Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2543/2021 ~ М-2490/2021 от 28.10.2021

УИД № 63RS0030-01-2021-005275-07

производство №2-2543/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2021 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе

председательствующего Головачевой О.В.,

при секретаре Зубовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» об устранении нарушения требований законодательства об охране окружающей среды,

установил:

прокурор Комсомольского района г. Тольятти, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился с иском об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды к АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», указав, что во исполнение указания прокуратуры Самарской области от 08.06.2015 № 82/7 «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка Акционерного общества «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» (далее - АО «ВИС»), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистом Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Тольятти установлено, что по состоянию на 25.03.2021 АО «ВИС» не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти 29.04.2021 внесено представление об устранении требований законодательства об охране окружающей среды в АО «ВИС».

Посредством проведения прокуратурой района совместно со специалистом Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти очередной проверки, согласно справки от 08.09.2021, выявленные нарушения не устранены, не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Таким образом, АО «ВИС» уклоняется от исполнения требований законодательства в досудебном порядке.

Кроме того, постановлением № 240 от 06.09.2021 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по материалам прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти юридическое лицо АО «ВИС» за указанные выше нарушения привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Истец в судебном заседании поддержал иск в полном объеме.

Представители ответчика АО «ВИС» Семилетов И.Н. и Трараносов Н.А. исковые требования признали частично, подтвердив, что план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан, но обществом уже выполнена часть действий по реализации этого направления работ: заключен договор с лицензированной организацией на проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха и уровня шума на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки, составлен отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заключен Договор на оказание услуг природоохранного назначения. Для выполнения мероприятий, о которых заявил прокурор, недостаточно столь короткого срока, поскольку испытания, проводимые при экспертизе, требуют соблюдения определённого регламента, в том числе, и по времени.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав пояснения ответчика, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению - окружающей среды мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (ч. 2 ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ № 7-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 г. № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).

В соответствии с п. 1 Требований требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно п. 2 Требований мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. 4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на OHB I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.

Согласно данным системы «Программно-техническое обеспечение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее по тексту - ПТО УОНВОС), АО «ВИС» осуществляет деятельность по производству прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, торговле автотранспортными средствами, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, исследованию конъюнктуры рынка, деятельность туристических агентств, деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочую, не включённую в другие группировки, и состоит на учете как объект негативного воздействия на окружающую среду II категории за № 36-0263- 001693-П.

Из материалов дела следует, что во исполнение указания прокуратуры Самарской области от 08.06.2015 № 82/7 «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка АО «ВИС», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистом Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти установлено, что по состоянию на 25.03.2021 АО «ВИС» не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти 29.04.2021 внесено представление об устранении требований законодательства об охране окружающей среды в АО «ВИС».

Посредством проведения прокуратурой района совместно со специалистом Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти очередной проверки, согласно справки от 08.09.2021, выявленные нарушения не устранены, не разработан и не согласован с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Таким образом, АО «ВИС» уклоняется от исполнения требований законодательства в досудебном порядке.

Постановлением № 240 от 06.09.2021 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по материалам прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти юридическое лицо АО «ВИС» за указанные выше нарушения привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Суд приходит к выводу, что нарушения требований законодательства об охране окружающей среды ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, нарушают права граждан на защиту их жизни, здоровья.

Определяя срок, в течение которого ответчик обязан выполнить требования прокурора, основанные на действующем законодательстве, суд учитывает, что ответчиком приняты реальные меры к исполнению требований закона. Но для выполнения этих мероприятий необходим более продолжительный срок, чем 2 месяца, так как проведение этих работ определено регламентом.

В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным Российской Федерации.

С ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области удовлетворить частично.

Обязать АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» устранить нарушения выявленного законодательства об охране окружающей среды путем разработки и согласования с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Комсомольский районный суд г. Тольятти.

Судья:подпись. О.В. Головачева.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2021 г. Судья-подпись.

2-2543/2021 ~ М-2490/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти
Ответчики
АО "ВАЗИНТЕРСЕРВИС"
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Головачева О. В.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
03.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2021Передача материалов судье
10.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2022Дело оформлено
25.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее