РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2019 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Ходус Ю.А.
при секретаре Пензиной О.С.,
с участием представителей административного истца прокуроров Дружинина М.В., Семитко С.Е.,
представителей административного ответчика Совета Заречного сельского поселения Томского района Томской области и заинтересованного лица администрации Заречного сельского поселения Томского района Томской области Андреева А.С., Ерёминой К.Н.,
представителя заинтересованного лица администрации Томского района Ведровой Т.А.,
представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-40/2019 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Томской области к Совету Заречного сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим в части генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденного решением Совета Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 45 (в редакции решений Совета Заречного сельского поселения от 30.10.2014 № 60, от 29.05.2015 № 79, от 24.08.2015 № 80, от 29.02.2016 № 98, от 26.12.2016 № 145, от 21.07.2017 № 164, от 31.10.2017 № 8, от 26.07.2018 № 44, от 22.11.2018 № 61),
установил:
Советом Заречного сельского поселения 30.12.2013 принято решение № 45, которым утвержден генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение» (далее - Решение №45).
Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в информационном бюллетене Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 49 и размещено на официальном сайте муниципального образования «Заречное сельское поселение» в сети Интернет по электронному адресу http://zar.tomsk.ru.
Решениями Совета Заречного сельского поселения от 30.10.2014 № 60, от 29.05.2015 № 79, от 24.08.2015 № 80,от 29.02.2016 № 98, от 26.12.2016 № 145, от 21.07.2017 № 164, от 31.10.2017 № 8, от 26.07.2018 № 44, от 22.11.2018 № 61 в Генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение» внесены изменения.
Заместитель прокурора Томской области обратился с административным исковым заявлением к Совету Заречного сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденного решением Совета Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 45 (в редакции решений Совета Заречного сельского поселения от 30.10.2014 № 60, от 29.05.2015 № 79, от 24.08.2015 № 80, от 29.02.2016 № 98, от 26.12.2016 № 145, от 21.07.2017 № 164, от 31.10.2017 № 8, от 26.07.2018 № 44, от 22.11.2018 № 61) в части включения в границы населенных пунктов д. Головина, д. Кисловка, д. Черная Речка, с. Тахтамышево Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
В обоснование административного иска указал, что в ходе проверки, проведенной Томским межрайонным природоохранным прокурором, установлено, что генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение» принят в нарушение порядка, установленного федеральным законодательством, что повлекло незаконное включение в состав земель населенных пунктов д. Головина, д. Кисловка, д. Черная Речка, с. Тахтамышево находящихся в федеральной собственности лесных участков Темерчинского и Калтайского участковых лесничеств Тимирязевского лесничества Томской области.
Так, в нарушение ст. 23, ч.8 ст. 24 и п.2 ч.1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование проекта генерального плана с Рослесхозом осуществлено вопреки установленной процедуре. Сводное заключение о результатах согласования отсутствует. Материалы по обоснованию генерального плана Заречного сельского поселения Томского района Томской области сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенных пунктов д. Головина, д. Кисловка, д. Черная Речка, с. Тахтамышево, не содержат.
Из материалов проверки следует, что проект генерального плана направлялся на согласование в Рослесхоз, однако не согласован в связи с отсутствием данных относительно категорий земель, за счет которых планировалось изменение границ населенных пунктов; в границы населенного пункта с. Кафтанчиково включены участки лесного фонда (письма заместителя министра Минрегиона России от 21.06.2013 № 10827-МК/02, заместителя руководителя Рослесхоза от 05.07.2013 № ЮГ-11-32/6553).
Доработанный проект Генерального плана согласован Рослесхозом. При этом в письме заместителя руководителя Рослесхоза от 12.11.2013 № ЮГ-11-32/11443 указано, что данным проектом не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда.
Однако в рассматриваемом случае положительное заключение Рослесхоза по откорректированному проекту Генерального плана поселения не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления процедуры согласования и порядка принятия генерального плана по следующим основаниям.
Вывод, изложенный в письме заместителя руководителя Рослесхоза от 12.11.2013 № ЮГ-11-32/11443, не соответствует фактическим обстоятельствам. Указанный документ не содержит сведений о поступлении в Рослесхоз информации о предстоящем включении в границы населенных пунктов д. Головино, д. Кисловка, д. Черная Речка, с. Тахтамышево земель лесного фонда.
Материалы по обоснованию генерального плана Заречного сельского поселения Томского района Томской области сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенных пунктов д. Головино, д. Кисловка, д. Черная Речка, с. Тахтамышево, в том числе сведения об увеличении площади земель указанных населенных пунктов за счет земель лесного фонда не содержат.
Несоблюдение процедуры подтверждается письмом Рослесхоза от 12.11.2013 № ЮГ-11-32/11443, заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от 18.01.2019, письмом Департамента лесного хозяйства Томской области, выписками из государственного лесного реестра, схемами земель лесного фонда, материалами лесоустройства, таксационными описаниями, а также актом совместной проверки Томской межрайонной природоохранной прокуратуры и Департамента лесного хозяйства Томской области от 24.08.2018 и картографическими материалами.
Административный истец полагал, что несоблюдение установленной процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении или изменении границ населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих в силу статьи 42 Конституции России право на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются лесные ресурсы.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования и с учетом уточнения просил: признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденный решением Совета Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 45 (в редакции решений Совета Заречного сельского поселения от 30.10.2014 № 60, от 29.05.2015 № 79, от 24.08.2015 № 80, от 29.02.2016 № 98, от 26.12.2016 № 145, от 21.07.2017 № 164, от 31.10.2017 № 8, от 26.07.2018 № 44, от 22.11.2018 № 61), в части включения:
в границы населенного пункта д. Головина Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 1-6, 9, 11-15, 17, 25, 27-29 квартала 186, выделах 14, 30, 31 квартала 187, выделах 1-6, 11, 12 квартала 198 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 1, 2, 4-28 квартала 176, выделах 1,2, 6-8, 10 квартала 177, выделах 1-7, 18-20, 23, 24, 26, 27 квартала 187, выделах 1-9, 19, 23-32 квартала 188, выделах 1-20 квартала 189, выделах 1-13, 16-39 квартала 190, выделах 1-27 квартала 191, выделе 23 квартала 200, выделах 1-8, 13-20, 23-28 квартала 203, выделах 1-3, 12, 26, 33-38 квартала 205 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта д. Черная Речка Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 7, 8, 15-18, 25, 31 квартала 205, выделах 1-3, 5-10 квартала 206, выделах 1, 13-15 квартала 208 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта с. Тахтамышево Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 8, 11-16, 18, 19 квартала 207, выделах 2, 4-67, 71-75, 77, 78 квартала 209, выделах 1-23 квартала 210, выделах 1-18, 28, 29 квартала 211, выделах 1-4, 30, 31, 35-37 квартала 212 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества; выделах 1-3, 8, 60 квартала 122, выделах 4,5 квартала 123 урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области.
В судебном заседании представители административного истца Дружинин М.В., Семитко С.Е. настаивали на удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика Совета Заречного сельского поселения Томского района Томской области, являющиеся одновременно представителями заинтересованного лица администрации Заречного сельского поселения Томского района Томской области Еремина К.Н., Андреев А.С. возражали против удовлетворения заявленных административных требований, пояснив, что вопреки доводам представителя административного истца во исполнение требований пункта 2.1. Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 администрацией Заречного сельского поселения в адрес директора Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации Е.С. Чугуевской 22.05.2013 направлено уведомление об обеспечении доступа к проекту Генеральному плану муниципального образования «Заречное сельское поселение» и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной системе территориального планирования.
12.11.2013 после корректировки генерального плана Рослесхоз направил в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации письмо о согласовании проекта генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области в связи с тем, что проектом не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда.
Поскольку возражений от иных федеральных органов исполнительных власти не поступило, в адрес администрации Заречного сельского поселения было направлено итоговое заключение Рослесхоза о согласовании проекта данного документа территориального планирования.
Таким образом, вопреки доводам административного истца полагали, что предусмотренная действовавшим в 2013 году федеральным законодательством процедура согласования проектов генеральных планов муниципальных образований соблюдена.
Представитель заинтересованного лица администрации Томского района Ведрова Т.А. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. просил административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в письменных пояснениях считало заявленные требования обоснованными, поскольку при подготовке проекта генерального плана предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом не была соблюдена, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую и является существенным нарушением порядка принятия документа территориального планирования.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участников судебного заседания, показания свидетелей, проверив оспариваемое решение Совета Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 45 на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.
Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Как следует из Устава муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области (далее – Устав), действовавшего на момент принятия оспариваемого муниципального акта, муниципальное образование «Заречное сельское поселение» образовано и наделено статусом сельского поселения на основании Закона Томской области от 12.11.2004 № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского, сельского) и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района», в состав территории сельского поселения входят населенные пункты: д. Головина, д. Кисловка, с. Тахтамышево, д. Черная Речка.
Совет Заречного сельского поселения согласно статье 2 Устава является представительным органом муниципального образования «Заречное сельское поселение» (т.3, л.д.32-51).
Следовательно, утверждая генеральный план, Совет Заречного сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Решение № 45 от 30.12.2013 подписано Главой Заречного сельского поселения и председателем Совета Заречного сельского поселения.
Само Решение № 45 от 30.12.2013 и утвержденный им генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение» размещены на официальном сайте Заречного сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу http://zar.tomsk.ru и опубликовано в информационном бюллетене Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 49.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.
Представленные в материалы дела письменные доказательства: решение избирательной комиссии Заречного сельского поселения № 58 15.10.2012 «О результатах выборов Главы Заречного сельского поселения», решение Главы Заречного сельского поселения № 74 от 29.04.2011 «О разработке генерального плана Заречного сельского поселения», решение № 57 от 31.05.2010 «Об утверждении порядка по организации и проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности», постановление и.о. главы администрации Заречного сельского поселения № 233 от 29.08.2013 «Об утверждении графика проведения публичных слушаний по вопросу утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образований «Заречное сельское поселение», протоколы публичных слушаний по обсуждению вопроса по утверждению Генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образований «Заречное сельское поселение», заключения о результатах публичных слушаний, постановление Главы Заречного сельского поселения № 370 от 20.10.2014 «О подготовке предложений о внесении в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», постановление «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопроса по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение»», протокол Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки от 29.10.2014 № 1 о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение», постановление Главы Заречного сельского поселения № 72 от 11.02.2015 «О подготовке предложений о внесении в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», постановление Главы Заречного сельского поселения № 73 от 12.02.2015 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопроса по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», протокол публичных слушаний по обсуждению вопроса по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение» от 16.04.2015, заключение о результатах публичных слушаний от 16.04.2015, постановление Главы Заречного сельского поселения № 260 от 23.04.2015 «О внесении изменений в Генеральный план и о проведении публичных слушаний по обсуждению вопроса по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», протокол № 3 публичных слушаний по обсуждению вопроса по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», заключение о результатах публичных слушаний от 24.06.2015, постановление Главы Заречного сельского поселения от 23.10.2015 № 764 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», постановления Главы Заречного сельского поселения № 551 от 26.10.2015, № 996 от 19.12.2015 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопроса по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», заключение о результатах публичных слушаний от 28.12.2015, заключение по итогам проведения публичных слушаний от 25.01.2016, постановление Главы Заречного сельского поселения № 428 от 04.07.2016 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопроса утверждения территориальной зоны в Генеральном плане муниципального образования «Заречного сельское поселение» в д. Черная Речка и окрестностях д. Кисловка», постановления Главы Заречного сельского поселения № 665 от 05.10.2016, № 709 от 27.10.2016 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопросов внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», протокол № 1 публичных слушаний по обсуждению вопроса внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», заключения по результатам публичных слушаний от 03.11.2016, постановление Главы Заречного сельского поселения № 246 от 04.05.2017 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопросов внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», протокол № 2 публичных слушаний по обсуждению вопросов внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение» от 15.06.2017, Заключение на поступившие обращения по проекту изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», постановление Главы Заречного сельского поселения № №332 от 19.06.2017 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопросов внесения изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования «Заречного сельское поселение», протокол № 1 от 22.09.2017 публичных слушаний по обсуждению вопроса внесения изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования «Заречного сельское поселение», Заключение на поступившие обращения по проекту изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение» от 18.08.2017, постановление Главы Заречного сельского поселения № 27 от 18.05.2018 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопросов внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», Заключение по результатам публичных слушаний от 22.06.2018, постановление Главы Заречного сельского поселения № 310-з от 02.10.2018 «О проведении публичных слушаний по обсуждению вопросов внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», Заключение на поступившие обращения по проекту изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение» от 05.10.2018.
При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт а также решения Совета Заречного сельского поселения, вносящие изменения в генеральный план от 30.10.2014 № 60, от 29.05.2015 № 79, от 24.08.2015 № 80, от 29.02.2016 № 98, от 26.12.2016 № 145, от 21.07.2017 № 164, от 31.10.2017 № 8, от 26.07.2018 № 44, от 22.11.2018 № 61 приняты в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.
Согласно материалам дела право собственности Российской Федерации на лесные участки по адресу: Томская область, Томский район, Тимирязевское лесничество зарегистрировано в органах Росреестра 28.11.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права /__/.
В соответствии с требованиями статей 7 и 19 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении участка лесного фонда Тимирязевского лесничества общей площадью 2208240000 кв.м. осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждено актом проверки, проведенной Томской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента лесного хозяйства Томской области, Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Управления Росреестра по Томской области, а также заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от 18.01.2019 № 062/10, что в результате утверждения вышеназванного генерального плана в границы населенных пунктов д. Головино, д. Кисловка, д. Черная Речка, с.Тахтамышево муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области включены лесные участки земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация, а именно:
в границы населенного пункта д. Головина Заречного сельского поселения Томского района Томской области включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, в выделах 1-6, 9, 11-15, 17, 25, 27-29 квартала 186, выделах 14, 30, 31 квартала 187, выделах 1-6, 11, 12 квартала 198 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, в выделах 1, 2, 4-28 квартала 176, выделах 1,2, 6-8, 10 квартала 177, выделах 1-7, 18-20, 23, 24, 26, 27 квартала 187, выделах 1-9, 19, 23-32 квартала 188, выделах 1-20 квартала 189, выделах 1-13, 16-39 квартала 190, выделах 1-27 квартала 191, выделе 23 квартала 200, выделах 1-8, 13-20, 23-28 квартала 203, выделах 1-3, 12, 26, 33-38 квартала 205 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта д. Черная Речка Заречного сельского поселения Томского района Томской области включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, в выделах 7, 8, 15-18, 25, 31 квартала 205, выделах 1-3, 5-10 квартала 206, выделах 1, 13-15 квартала 208 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта с. Тахтамышево Заречного сельского поселения Томского района Томской области включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, в выделах 8, 11-16, 18, 19 квартала 207, выделах 2, 4-67, 71-75, 77, 78 квартала 209, выделах 1-23 квартала 210, выделах 1-18, 28, 29 квартала 211, выделах 1-4, 30, 31, 35-37 квартала 212 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества; выделах 1-3, 8, 60 квартала 122, выделах 4,5 квартала 123 урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области.
Также выполненным 18.01.2019 ФГБУ «Рослесинфорг» заключением № 062/10 определены площади выделов и составлен перечень лесных участков, включенных в границы населенных пунктов д. Головина, д. Кисловка, д. Черная Речка, с.Тахтамышево.
Заключение выполнено картометрическим методом в программе MapInfo на основании графического совмещения актуальных данных из Единого государственного реестра недвижимости о границах земельных участков в составе населенных пунктов д. Головина, д. Кисловка, д. Черная Речка, с.Тахтамышево с материалами лесоустройства (цифровые лесные карты). В результате проведенного совмещения указанных материалов установлено частичное включение земель лесного фонда в границы указанных населенных пунктов.
В результате совмещения границ населенных пунктов с материалами лесоустройства определено, что в состав населенного пункта д. Головина незаконно включено 158,4 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, Темерчинского участкового лесничества, урочища «Кандинское»; в состав д. Кисловка – 807,1 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, Темерчинского участкового лесничества, урочища «Кандинское»; в состав д. Черная Речка – 30,1 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, Темерчинского участкового лесничества, урочища «Кандинское»; в состав с.Тахтамышево – 462,5 га земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, Темерчинского участкового лесничества, урочища «Кандинское» и Калтайского участкового лесничества, урочища «Калтайское».
Факт наложения границ земель лесного фонда на земли вышеуказанных населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Заречное сельское поселение», подтверждается также схемами расположения границ населенных пунктов д. Черная Речка, с.Тахтамышево, д. Головина, д. Кисловка относительно земель лесного фонда.
Указанное выше заключение подтверждено в ходе судебного заседания свидетелем М., который, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснил, что он участвовал при проведении совместной проверки прокуратуры и Департамента лесного хозяйства в качестве специалиста. В его задачу входило установить на обозначенных местах (земельных участках), находятся ли они на землях лесного фонда. С целью установления указанных обстоятельство им использовалось GPS-оборудование, в котором были установлены материалы лесоустройства, утвержденные в 2014 году. Впоследствии им картометрическим способом подготовлено заключение о площади земель лесного фонда, включенных в границы поселения. Указанным заключением, подготовленным по запросу прокурора, установлены конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и поставленные на кадастровый учет, которые находятся в границах земель лесного фонда. Поскольку указанные участки территориально по данным Росреестра располагались в границах населенных пунктов д. Головино, д. Кисловка, д. Черная Речка, с.Тахтамышево, следовательно, указанные земли лесного фонда были включены при утверждении генерального плана в границы данного населенного пункта. Данные земельные участки непосредственно расположены на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью. При составлении схем, отображающих земельные участки, находящиеся в границах земель лесного фонда, использовались соответствующие таксационные описания и план лесонасаждений.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 11 сентября 2008 г. № 249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» с учетом изменений, внесенных приказом Рослесхоза от 19.03.2012 № 102 в состав Тимирязевского лесничества Темерчинского участкового лесничества включены Тимирязевский лесхоз (Темерчинское, Жуковоское, Тимирязевское учебное лесничества), а также Корниловский сельский лесхоз (Рыбаловское и Кандинское лесничества).
Проанализировав представленные доказательства, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов д. Черная Речка, с.Тахтамышево, д. Головина, д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области.
Ссылки административного ответчика и заинтересованного лица на то, что границы земельных участков из состава земель лесного фонда на момент принятия оспариваемого акта не были установлены в соответствии с лесным законодательством, информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем невозможно установить факт нахождения в границах населенных пунктов земель лесного фонда, суд находит несостоятельными.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.
К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области и Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области определено на основании материалов лесоустройства, представленных в материалы настоящего дела и являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.
При изложенных данных, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов д. Черная Речка, с.Тахтамышево, д. Головина, д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области, проект генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
В названный период действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования), пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункты 2.2 - 2.4 Порядка согласования).
Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, в редакции от 5 июня 2013 г., был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.
Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети Интернет, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 приведенной нормы установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Как установлено в ходе судебного заседания, проект генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение» и материалы по его обоснованию были размещены в федеральной информационной системе территориального планирования, о чем уведомлено Министерство регионального развития Российской Федерации (исх. №301 от 22.05.2013).
Указанный проект рассмотрен Рослесхозом, письмом от 05.07.2013 Рослесхоз сообщил Министерству регионального развития Российской Федерации о том, что не согласовывает проект генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение», поскольку в представленном проекте не указано за счет земель каких категорий произойдет изменение границ земель населенных пунктов, а также по причине того, что часть земель лесного фонда в настоящий момент находится в существующих границах населенного пункта с. Кафтанчиково, что противоречит части 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации.
04.09.2013 администрацией Заречного сельского поселения Томского района Томской области в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации направлены результаты рассмотрения предложений и замечаний Рослесхоза, указанных в письме от 05.07.2013. также указано, что откорректированные материалы размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования 05.09.2013.
10.10.2013 Министерство регионального развития Российской Федерации в адрес Рослесхоза направил письмо с информацией о размещении откорректированного с учетом замечаний Рослесхоза от 05.07.2013 проекта генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение».
12.11.2013 Рослесхоз направил в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации письмо о согласовании проекта генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение» в связи с тем, что проектом не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда.
Вместе с тем суд, вопреки доводам административного ответчика полагает, что процедура согласования, предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в данном случае не соблюдена.
Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа. Проект генерального плана содержит положения о территориальном планировании в виде пояснительной записки и соответствующие карты (схемы).
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт – обосновывающая часть. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме в виде пояснительной записки содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Однако материалы по обоснованию генерального плана Заречного сельского поселения Томского района Томской области, в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, не содержат сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенных пунктов д. Черная Речка, с.Тахтамышево, д. Головина, д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области.
Учитывая, что материалы по обоснованию оспариваемого генерального плана не соответствуют требованиям законодательства (части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что в границы населенных пунктов д. Черная Речка, с.Тахтамышево, д. Головина, д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области вошли земельные участки земель лесного фонда, а проект Генерального плана согласован Рослесхозом в связи с тем, что проектом не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда, такое согласование, по мнению суда, само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленный на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом включения в границы поселения земель лесного фонда, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов д. Черная Речка, с.Тахтамышево, д. Головина, д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Решения №45 от 30.12.2013 недействующим в оспариваемой части.
Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденный Решением №45, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан, доказательства чего представлены в материалы дела. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении, а также с учетом уточненных требований административного истца суд считает необходимым признать Решение № 45 в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Томской области к Совету Заречного сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим в части генерального плана муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденного решением Совета Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 45 (в редакции решений от в редакции решений Совета Заречного сельского поселения от 30.10.2014 № 60, от 29.05.2015 № 79, от 24.08.2015 № 80, от 29.02.2016 № 98, от 26.12.2016 № 145, от 21.07.2017 № 164, от 31.10.2017 № 8, от 26.07.2018 № 44, от 22.11.2018 № 61) удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденный решением Совета Заречного сельского поселения от 30.12.2013 № 45 (в редакции решений Совета Заречного сельского поселения от 30.10.2014 № 60, от 29.05.2015 № 79, от 24.08.2015 № 80, от 29.02.2016 № 98, от 26.12.2016 № 145, от 21.07.2017 № 164, от 31.10.2017 № 8, от 26.07.2018 № 44, от 22.11.2018 № 61), в части включения:
в границы населенного пункта д. Головина Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 1-6, 9, 11-15, 17, 25, 27-29 квартала 186, выделах 14, 30, 31 квартала 187, выделах 1-6, 11, 12 квартала 198 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 1, 2, 4-28 квартала 176, выделах 1,2, 6-8, 10 квартала 177, выделах 1-7, 18-20, 23, 24, 26, 27 квартала 187, выделах 1-9, 19, 23-32 квартала 188, выделах 1-20 квартала 189, выделах 1-13, 16-39 квартала 190, выделах 1-27 квартала 191, выделе 23 квартала 200, выделах 1-8, 13-20, 23-28 квартала 203, выделах 1-3, 12, 26, 33-38 квартала 205 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта д. Черная Речка Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 7, 8, 15-18, 25, 31 квартала 205, выделах 1-3, 5-10 квартала 206, выделах 1, 13-15 квартала 208 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области;
в границы населенного пункта с. Тахтамышево Заречного сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 8, 11-16, 18, 19 квартала 207, выделах 2, 4-67, 71-75, 77, 78 квартала 209, выделах 1-23 квартала 210, выделах 1-18, 28, 29 квартала 211, выделах 1-4, 30, 31, 35-37 квартала 212 урочища «Кандинское» Темерчинского участкового лесничества; выделах 1-3, 8, 60 квартала 122, выделах 4,5 квартала 123 урочища «Калтайское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Томской области.
Возложить на Совет Заречного сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий