№ 2-1128/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 15 февраля 2018 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Решетниковой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района г.Красноярска Глуховой К.В.,
представителя ответчика Титова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Форест» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности, приостановлении деятельности
У С Т А Н О В И Л:
Канская межрайонная прокуратура обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Форест» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности, приостановлении деятельности, мотивируя свои требования следующим.
Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Форест».
ООО «Форест» осуществляет свою деятельность по адресу: г. Канск ул. Фабричная, 12, стр.19.
Согласно договору аренды земельного участка, заключенного 01.06.2016 года между ООО «Колос» и ООО «Форест», арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в собственности, общей площадью 5506 кв.м. с кадастровым номером 24:51:0204152:639, расположенный по адресу: г. Канск ул. Фабричная, 12, для использования в производственных целях.
На указанной территории общества расположены лесоматериалы круглые, пиломатериалы, 2 деревообрабатывающих станка.
При осмотре указанной территории установлено, что общество осуществляет деятельности по переработке древесины. От деятельности образуются отходы от лесопиления: опилки, мелкие обрезки, кора, в том числе смешанная с землей. Емкости для сбора отходов отсутствуют.
В нарушение природоохранного законодательства паспорта опасных отходов не утверждены, отсутствует лицо, имеющее право работы с опасными отходами, прошедшее специальную подготовку. Отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства, отсутствует обваловка по периметру площадки, древесные отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, что является недопустимым. Отходы опил, кора, кора с примесью земли накапливаются на открытой почве, без применения специальной площадки.
Кроме того, ответчиком не предоставлена отчетность в утвержденном порядке и в сроки, которые определены в области статистического учета в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В результате деятельности ООО «Форест» создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде и угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Просит признать деятельность ООО «Форест» по адресу: г.Канск, ул.Фабричная, 12 по временному накоплению отходов лесопиления в отсутствие специально оборудованной площадки для временного накопления отходов лесопиления незаконной. Обязать ООО «Форест» очистить земельный участок с кадастровым номером 24:51:0204152:639, расположенный по адресу: Красноярский край г.Канск, ул.Фабричная, 12 от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, оборудовать площадку для временного накопления отходов в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года. Приостановить деятельность ООО «Форест» до момента очистки земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204152:639, расположенного по адресу: Красноярский край г.Канск, ул.Фабричная, 12 от имеющихся отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, оборудования площадки для временного накопления отходов в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник Прокурора Центрального района г. Красноярска Глухова К.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно указала, что 15.02.2018 года помощником Канского межрайонного прокурора Трофимовым А.А. был проведен осмотр данного земельного участка, на котором ООО «Форест» осуществляет свою деятельность. Недостатки, которые были установлены при первоначальной проверке, ответчиком не устранены.
Представитель ответчика ООО «Форест» Титов Е.В., действующий на основании доверенности от 02.10.2017 года, требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В обоснование возражений указал, что истцом не предоставлено доказательств негативного влияния деятельности ответчика на здоровье граждан и природу. Кроме того, на момент подачи искового заявления, территория производства была очищена, заключен договор на уборку.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (ст. 11 от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу ст.14,15 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
-временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
-поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
-поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
-по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Как установлено в судебном заседании, между ООО «Форест» и ООО «Колос» заключен договор аренды земельного участка от 01.06.2016 года, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в собственности, общей площадью 5506 кв.м. с кадастровым номером 24:51:0204152:639, расположенный по адресу: г. Канск ул. Фабричная, 12, для использования в производственных целях.
На указанной территории общества расположены лесоматериалы круглые, пиломатериалы, 2 деревообрабатывающих станка.
Как следует из акта проверки от 07.06.2017 года, составленного помощником прокурора Трофимовым А.А., при осмотре указанной территории установлено, что ООО «Форест» осуществляет деятельность по переработке древесины. На территории пункта приема и отгрузки расположены лесоматериалы круглые, пиломатериалы, 2 деревообрабатывающих станка. От деятельности организации образуются отходы лесопиления, опилки, обрезки (горбыль), кора, в том числе смешанная с землей. В нарушение природоохранного законодательства на территории организации отсутствует площадка временного накопления отходов, соответствующая требованиям законодательства (отсутствует обваловка по периметру площадки, твердое покрытие, поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков). Отходы лесопиления с территории организации вывозятся на автомобиле предприятия, лицензия на транспортировку отходов данным автомобилем отсутствует. В нарушение законодательства о карантине растений, допускается хранение лесоматериалов круглых без подштабельных оснований. Не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.
К акту проверки приобщены фотографии, которые подтверждают факт допущенных ООО «Форест» нарушений.
По результатам проверки прокурором внесено представление на имя директора ООО «Форест» Адаменко Д.Ю. 28.06.2017 года.
В ответ на представление прокурора директор ООО «Форест» Адаменко Д.Б. сообщил, что своевременно устранить допущенные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств. Для устранения нарушений ООО «Форест» изыскивает денежные средства, а именно подготавливает документы для оформления кредита, проводит переговоры для заключения договора на установку необходимой площадки. Виновный в несоблюдении природоохранного законодательства Охрий С.С. привлечен к дисциплинарной ответственности.
До настоящего времени нарушения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ООО «Форест», вопреки доводам представителя ответчика, не устранены. Указанный факт подтверждается актом натурного осмотра, проведенного 15.02.2018 года помощником Канского межрайонного прокурора Трофимовым А.А., согласно которому на территории организации размещаются отходы лесопиления: опилки, мелкие обрезки (горбыль), кора, в том числе смешанная с землей. Емкости для сбора отходов отсутствуют. Расположенная на территории площадка временного накопления отходов не соответствует требованиям п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003 г., в частности поверхность не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие площадки; по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Кроме того, допускается накопление отходов лесопиления вне оборудованной площадки, не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, что является недопустимым. Допускается накопление бытового мусора совместно с отходами лесопиления.
К акту приложен фотоматериал, подтверждающий нарушения, зафиксированные прокурором в акте.
Таким образом, нарушение выше указанных норм природоохранного законодательства ООО «Форест» привело к нарушению интересов Российской Федерации, создается угроза причинения вреда окружающей среде, угроза жизни и здоровью населения. Доводы об обратном стороной ответчика не подтверждены.
При таких обстоятельствах, требования Канской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Форест» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Канской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Форест» по адресу: г.Канск, ул.Фабричная, 12 по временному накоплению отходов лесопиления в отсутствие специально оборудованной площадки для временного накопления отходов лесопиления незаконной.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Форест» очистить земельный участок с кадастровым номером 24:51:0204152:639, расположенный по адресу: Красноярский край г.Канск, ул.Фабричная, 12 от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, оборудовать площадку для временного накопления отходов в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года.
Приостановить деятельность ООО «Форест» до момента очистки земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204152:639, расположенного по адресу: Красноярский край г.Канск, ул.Фабричная, 12 от имеющихся отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, оборудования площадки для временного накопления отходов в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Форест» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий подпись Н.В. Шабалина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В. Шабалина