УИД № 63RS0030-01-2021-005275-07
производство №2-2543/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Головачевой О.В.,
при секретаре Зубовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» об устранении нарушения требований законодательства об охране окружающей среды,
установил:
прокурор Комсомольского района г. Тольятти, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился с иском об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды к АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», указав, что во исполнение указания прокуратуры Самарской области от 08.06.2015 № 82/7 «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка Акционерного общества «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» (далее - АО «ВИС»), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистом Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Тольятти установлено, что по состоянию на 25.03.2021 АО «ВИС» не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти 29.04.2021 внесено представление об устранении требований законодательства об охране окружающей среды в АО «ВИС».
Посредством проведения прокуратурой района совместно со специалистом Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти очередной проверки, согласно справки от 08.09.2021, выявленные нарушения не устранены, не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Таким образом, АО «ВИС» уклоняется от исполнения требований законодательства в досудебном порядке.
Кроме того, постановлением № 240 от 06.09.2021 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по материалам прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти юридическое лицо АО «ВИС» за указанные выше нарушения привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Истец в судебном заседании поддержал иск в полном объеме.
Представители ответчика АО «ВИС» Семилетов И.Н. и Трараносов Н.А. исковые требования признали частично, подтвердив, что план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан, но обществом уже выполнена часть действий по реализации этого направления работ: заключен договор с лицензированной организацией на проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха и уровня шума на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки, составлен отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заключен Договор на оказание услуг природоохранного назначения. Для выполнения мероприятий, о которых заявил прокурор, недостаточно столь короткого срока, поскольку испытания, проводимые при экспертизе, требуют соблюдения определённого регламента, в том числе, и по времени.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав пояснения ответчика, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению - окружающей среды мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (ч. 2 ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ № 7-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 г. № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
В соответствии с п. 1 Требований требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 2 Требований мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на OHB I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
Согласно данным системы «Программно-техническое обеспечение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее по тексту - ПТО УОНВОС), АО «ВИС» осуществляет деятельность по производству прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, торговле автотранспортными средствами, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, исследованию конъюнктуры рынка, деятельность туристических агентств, деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочую, не включённую в другие группировки, и состоит на учете как объект негативного воздействия на окружающую среду II категории за № 36-0263- 001693-П.
Из материалов дела следует, что во исполнение указания прокуратуры Самарской области от 08.06.2015 № 82/7 «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка АО «ВИС», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистом Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти установлено, что по состоянию на 25.03.2021 АО «ВИС» не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти 29.04.2021 внесено представление об устранении требований законодательства об охране окружающей среды в АО «ВИС».
Посредством проведения прокуратурой района совместно со специалистом Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти очередной проверки, согласно справки от 08.09.2021, выявленные нарушения не устранены, не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Таким образом, АО «ВИС» уклоняется от исполнения требований законодательства в досудебном порядке.
Постановлением № 240 от 06.09.2021 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по материалам прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти юридическое лицо АО «ВИС» за указанные выше нарушения привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Суд приходит к выводу, что нарушения требований законодательства об охране окружающей среды ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, нарушают права граждан на защиту их жизни, здоровья.
Определяя срок, в течение которого ответчик обязан выполнить требования прокурора, основанные на действующем законодательстве, суд учитывает, что ответчиком приняты реальные меры к исполнению требований закона. Но для выполнения этих мероприятий необходим более продолжительный срок, чем 2 месяца, так как проведение этих работ определено регламентом.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным Российской Федерации.
С ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области удовлетворить частично.
Обязать АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» устранить нарушения выявленного законодательства об охране окружающей среды путем разработки и согласования с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Комсомольский районный суд г. Тольятти.
Судья:подпись. О.В. Головачева.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2021 г. Судья-подпись.