Дело №2-4122/2020
УИД 59RS0007-01-2020-002833-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 25 ноября 2020 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Абдуллина И.Ш.,
при секретаре Бады-Сагаане Р.А.,
с участием представителя истца Щербининой А.Д. по служебному удостоверению, представителя третьего лица ТСЖ «Братская-14» Зыкиной Т.М. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Свердловского района г.Перми обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу возобновить деятельность молочной кухни по адресу <адрес>, а именно возобновить деятельность по осуществлению уставной деятельности учреждения здравоохранения по обеспечению полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до трех лет в раздаточном пункте молочной кухни по указанному адресу; о возложении на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения в законную силу выделить ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» денежные средства для проведения мероприятий по возобновлению деятельности раздаточного пункта детской молочной кухни по адресу <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Свердловского района г. Перми была проведена проверка законодательства о защите прав несовершеннолетних на бесперебойное обеспечение полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до 3- х лет в раздаточном пункте молочной кухни ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И.» по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что с 25.06.2019г. по настоящее время не осуществляется деятельность раздаточного пункта молочной кухни, он закрыт в связи с отключением в помещении электроснабжения собственником смежного помещения ИП Касумовым Х.К. ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И» в ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время не приняты меры для установки отдельных точек ввода электроснабжения, водоснабжения непосредственно в помещении молочной кухни. 12.08.2019г. прокуратурой района в адрес ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И» внесено представление с требованиями устранения законодательства о защите прав несовершеннолетних, а именно принятия мер по возобновлению деятельности раздаточного пункта молочной кухни, однако нарушения закона, указанные в представлении не устранены. 03.09.2019г., 23.12.2019г. в прокуратуре района с участием представителей ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И., ОАО МРСК «Урала - Пермэнерго», ТСЖ «Братская, 14» состоялись заседания рабочей группы по вопросу соблюдения прав детей на беспрепятственное обеспечение полноценным питанием (молочными продуктами) в раздаточном пункте по указанному адресу. По результатам заседаний принято решение рекомендовать ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И.» провести работу по подключению раздаточного пункта к электросетям по отдельной выделенной сети электроснабжения и другие работы для возобновления работы раздаточного пункта. ДД.ММ.ГГГГ. в результате выхода в нежилые помещения по <адрес> установлено, что в помещении раздаточного пункта, а также в смежном помещении система отопления разморожена, отсутствует освещение. Прокуратурой в адрес ГБУЗ «ДКБ им. Пичугина П.И.» направлены требования от 28.01.2020г., 19.02.2020г. о предоставлении пояснений о принятых мерах с целью восстановления системы отопления в раздаточном пункте; о принятых решениях и мерах по отдельному присоединению электроснабжения раздаточного пункта молочной кухни напрямую через электросети ресурсоснабжающей организации - ОАО «МРСК Урала - Пермэнерго» или других; либо иным способом, не связанным с использованием смежного помещения. Ответы ГБУЗ «ДКБ им. Пичугина П.И.» на требования прокурора не содержат сведений о конкретных мерах и сроках по возобновлению работы раздаточного пункта, а именно по возобновлению системы отопления и установлению системы электроснабжения. В результате бездействия ответчика по бесперебойному обеспечению помещений раздаточного пункта коммунальными услугами, законные представители детей в возрасте от 0 до 3 лет (490 человек) не получают детское питание для несовершеннолетних детей в раздаточном пункте молочной кухни по закрепленной территории и вынуждены получать детское питание в иных раздаточных пунктах, расположенных не в территориальной доступности в других микрорайонах <адрес> и других). Поскольку Министерство здравоохранения Пермского края является главным распорядителем и получателем средств бюджета Пермского края, в том числе средств федерального бюджета, на Министерство здравоохранения Пермского края необходимо возложить обязанность по выделению денежных средств для проведения мероприятий по возобновлению деятельности раздаточного пункта детской молочной кухни.
Представитель истца Щербинина Е.Д. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв, в котором указала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. деятельность раздаточного пункта и сети ресурсоснабжения не восстановлены. Со стороны Министерства здравоохранения Пермского края заявлено о выделении денежных средств на реализацию мероприятий по развитию и укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения Пермского края на период ДД.ММ.ГГГГ., а именно <данные изъяты> руб. на разработку проектно-сметной документации «капитальный ремонт сетей ресурсоснабжения раздаточного пункта молочной кухни». Данные средства были добавлены в план финансово-хозяйственной деятельности.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края, ИП Касумова Х.К.о. в судебное заседание не явились, извещались в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица ТСЖ «Братская, 14» в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва.
При указанных обстоятельствах, исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности (ст. 12 ГПК РФ), с учетом положений ст.ст. 113, 155, 167, 233 ГПК РФ, выполнения судом надлежащим образом обязанности по извещению сторон о времени и месте судебного заседания, мнения присутствовавших лиц, во избежание затягивания сроков судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав присутствовавших лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что ГБУЗ ПК «ДКБ им.Пичугина П.И.» на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. В данном помещении находится раздаточный пункт детской молочной кухни.
В соответствии с пунктами 1.8, 2.1, 2.2.1, 2.2.1.5 Устава ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И. для осуществления уставной деятельности учреждение имеет в своем составе следующие обособленные подразделение: раздаточный пункт детской молочной кухни по адресу: <адрес>. Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание медицинских и иных услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ j полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере г здравоохранения. Учреждение вправе осуществлять медицинскую деятельность, в том числе производство молочных продуктов.
ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Свердловского района г.Перми вынесено решение № о проведении проверки в раздаточном пункте молочной кухни ГБУЗ ПК «ДКБ им.Пичугина П.И.» по адресу: <адрес>.
По результатам проведенной проверки на объекте по адресу: <адрес>, было выявлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. не осуществляется деятельность раздаточного пункта молочной кухни, в связи с отключением в помещении водоснабжения и электроснабжения. Потребление электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения происходит через смежное нежилое помещение, принадлежащее ИП Касумову Х.К. Вместе с тем, ГБУЗ ПК «ДКБ им.Пичугина П.И.» не приняты меры для заключения договоров с ресрсоснабжающими организациями на поставку услуг электроснабжения, водоотведения, о понуждении ресурсоснабжающих организаций выделить отдельные точки подключения ресурсов.
ДД.ММ.ГГГГ. главному врачу ГБУЗ ПК «ДКБ им.Пичугина П.И.» прокуратурой Свердловского района г.Перми было выдано представление об устранении нарушений законодательства о защите прав несовершеннолетних.
ДД.ММ.ГГГГ. состоялись заседания рабочей группы с участием ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И.», ОАО МРСК «Урала- Пермэнерго», ТСЖ «Братская, 14» по вопросу соблюдения прав детей на беспрепятственное обеспечение полноценным питанием (молочными продуктами) в раздаточном пункте по адресу: <адрес>. По результатам заседаний приняты решения рекомендовать ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И.» провести работу по подключению раздаточного пункта к электросетям по отдельной выделенной сети электроснабжения и другие работы для возобновления работы раздаточного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ. помощником прокурора Свердловского района г.Перми Щербининой Е.Д. совместно с представителями ОАО МРСК «Урала- Пермэнерго», ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И.», ТСЖ «Братская 14», ИП Касумовым Х.К.о. был проведен осмотр помещения и установлено, что в помещении раздаточного пункта, а также в смежном помещении система отопления разморожена, отсутствует освещение.
Прокуратурой Свердловского района г.Перми ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. направлены в адрес ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И.» требования о предоставлении сведений о принятых мерах по восстановлению системы отопления в раздаточном пункте по <адрес>, о принятых решениях и мерах по отдельному присоединению электроснабжения раздаточного молочной кухни напрямую через электросети ресурсоснабжающей организации - ОАО «МРСК Урала -Пермэнерго» или других, либо иным способом, не связанным с использованием смежного помещения.
Из ответов ГБУЗ «ДКБ им. Пичугина П.И.» на требования прокурора следует, что ими проведены мероприятия по возобновлению деятельности раздаточного пункта, однако они не содержат сведений сроках по возобновлению работы раздаточного пункта по <адрес>, а именно по возобновлению системы отопления и восстановлению системы электроснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: в том числе осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу ст.52 Федерального закона от 21.11.2020 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» материнство в Российской Федераций охраняется и поощряется государством. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех дет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 02.02.2019 N 48-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Согласно разделу V, пункту 8 Программы за счет средств бюджета Пермского края осуществляется финансирование: обеспечения предоставления иных услуг и проведения мероприятий в сфере здравоохранения в части: иных услуг, предоставляемых государственными учреждениями здравоохранения: обеспечение специальными и молочными продуктами питания детей в возрасте до трех лет по заключению врача в порядке, утвержденном приказом Министерства, содержание молочных кухонь.
В соответствии с частью 2 Приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 17.02.2016 N СЭД-34-01-06-59 "Об утверждении Порядка обеспечения полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте, до трех лет» в целях реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой постановлением Правительства Пермского края, в части обеспечения полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до трех лет: медицинским учреждениям Пермского края: организовать обеспечение молочными продуктами детей в возрасте до трех лег; осуществлять контроль за обеспечением молочными продуктами детей в возрасте до трех дет.
Судом установлено, что в настоящее время деятельность молочной кухни по адресу <адрес> не возобновлена, что нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц.
Как следует из п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Поскольку суду не представлено доказательств устранения нарушений требований законодательства о защите прав несовершеннолетних, а именно, деятельность молочной кухни не возобновлена, требования истца к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича» о возложении обязанности возобновить деятельность молочной кухни по адресу <адрес>, а именно возобновить деятельность по осуществлению уставной деятельности учреждения здравоохранения по обеспечению полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до трех лет в раздаточном пункте молочной кухни по указанному адресу, подлежит удовлетворению в полном объеме.
При этом, недостаточность финансового обеспечения мероприятий по соблюдению требований бесперебойного обеспечения помещения раздаточного пункта коммунальными услугами не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора по вопросу соблюдения прав детей на бесперебойное обеспечение полноценным питанием (молочными продуктами) в раздаточном пункте молочной кухни ГБУЗ ПК «ДКБ им.Пичугина П.И.».
Причиной нарушения учреждением здравоохранения требований пожарной безопасности явилось отсутствие для данного ответчика необходимого финансирования.
Полномочия и функции учредителя ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» от имени Пермского края осуществляет Министерство здравоохранения Пермского края.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
С учетом того, что Министерство здравоохранения Пермского края, выполняя полномочия и функции учредителя ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.», не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее исполнить предписания прокурора, суд считает необходимым возложить на учредителя обязанность предоставить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича» денежные средства в размере, необходимом для проведения мероприятий по возобновлению деятельности раздаточного пункта детской молочной кухни по адресу: <адрес>, в течение 1 месяца с даты вступления решения в законную силу.
Из отзыва ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им.Пичугина П.И.» следует, что ДД.ММ.ГГГГ. на заседании комиссии Министерства здравоохранения Пермского края решено включить в состав Программы на 2020г. ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им.Пичугина П.И.» сумму <данные изъяты> руб., в том числе на разработку проектно-сметной документации «Капитальный ремонт сетей ресурсоснабжения раздаточного пункта молочной кухни» (КФСР 0902) сумму <данные изъяты> руб. Представлена копия соответствующего решения.
Однако, само по себе принятое решение о выделении денежных средств не означает, что данное решение исполнено, денежные средства реально выделены и перечислены, проведен соответствующий конкурс, указанная в решении сумма достаточна для возобновления деятельности молочного пункта.
В связи с чем, требования в данной части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу возобновить деятельность молочной кухни по адресу <адрес>, а именно возобновить деятельность по осуществлению уставной деятельности учреждения здравоохранения по обеспечению полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до трех лет в раздаточном пункте молочной кухни по указанному адресу.
Возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения в законную силу выделить ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» денежные средства для проведения мероприятий по возобновлению деятельности раздаточного пункта детской молочной кухни по адресу г. Пермь, ул. Братская, 14.
Решение суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья – подпись
Копия верна
Судья И.Ш. Абдуллин
(мотивированное решение изготовлено 02.12.2020)