Дело № 5-186/2021,
УИД 13RS0015-01-2021-000417-39
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснослободск 21 мая 2021 г.
Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Симонов В.Ю., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, возбужденного по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Куликова Б. В.,
установил:
21 мая 2021 г. в Краснослободский районный суд Республики Мордовия поступил протокол № 165020 от 13 мая 2021 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Куликова Б.В. с приложенными материалами.
Протокол об административном правонарушении с приложенными материалами подлежит возвращению по следующим основаниям.
Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, место, время совершения и событие административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в указанные протоколы.
Правильность составления протокола об административном правонарушении, правильность оформления иных материалов дела и их достаточность для рассмотрения протокола по существу, выясняется судьей при подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.1 КоАП РФ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд решает вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Часть 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
Протокол об административном правонарушении №165020 от 13 мая 2021г. составленный в отношении Куликова Б.В., направленный в суд, не соответствует требованиям, предъявляемым статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении к содержанию данного процессуального документа.
Из материалов дела следует, что первоначально протокол об административном правонарушении в отношении Куликова Б.В. поступил для рассмотрения в суд 14 мая 2021г., определением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия возвращен в ММО МВД РФ «Краснослободский» для устранения недостатков.
Указанные недостатки подлежали устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В представленных материалах имеется новый протокол №165020 составленный в отношении Куликова Б.В., однако отсутствуют сведения о об извещении Куликова Б.В. о необходимости явки в ММО МВД РФ «Краснослободский» для его составления, либо достоверные сведения сведения о том, что новый протокол составлен в присутствии самого Куликова Б.В. или его защитника.
Кроме этого из протокола об административном правонарушении и приложенных материалов усматривается, что лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Куликов Б.В. отказался от подписи в графах о разъяснении ему прав и о получении протокола об административном правонарушении. Между тем, к материалам дела не приложены сведения, свидетельствующие о направлении копии данного протокола лицу в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении Куликову Б.В.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении и представленные материалы дела об административном правонарушении содержит существенные недостатки, которые препятствуют принятию к производству Краснослободского районного суда Республики Мордовия дела об административном правонарушении в отношении Куликова Б.В.
Кроме того, считаю необходимым указать, что устранение недостатков в протоколе возможно путем составления нового протокола, подлежащего вручению лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
определил:
протокол № 165020 от 13 мая 2021 г. и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Куликова Б. В. возвратить в Межмуниципальный отдел МВД России «Краснослободский» для устранения недостатков.
Судья В.Ю. Симонов