судья – Грачев П.А. дело № 33-38668/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 декабря 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Суслова К.К., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Суслова К.К.
при секретаре Кирюшиной М.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Стаценко И.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 03.04.2018г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -
установила:
Стаценко И.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Темрюкский район, администрации Голубицкого сельского поселения и просил обязать ответчика в установленном законом порядке внести сведения об внутри поселковой автомобильной дороге общего пользования от перекрестка <...> с <...> до <...> государственный реестр автомобильных дорог (ЕГРАД). Обязать ответчика установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадь земельного участка 24104 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - пляжи, благоустроенные набережные, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, побережье Азовского моря, центральный пляж, публичный сервитут для пользования внутри поселковой автомобильной дороге общего пользования. Обязать ответчика оборудовать внутри поселковую автомобильную дорогу от перекрестка <...> с <...> до <...> в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, в т.ч. в области организации дорожного движения, санитарными, экологическими и другими требованиями, в частности установить дорожные знаки, разметку, ограждение.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 03.04.2018г. в удовлетворении исковых требований Стаценко Игоря Анатольевича к администрации Голубицкого сельского поселения, администрации МО Темрюкский район об устранении препятствий в пользовании имуществом — отказано.
Не согласившись с решением суда от 03.04.2018г., истец подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, принять новое решение по делу об удовлетворении его требований. Указывает на нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Судом не получено от истца неопровержимых доказательств его исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу, администрация МО Темрюкский район просила оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Тестов А.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участвующего лица, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, содержание обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что истец Стаценко И.А. является собственником нежилого двухэтажного здания кадастровый <...>, общей площадью 148,5 кв.м, расположенного на земельном участке кадастровый <...>, общей площадью 3344 кв.м, вид разрешённого использования: дом отдыха, категория земель: земли населенных пунктов, расположенные по адресу: Краснодарский край <...>, на основании договора купли-продажи нежилых зданий с земельными участками от 24.10.2016 года, в соответствии со ст. 131 ГК РФ право зарегистрировано, что подтверждается выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделки с ним от 28.10.16 года.
Истец считает, что ответчик создает ему препятствия в реализации права собственности на указанное имущество, поскольку к принадлежащему ему вышеуказанному недвижимому имуществу отсутствуют подъездные пути, предусмотренная генеральным планом Голубицкого сельского поселения внутри поселковая автомобильная дорога от перекрестка <...> с <...> до <...> отсутствует, часть дороги, в границах кадастрового квартала 23:30:0401001, проходит через по земельному участку с кадастровым номером <...>, площадь земельного участка 24104 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - пляжи, благоустроенные набережные, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, побережье Азовского моря, центральный пляж, который предоставлен администрацией Голубицкого сельского поселения в аренду до 25.05.2025 года предпринимателю Дандиной Светлане Георгиевне, договор аренды земельного участка № 3000007396 от 27.07.2016 года и перекрыта.
Согласно ст. 3 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
В соответствии со ст. 3 «Правил формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог» утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 20.05.2009 г., №80 формирование и ведение реестра осуществляется Федеральным дорожным агентством на основании данных учета автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
Суд первой инстанции сделал вывод о необоснованости требований истца о внесении сведений о внутри поселковой дороге в единый государственный реестр автомобильных дорог поскольку, администрация МО Темрюкский район не может являться собственником, владельцем автомобильной дороги, которая по факту не создана как объект транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он мотивирован и основан на доказательствах, собранных в период рассмотрения дела.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.1. ст. 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», администрации МО Темрюкский район осуществляет в отношении строительство или реконструкцию автомобильных дорог в границах муниципального района на территориях двух и более поселений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного населения, без изъятия земельных участков.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, которые обеспечивают соблюдение необходимого баланса публичного и частного интереса при использовании земельного участка.
В соответствии со статьей 16.2 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» заинтересованное лицо обращается с заявлением об установлении публичного сервитута в уполномоченный орган либо орган местного самоуправления. В заявлении указываются цели установления, содержание и срок действия сервитута, обоснование необходимости его установления, сведения о правообладателях земельных участков, которые предлагается обременить сервитутом, а также круг лиц, в интересах которых устанавливается сервитут.
Орган местного самоуправления рассматривает заявление заинтересованного лица об установлении публичного сервитута при наличии кадастровых паспортов земельных участков, а также схемы расположения земельных участков, предполагаемых для обременения сервитутом, на кадастровом плане территории или кадастровой выписке о земельном участке с обозначенными зонами действия планируемого публичного сервитута, назначает проведение общественных слушаний об установлении сервитута.
Исходя из положений статьи 16.3 указанного закона подготовку и проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок (земельные участки) для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого предполагается установление сервитута.
Пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута: прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
По смыслу приведенных выше положений закона публичный сервитут в действующем законодательстве является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве. Спецификой его установления является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес и он не связан с нуждами владельцев соседних земельных участков.
Таким образом, доводы, указанные в исковом заявлении об установлении публичного сервитута не направлены для целей указанных в пункте 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Заключением о результатах публичных слушаний по проекту внесений изменений в генеральный план Голубицкого сельского поселения Темрюкского от 12.03.2018 года, обозначена на генеральном плане Голубицкого сельского поселения дорога общего пользования по <...> от <...> до <...>.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие обращения к ответчику с заявлением об установлении частного сервитута, а так же истцом не приведены доказательства отсутствия других возможностей проезда на свой земельный участок.
В части требований оборудования внутри поселковой дороги в соответствии с действующими нормативно - правовыми актами, в области дорожного движения с установлением дорожных знаков, разметки и ограждения, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку, в соответствии с генеральным планом Голубицкого сельского поселения Темрюкского района испрашиваемая территория расположена частично в границах памятника природы регионального значения «Озеро Голубицкое» и во второй зоне горно-санитарной охраны курортов местного значения Темрюкского района Краснодарского края.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2014 года № 786 «Об утверждении границ памятников природы регионального значения, расположенных на побережье Азовского моря Краснодарского края, организации и утверждении границ охранных зон памятников природы регионального значения «Озеро Голубицкое», «Озеро Соленое», утверждены границы памятника природы регионального значения «Озеро Голубицкое».
В соответствии с указанными выше постановлением охранная зона памятника природы организована по периметру озера Голубицкого, шириной 50 м.
Согласно п. 3.2 постановления территории охранной зоны запрещается движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно п. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В соответствии с п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Таким образом, размещение автомобильной дороги в водоохранной зоне Азовского моря противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом первой инстанции не допущено нарушений материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения суда.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, являются не состоятельными по вышеизложенным причинам.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 03.04.2018г. - без изменения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 41 ГПК РФ.
Председательствующий:
Судьи: