Дело №2/1-472/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2014 года г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи- Окороковой Э.Н.,
при секретаре Шульгиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, действующего в интересах Фоминых Д.Ю., к администрации города Ливны, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о включении в список детей-сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, действующий в интересах Фоминых Д.Ю., обратился в суд с иском к администрации города Ливны, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области о постановке на учет Фоминых Д.Ю., в качестве нуждающегося в жилом помещении, и предоставлении жилого помещения, в обоснование указав, что Фоминых Д.Ю., в настоящее время отбывающий наказание в ФКУ «<данные изъяты>, относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав в отношении него. На основании распоряжения администрации г. Ливны от ДД.ММ.ГГГГ № Фоминых Д.Ю. находится на полном государственном обеспечении, за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ему на праве долевой собственности, с долей в праве - 1/5. По указанному адресу зарегистрированы 6 человек, общая площадь жилого помещения составляет 29,4 кв.м., реальная доля Фоминых составляет 5,88 кв.м, а учетная норма общей площади жилого помещения по муниципальному образованию – города Ливны Орловской области составляет 12 кв.м. на одного человека. Проверкой было установлено, что в настоящее время Фоминых Д.Ю. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и по отбытию срока наказания в исправительном учреждении не будет обеспечен жилым помещением в установленном законом порядке.
Просит обязать администрацию г. Ливны в лице отдела опеки и попечительства, внести Фоминых Д.Ю. в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, с последующим направлением в орган исполнительной власти специальной компетенции Орловской области для включения данных сведений в регистр детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений, обязать Департамент образования и молодежной политики Орловской области выделить денежные средства из бюджета Орловской области для приобретения Фоминых Д.Ю. на территории г. Ливны благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, обязать администрацию г. Ливны за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренных на эти цели, приобрести на территорию г. Ливны Фоминых Д.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28-33 кв.м., и предоставить ему указанное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области Фомин И.А. исковые требования изменил и просил обязать администрацию г. Ливны Орловской области принять Фоминых Д.Ю. на учет как ребенка-сироту, имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, а также обязать отдел опеки и попечительства администрации города Ливны направить информацию с приложением необходимых документов в Департамент образования и молодежной политики Орловской области для формирования и включения Фоминых Д.Ю. в список детей-сирот, а Департамент образования и молодежной политики Орловской области обязать включить Фоминых Д.Ю. в таковой список с целью направления заявки в Департамент финансов Орловской области на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Фоминых Д.Ю. жилым помещением, в свою очередь обязать Департамент финансов Орловской области сформировать и распределить средства областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Фоминых Д.Ю. жилым помещением, а администрацию города Ливны за счет выделенных денежных средств областного бюджета на очередной финансовый год пробрести на территории города Ливны для Фоминых Д.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не менее 28-33 кв.м., и предоставить его Фоминых Д.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование исковых требований пояснил, что 21 июля 2014 года Фоминых Д.Ю. исполнится 18 лет, по достижению 18-летнего возраста он должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением на условиях найма специализированного жилого помещения, поскольку, хотя он ранее и находился на полном государственном обеспечении на период обучения в БОУ <данные изъяты>», но в связи с осуждением его к лишению свободы пребывание его в учебном учреждении было прекращено, в настоящее время у него заканчивается срок отбывания наказания, однако, со стороны органов опеки и попечительства заблаговременных действий по постановке Фоминых Д.Ю. на учет как ребенка-сироту предпринято не было, поэтому в этих целях обратился прокурор в данным иском в суд.
Представитель ответчика администрации г. Ливны Бахтина И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что со стороны администрации никаких действий, нарушающих права Фоминых Д.Ю. не было, если бы в администрацию предоставили заявление Фоминых Д.Ю. с необходимыми документами о принятии на учет, администрацией города было бы своевременно принято решение по данному вопросу.
Представитель ответчика Департамента образования и молодежной политики Орловской области в судебное заседание не явился, направив в адрес возражения, в которых указал, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделен полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Департамент на основании списка ежегодно направляет в Департамент финансов Орловской области заявку на формирование и распределение средств областного бюджет на очередной финансовой год для обеспечения жилыми помещениями и детей-сирот. Возложение обязанности совершить то, что в силу закона входит в компетенцию Департамента образования и моложенной политики Орловской области, является преждевременным и необоснованным. Кроме того, Фоминых Д.Ю. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности в квартире по адресу: <адрес>, и поэтому жилье ему может быть предоставлено только в том случае, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однако прокурором не представлено суду доказательств обращению в администрацию г. Ливны с заявлением о признании невозможным проживания в жилом помещении. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, направив в адрес возражения, в которых указал, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделен полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Главным распорядителем бюджетных средств по указанной статье расходов является Департамент образования и моложенной политики Орловской области, поскольку формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями пересматривается и утверждается руководителем Департамента образования и молодежной политики Орловской области ежегодно в срок до 1 июня текущего года, а затем направляет в Департамент финансов Орловской области. На основании указанного списка ежегодно Департамент финансов Орловской области направляет заявку на формирование и распределение средств областного бюджет на очередной финансовой год для обеспечения жилыми помещениями, в том числе детей-сирот. На реализацию переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на <адрес> предусмотрено 40177,6 тыс. рублей. Таким образом, выделение денежных средств на конкретное лицо не предусмотрено действующим бюджетным законодательством. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства администрации г.Ливны Зацепилина Л.Ю. в судебном заседании исковые требования нашла обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснив, что информацию о необходимости подготовки документов на лиц, из числа детей-сирот, в первую очередь предоставляют органу опеки те учреждения, на полном обеспечении которых находится такое лицо, но поскольку Фоминых Д.Ю. был осужден, то соответственно из учебного учреждения в орган опеки никакая информация не предоставлялась, а исправительное учреждение поставило в известность орган опеки уже непосредственно перед окончанием срока отбывания наказания, поэтому и сложилась ситуация, что в отношении Фоминых Д.Ю. не осуществлялся сбор документов, необходимых для предоставления в администрацию города о постановке его на учет для обеспечения жилым помещением.
Заслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ ( в ред. от 29.02.2012 N 15-ФЗ и от 02.07.2013 N 185-ФЗ ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, а именно, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 2.1. Закона Орловской области 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 06.03.2013, с изм. от 06.12.2013) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Уполномоченный орган местного самоуправления:
- ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере защиты прав несовершеннолетних, информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 3 данного Закона Орловской области, вышеперечисленным гражданам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Орловской области, формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере защиты прав несовершеннолетних, на основании информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, а также лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представляемой уполномоченными органами местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года.
Орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере защиты прав несовершеннолетних, на основании списка ежегодно в установленный законодательством Орловской области срок направляет в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативно-правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере бюджетной политики, заявку на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 5 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 06.03.2013, с изм. от 06.12.2013), предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного Закона Орловской области, финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Из представленных материалов дела усматривается следующее:
Фоминых Д.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в графе мать указана- ФИО1, в графе отец- ФИО2 (л.д.12).
На основании договора на передачу в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), квартира, расположенная по адресу: <адрес> передана в равную общую долевую собственность ФИО4, ФИО5, ФИО1, Фоминых Д.Ю., ФИО3
В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного за несовершеннолетним Фоминых Д.Ю., расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированы 6 человек, в том числе ФИО3 и его мать- ФИО1, которая лишена в отношении него родительских прав.
Площадь данной квартиры составляет 28,7 кв.м., согласно данным, предоставленным управляющей компанией – МУП «Жилсервис».
Решением Ливенского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-22), ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) Фоминых Д.Ю. признан нуждающимся в государственной поддержке, в определен в областное государственное учреждение интернатного типа для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке, выданной КОУ ОО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27) ФИО3 являлся воспитанником школы- интернат с 17.0.2008 г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Из справки, выданной КОУ «<данные изъяты> от 11.02.20014 г. (л.д. 28) Фоминых Д.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником- соц.сиротой Тельченской специальной (коррекционной) школы- интерната № и находился на полном государственном содержании.
Согласно справке, выданной БОУ ОО СПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29) Фоминых Д.Ю. обучался в БОУ ОО СПО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Из справки, выданной ФКУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53) усматривается, что Фоминых Д.Ю. осужден ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> судом г. Орла по ст. 158 ч.2 п. «а,б», 88 ч.6, 69 ч.5 к 1 году лишения свободы в ВК, начало срока- ДД.ММ.ГГГГ г., конец срока- ДД.ММ.ГГГГ г.
Как усматривается из справки, выданной Управлением муниципального имущества администрации г. Ливны от 12.02.2014., Фоминых Д.Ю. не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при администрации г. Ливны.
Из ответа, предоставленного на запрос суда Управлением Росреестра по Орловской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимые объекты имущества на имя Фоминых Д.Ю. отсутствуют.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в бесспорном порядке Фоминых Д.Ю. относится к числу лиц, относящейся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также суд полагает, что имеющимися документами подтверждается невозможность для Фоминых Д.Ю. проживания в жилом помещении, которое было закреплено за ним, так как на данное время общая площадь жилого помещения, приходящаяся на Фоминых Д.Ю., менее учетной нормы площади жилого помещения, поскольку составляет 5,88 кв.м., в то время как учетная норма по городу Ливны определена равной 12 кв.м. на человека.
В силу вышеприведенных законодательных норм, Фоминых Д.Ю. подлежит обеспечению жилым помещением на территории города Ливны по освобождению из исправительного учреждения.
Однако, как следует из сложившейся ситуации, на дату освобождения Фоминых Д.Ю. по окончанию отбывания наказания в исправительном учреждении на учет он местным органом самоуправления поставлен не был. Принимая во внимание, что в силу нахождения Фоминых Д.Ю. в исправительном учреждении, сбор необходимой документации для самостоятельно предоставления в администрацию города Ливны будет являться для него затруднительным, суд не находит в действиях прокурора нарушений действующего законодательства по подготовке обращения непосредственно в судебную инстанцию без предварительного обращения в орган местного самоуправления для принятия решения о постановке Фоминых Д.Ю. на учет в целях обеспечения жилым помещением. Требования прокурора заявлены к каждому из ответчиков в пределах их компетенции в соответствии с региональным законодательным актом. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ливны Орловской области принять Фоминых Д.Ю. на учет как ребенка-сироту, имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Обязать отдел опеки и попечительства администрации г. Ливны направить информацию с приложением необходимых документов в Департамент образования и моложенной политики Орловской области для формирования и включения Фоминых Д.Ю. в список детей- сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда,
Обязать Департамент образования и моложенной политики Орловской области включить Фоминых Д.Ю. в список детей- сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, с направлением в Департамент финансов Орловской области заявки на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Фоминых Д.Ю. жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Обязать Департамент финансов Орловской области сформировать и распределить средства областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Фоминых Д.Ю. жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию города Ливны Орловской области за счет выделенных денежных средств областного бюджета на очередной финансовый год, приобрести на территории города Ливны Фоминых Д.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 28-33 кв.м. и предоставить указанное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: