Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1223/2017 ~ М-747/2017 от 04.04.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2017 года г.о. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Шабанов С.Г., при секретаре Гавриловой Е.Н.,

с участием: истцов, представителя ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Жинь А.Ю., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Самарской области Пузанова В.В., действующего на основании доверенности, без участия представителей: ответчика ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», третьих лиц: сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, Минприроды России, ТУ Росимущества по Самарской области, Минэкономразвития РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1223/2017 по иску Аньшаковой Марии Владимировны, Аньшакова Сергея Евгеньевича к администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Аньшакова Мария Владимировна, Аньшаков Сергей Евгеньевич обратились в Ставропольский районный суд Самарский области с иском к администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский о признании права общей совместной собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> с целевым назначением для индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>

Заявленные требования мотивировали тем, что в соответствии с распоряжением администрации села Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ им, как молодой семье, в общую совместную собственность был выделен земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> с целевым назначением: для индивидуальной жилищной застройки, по адресу: <адрес>

Кадастровые работы по формированию земельного участка выполнены кадастровым инженером МУП «Ставропольская архитектура».

Земельный участок сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости.

Согласно межевому плану, участок соответствует Правилам землепользования и застройки сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области и расположен в кадастровом квартале , в черте населенного пункта, там же где и земельные участки других собственников.

После обращения в Управление Росреестра по Самарской области, ДД.ММ.ГГГГ регистрация права собственности была приостановлена, а ДД.ММ.ГГГГ – в государственной регистрации права собственности на земельный участок истцам отказано, по тем основаниям, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», а следовательно ограничен в обороте.

Однако, согласно выписке из ЕГРП на спорный земельный участок, от отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под индивидуальную жилую застройку. Право собственности на участок ни за кем не зарегистрировано. Сведения об ограничениях отсутствуют.

Согласно ответу органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области границы национального парка «Самарская Лука» не установлены, в регистрирующих органах имеется информация только об участках лесного фонда, поэтому документальных доказательств нахождения спорного участка на землях особо охранямых природных территорий нет.

Определением суда ненадлежащий ответчик – администрация сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области заменена надлежащим – администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука».

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали.

Представитель администрации муниципального района Ставропольский Самарской области не возражала относительно удовлетворения исковых требований.

Представитель администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явилась. Ранее не возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила суду что участок истцов расположен в исторически сложившейся части села и соответствует правилам землепользования и застройки. Сведения о границах села имеются в публичном доступе. Генеральный план села был направлен на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации, однако ответ в трехмесячный срок получен не был. Сведения о границах села в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Представитель ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в судебное заседание не явилась. Ранее возражала, представила письменный отзыв, согласно которому ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 г. № 161. Постановлением Правительства РФ от 09.10.21995 г. № 990 государственный национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения. Границы национального парка утверждены решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 333 от 10.08.1984 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». Согласно приложению № 1 к данному решению, границы национального парка соответствуют естественным границам, а именно: от села Переволоки – на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, с востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села переволоки с исключением г.Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг. Также границы национального парка установлены Положением о национальном парке «Самарская Лука» (Приказ Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69). Территория национального парка относится к особо охраняемой природной территории федерального значения и в соответствии со ст.27 ЗК РФ изъята из оборота. В соответствии со ст.84 ЗК РФ установление или изменение границ населенного пункта осуществляется утверждением или изменением генерального плата такого населенного пункта в границах соответствующего муниципального образования. Согласно ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков подлежат согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плата подлежит согласованию в уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном таким органом, в случае нахождения на территории поселения особо охраняемых природных территорий федерального значения. Генеральный план сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области не был согласован в соответствии с требованиями законодательства. Согласно приложенной к отзыву копии письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.08.2016 года № Д27и-922, на согласование были представлены генеральные планы сельских поселений Жигули и Осиновка. Осуществить процедуру согласования генерального плана сельского поселения Севрюкаево не представляется возможным. (т.1 л.д.66).

Представитель Управления Росреестра по Самарской области возражал, пояснил, что спорный участок находится в границах ФГУ «Национальный парк «Самарская Лука», являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения, следовательно, в силу ст.95, 27 ЗК РФ ограничен в обороте и распоряжение таким участком органом местного самоуправления осуществляться не может.

ФИО15 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, согласно которому, полагал, что спорный земельный участок расположен в зоне деятельности ФГУ «Национальный парк «Самарская Лука». Национальный парк «Самарская Лука» относится к особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в ведении Минприроды России в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.20087 № 2055-Р. В соответствии со ст.27 ЗК РФ, земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками изъяты из оборота. Согласно ст.17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков…ж могут предоставляться в аренду в соответствии с земельным законодательством (т.1 л.д.61).

Представитель Минприроды России в судебное заседание не прибыл, представил письменные возражения, согласно которым, полагал, что спорный земельный участок входит в границы Национального парка «Самарская Лука».

Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».

В соответствии с пунктом 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Общая площадь национального парка составила 134 тыс. га.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого был передан национальный парк, было поручено уточнить границы национального парка.

Согласно пункту 5 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденному приказом Минприроды России от 25.02.2015 №69 (далее - Положение), границы национального парка определены в системе координат МСК-63Г и представлены в приложении 1 к Положению.

В приложении 3 к Положению, содержится карта-схема функционального зонирования территории Национального парка «Самарская Лука».

При сопоставлении сведений Публичной кадастровой карты о земельном участке с кадастровым номером с картой-схемой функционального зонирования территории Национального парка «Самарская Лука» усматривается, что спорный земельный участок полностью входит в границы национального парка.

В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе национальные природные парки) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Следовательно, все земельные участки в границах национальных парков находятся в федеральной собственности или (в исключительных случаях) в собственности или пользовании у других лиц, права которых возникли до создания национального парка.

Наличие в границах национальных парков земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не предусмотрено.

Таким образом, Управление Росреестра по Самарской области правомерно отказало в государственной регистрации права собственности Аньшаковой М.В., Аныпакову С.Е. на указанный земельный участок, поскольку Администрация сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области не обладает полномочиями по распоряжению спорными земельными участками и предоставлением их в собственность.

Кроме того законодательством Российской Федерации установлен прямой запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, расположенных в границах национальных парков.

Так, из положений статьи 27 ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности и расположенные в границах национальных парков, являются либо изъятыми из оборота, либо ограниченными в обороте и, соответственно, не могут предоставляться в частную собственность.

Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Таким образом, предоставление спорного земельного участка в частную собственность противоречит действующему законодательству.

Представитель Территориального управления Росимущества в Самарской области в судебное заседание не прибыл, представил отзыв (т.2 л.д.128), в котором указал, что земельные участки, расположенные на территории Национального парка «Самарская Лука» отчуждению в частную собственность не подлежат (т.2 л.д. 122).

Кадастровый инженер Журавлева Е.А. показала суду, что изготавливала межевой план земельного участка истцов. При этом учитывались правила землепользования и застройки села. Межевой план был предоставлен в кадастровую палату и поставлен на кадастровый учет. Земельный участок входит в зону Ж-8 комплексной застройки.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно материалам дела, Аньшаков С.Е. и Аньшакова М.В. на основании свидетельства о заключении брака I-ЕР от ДД.ММ.ГГГГ являются супругами (т.1 л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцам разъяснено их право обратиться с указанным требованием в орган местного самоуправления сельского поселения в связи с закреплением данных полномочий за ним в соответствии со ст.1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» (т.1 л.д.43).

Распоряжением Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истцам был предварительно согласовано предоставление спорного земельного участка площадью <данные изъяты> с целевым назначением для индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>

Схема расположения земельного участка утверждена Распоряжением Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ . (т.1 л.д.11).

Распоряжением Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ спорному земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>

Распоряжением Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Аньшакову С.Е., Аньшаковой М.В. в общую совместную собственность предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>

Межевые работы по формированию спорного земельного участка выполнены МУП «Ставропольская архитектура» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно межевому плану, границы участка сформированы в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жигули, (т.1 л.д.18-28).

Как следует из кадастрового паспорта, спорный земельный участок сформирован, учтен в государственном кадастре недвижимости, участку присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка. В схеме геодезических построений, плане-схеме согласования границ земельного участка видно, что спорный земельный участок расположен в жилом массиве, в исторически сложившейся части села (т.1 л.д.17).

Согласно письму Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, границы Национального парка «Самарская Лука» на местности не установлены. Документального подтверждения нахождения спорного земельного участка в границах Национального парка «Самарская Лука» и, соответственно в федеральной собственности нет (т.1 л.д.45).

Решением Собрания представителей сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области (т.1 л.д.124).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, генеральным планом сельского поселения Жигули, спорный земельный участок расположен в границах села (т.1 л.д.123-230).

Как следует из представленного сельским поселением письма Министру регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ генеральный план сельского поселения Жигули был представлен на согласование (т.1 л.д.231).

Согласно копии письма Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , на согласование были представлены генеральные планы сельских поселений Жигули и Осиновка. Осуществить процедуру согласования генерального плана сельского поселения Севрюкаево не представляется возможным.

Сведений о том, что генеральный план сельского поселения Жигули не согласован письмо не содержит (т.1 л.д.68).

Генеральный план сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области размещен в общедоступном информационном ресурсе ФГИС ТП (т.1 л.д.232).

Как следует из проекта установления границы сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, границы села Жигули согласованы с директором Национального парка «Самарская Лука» и каких-либо споров о наложении границ не было (т.1 л.д.76).

Согласно ответу ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» на судебный запрос, в состав земель переданных в постоянное бессрочное пользование национальному парку село Жигули не входит (т.1 л.д.245).

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на запрос Управления Росрестра по Самарской области, спорный земельный участок к особо охраняемым природным территориям регионального значения не относится (т.1 л.д.111).

После обращения истцов в Управление ФСГР кадастра и картографии по Самарской области для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности была приостановлена (т.1 л.д.37), а впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ – в совершении регистрационных действий истцам было отказано (т.1 л.д.39). В обоснование отказа Управлением Росреестра указано, что земельный участок находится в границах ФГУ «Национальный парк «Самарская Лука», являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения, следовательно, в силу ст.95, 27 ЗК РФ ограничен в обороте и распоряжение таким участком органом местного самоуправления осуществляться не может.

ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 г. № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» (т.2 л.д.14).

В постановлении указано, что национальный парк создается в границах Жигулевского и Рождественского лесхозов, из земель государственного лесного фонда со включением земель совхозов, колхозов и земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (т.2 л.д.14).

Постановлением Правительства РФ от 09.10.21995 г. № 990 государственный национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения.

Решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 333 от 10.08.1984 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» в состав государственного природного национального парка включены земли колхозов, совхозов.

Согласно приложению № 1 к данному решению, содержащему описание границ, границы национального парка соответствуют естественным границам, а именно: от села Переволоки – на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, с востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением г.Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг (т.1 л.д.72, 247).

Согласно представленной суду карте-схеме ФГБУ Национального парка «Самарская Лука», населенные пункты не входят в состав особо охраняемой природной территории и в какие-либо из функциональных зон национального парка (т.2 л.д.32).

Согласно письму Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.10.2014 года № 12-29/22687 Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, по информации национального парка «Самарская Лука» село Жигули расположено в границах зоны хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука» без изъятия из хозяйственного использования (т.2 л.д. 34).

Согласно ответам на судебный запрос ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области (т.2 л.д.9), в едином государственном реестре недвижимости сведения о границах Национального парка «Самарская Лука», информация о границах сельского поселения Жигули в ЕГРН отсутствует. Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о границах частей зон с особыми условиями использования особо охраняемой природной территории федерального значения национального парка «Самарская Лука». К таким территориям, в частности отнесена часть зоны севернее села Жигули (т.2 л.д.58, 60).

Согласно кадастровым сведениям о национальном парке «Самарская Лука», представленным представителем ФГУП Национальный парк «Самарская Лука», особо охраняемые природные территории в составе сельского поселения Жигули отсутствуют (т.2 л.д.155).

Согласно регистрационным сведениям Росреестра (т.2 л.д.187-228), земельные участки смежных со спорным земельным участком землепользователей, предназначенные для индивидуального жилищного строительства на <адрес> находятся в частной собственности физических лиц.

Согласно письму Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , решения о переводе земельных участков, расположенных в населенных пунктах… включая сельское поселение Жигули, в категорию земель особо охраняемых природных территорий Правительством Самарской области не принимались (т.2 л.д.38).

Доводы ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», третьих лиц сводятся к невозможности предоставления истцам земельного участка из состава особо охраняемых земель.

Таким образом, обстоятельствами подлежащими доказыванию являются отнесение земельного участка, предоставленного молодой семье Аньшаковых к особо охраняемым, изъятым из гражданского оборота землям и, соответственно, отсутствие полномочий у органа местного самоуправления по распоряжению таким земельным участком.

Однако, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, обоснованность возражений не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Такие обстоятельства не установлены, а относимость предоставленного молодой семье Аньшаковых земельного участка к землям, ограниченным в обороте, не доказана.

Согласно ч.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст.15 предусмотрен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, включая земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Подпунктом 7 абз.1 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно отдельным категориям граждан на основании решения уполномоченного органа в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Такие случаи предусмотрены в том числе и ст.9 Закона Самарской области «О земле».

Так, в соответствии со п.«б» ч.3 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте безвозмездно предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги.

Согласно п.1 ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользованиние.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции от 23.05.2016 года, действовавшей в период издания органом местного самоуправления - Администрацией сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области Распоряжения о предоставлении истцам в собственность спорного земельного участка предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находилось в компетенции органов местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Таким образом, при наличии представленных суду Правил землепользования и застройки сельского поселения, администрация сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, при рассмотрении вопроса о предоставлении истцам земельного участка, расположенного на территории сельского поселения действовала правомерно, в пределах предоставленных законом полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Частью 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу требований ч.3 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Частью 7 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации запрещено образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В силу требований ч.2 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.1 ч.4 ст.27, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

Как следует из ч.1 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно п.«б» ч.5 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

По смыслу ч.1 ст.12 указанного закона, в границах национальных парков предусмотрена только два вида зон: в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность.

Статья 15 закона предусматривает зонирование территории национального парка, с выделением: а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности; б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма; в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров; г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности; д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка; е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

В силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению, пункта 6 статьи 95 ЗК РФ земли национальных парков являются федеральной собственностью.

В то же время, в соответствии с п.2 Постановления главы администрации Самарской области № 307 от 08.09.1993 года «Об уточнении границ, изменениях в землепользовании и сохранении особо важных участков с объектами архитектуры в природном национальном парке «Самарская Лука», утратившего силу 20.06.2007 года, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству области предписывалось уточнить границы сельских поселений с передачей земель в ведение местных Советов народных депутатов, в полномочия которых в указанный период, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, входило распоряжение земельными участками в составе сельских поселений.

Сведений о том, что при образовании национального парка земли сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области были переведены в иные категории, изъятые из оборота, либо оборот которых ограничен законом нет.

Содержание перечисленных правовых норм исключает включение в состав земель национального парка земель, отнесенных к категории населенных пунктов, поскольку совпадение земель населенных пунктов в составе муниципальных образований, государственная собственность на которые не разграничена с особо охраняемыми природными территориями, отнесенными к землям федеральной собственности исключается в силу закона. Иное положение привело бы к прекращению любой деятельности, включая хозяйственную, на территории земель сельских поселений муниципального района Ставропольский, расположенных на правом берегу реки Волга.

Деятельность, состав земель и границы земель в составе национального Парка «Самарская Лука» определены Положением о национальном парке «Самарская Лука» утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69.

Так, в соответствии с п.3 Положения Национальный парк расположен на территориях административных образований Самарской области, включая территорию муниципального района Ставропольский Самарской области, но не наоборот.

Согласно п.4 Положения, в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении 2, карта-схема функционального зонирования территории национального парка - в приложении 3 к данному Положению.

Исходя из представленной суду схемы, земли населенных пунктов муниципального района Ставропольский не входят ни в одну их зон Национального парка «Самарская Лука».

При обсуждении вопроса о назначении по делу землеустроительной экспертизы в целях установления наложения, либо пересечения границ населенного пункта Жигули, включая земельный участок, выделенный истцам с особо охраняемыми природными территориями национального парка, представителем ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» такого ходатайства заявлено не было.

Согласно ответу ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, сведения о координатах границ сельского поселения Жигули, как и границ национального парка «Самарская Лука» в целом, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (т.2 л.д.58).

В соответствии с ч.1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

Срок, согласования генерального плана предусмотрен ч. 7 приведенной статьи и составляет три месяца.

При этом, в силу ч.8 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае непоступления в установленный срок главе поселения, заключений на проект генерального плана, данный проект считается согласованным с такими органами.

Как следует из представленных суду документов, проект генерального плана сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области был направлен в Министерство регионального развития Российской Федерации 04.03.2015 года (т.1 л.д.241, 120), получен, размещен в общедоступном информационном ресурсе ФГИС ТП, однако заключение на проект сельскому поселению не направлялось.

Однако неопределенность, возникшая в связи с наличием несогласованного генерального плана села Жигули, позволившего бы точно определить границы населенного пункта, в данном случае не свидетельствует о неопределенности при определении местоположения земельного участка истцов, поскольку при проведении кадастровых работ не было выявлено совпадения, наложения, либо пересечения границ вновь образуемого участка с землями иных пользователей.

Согласно межевому плану, выполненному МУП «Ставропольская архитектура», выписке из Единого государственного реестра недвижимости, границы участка сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости, участку присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка. В схеме геодезических построений, плане-схеме согласования границ земельного участка видно, что спорный земельный участок расположен в жилом массиве, в исторически сложившейся части села (т.1 л.д.17, 33).

При этом, сведения о координатах границ земель в составе Национального парка «Самарская Лука» имеются (т.2 л.д.58) и при выявлении органом осуществлявшим кадастровый учет пересечения, наложения, либо совпадения границ спорного земельного участка с участками иных землепользователей, включая ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», кадастровый учет был бы невозможен в силу требований, ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего при проведении межевания.

Проект установления границы сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от 26.04.2005 года, согласованный в том числе и руководителем национального парка «Самарская Лука» также подтверждает отсутствие спором по границам населенного пункта (т.1 л.д.76).

Существенным для дела обстоятельством, свидетельствующим о расположении земельного участка истцов в исторически сложившейся части села, является государственная регистрация прав собственности иных физических лиц и кадастровый учет аналогичных земельных участков, расположенных на улице Садовой, в одном кадастровом квартале со спорным земельным участком (т.2 л.д.202-228).

Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность истцам правомерно, уполномоченным органом местного самоуправления, из земель входящих в состав населенного пункта, не изъятых из оборота и не ограниченных в обороте.

При таких обстоятельствах, право истцов на равный с другими гражданами доступ к получению в собственность бесплатно земельного участка нарушено и подлежит восстановлению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить. Признать за Аньшаковой Марией Владимировной, Аньшаковым Сергеем Евгеньевичем право общей совместной собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, с целевым назначением: для индивидуальной жилой застройки, по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2017 года.

Судья С.Г. Шабанов



2-1223/2017 ~ М-747/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аньшакова М.В.
Аньшаков С.Е.
Ответчики
Национальный Парк "Самарская Лука"
Администрация м.р. Ставропольский
Другие
ТУ Росимущества по Самарской области
Администрация с.п. Жигули м.р. Ставропольский
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Минприроды России
Министерство экономического развития РФ
Филиал ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Шабанов С.Г.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
04.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2017Передача материалов судье
05.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.04.2017Предварительное судебное заседание
05.05.2017Предварительное судебное заседание
23.05.2017Судебное заседание
13.06.2017Судебное заседание
27.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее