) организаций либо размещении их на официальном сайте соответствующего органа власти.
Административным истцом оспаривается ответ ММО МВД России «Ковылкинский» от 31.12.2020 года на его обращение от 10.12.2020 года, рассмотренное административным ответчиком в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон РФ от 02.05.2006 года №59-ФЗ).
Порядок и сроки рассмотрения обращения граждан определен статьями 10 и 12 указанного Федерального закона РФ от 02.05.2006 года №59-ФЗ, согласно которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Судом установлено, что по письменному обращению Кололейкина О.В.в ММО МВД России «Ковылкинский» проведено объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение, о чем Кололейкину О.В., в установленный законом срок, дан ответ.
Нарушений действующего законодательства при рассмотрении данного обращения Кололейкина О.В. не установлено, в этой связи оснований для удовлетворения требований административного истца Кололейкина О.В. не имеется, равно как и нет оснований для удовлетворения его требований о возмещении компенсации морального вреда, ввиду отсутствия незаконных действий административного ответчика.
Учитывая изложенное, руководствуясь, статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные требования административного истца Кололейкина О.В. к административному ответчику - Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ковылкинский» об оспаривании сообщения Врио начальника ММО МВД России «Ковылкинский» от 31 декабря 2020 года, признании его недействующим и не имеющим юридической силы нормативно-правовым актом, взыскании компенсации в возмещение морального вреда в размере 150 000 рублей, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия Л.В.Артемкина
Мотивированный текст решения изготовлен 20 сентября 2021 года.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия Л.В.Артемкина