Решение по делу № 3а-151/2019 от 09.01.2019

Дело № 3а-151/2019 29 мая 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Шинаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 мая 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Колобкова А.С. и Смирнова С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Колобков А.С. и Смирнов С.В. 28 декабря 2018 года обратились в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости.

В обоснование исковых требований указали, что между ними и муниципальным образованием «Няндомский муниципальный район» заключен договор аренды земельного участка от 25 июня 2018 года , по которому в аренду передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым с разрешенным использованием: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположено производственное здание, принадлежащее истцам на праве общей долевой собственности. По условиям договора размер арендной платы за земельный участок на момент заключения договора определен в сумме <данные изъяты> рублей за период с 25 июня по 31 декабря 2018 года, может изменяться ежегодно. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Согласно кадастровой справке от 03 декабря 2018 года кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 27 ноября 2015 года составляет 3 440 581,73 руб. Согласно отчету от 17 декабря 2018 года , составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на эту же дату составляет 775 000 рублей. Просят определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

По определению суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительство Архангельской области.

Административные истцы, представители административных ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Управление Росреестра в письменном виде сообщило, что в 2014 году на территории Архангельской области проводились работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, заказчиком которой с учетом положений ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выступало Министерство имущественных отношений Архангельской области. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 465-пп. Земельный участок с кадастровым отсутствовал в перечне объектов оценки, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2014 году, как следствие, определение его кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки не осуществлялось. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с требованиями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Управление не принимало участия в указанных работах по оценке, не определяло кадастровую стоимость объекта недвижимости, поэтому является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку филиал Учреждения не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 465-пп в рамках реализации полномочий, предусмотренных статьями 24.12 и 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, ФГБУ «ФКП Росреестра» руководствуется методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости, согласно которым производит арифметический расчет кадастровой стоимости исходя из утвержденных исполнительным органом субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки. Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, остается Правительство Архангельской области и в том случае, когда кадастровая стоимость определена филиалом Учреждения в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Административные истцы не ставят под сомнение правильность определения филиалом Учреждения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках осуществления полномочий в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, а оспаривают результаты государственной кадастровой оценки (использованную филиалом Учреждения величину удельного показателя кадастровой стоимости), в проведении которой ФГБУ «ФКП Росреестра» участия не принимало. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым в размере 3 440 581,73 руб. определена филиалом Учреждения при внесении изменений в сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением № 465-пп.

Правительство Архангельской области в отзыве на иск указало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере 3 440 581,73 руб. определена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Правительство Архангельской области не утверждало кадастровую стоимость спорного земельного участка, и, соответственно, сведений о нем в постановлении № 465-пп не содержится.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 25 июня 2018 года между муниципальным образованием «Няндомский муниципальный район» (арендодатель), Колобковым А.С. и Смирновым С.В. (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, предметом которого является земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный: <адрес>, с видом разрешенного использования – <данные изъяты>.

Дата присвоения данному объекту недвижимости кадастрового номера 27 ноября 2015 года.

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Судом также установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым была определена ФКП Росреестра по состоянию на 27 ноября 2015 года исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 465-пп (1 372,39 руб./кв.м.), и его площади (<данные изъяты> кв.м.), и составила 3 440 581,73 рублей, что подтверждается Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 27 ноября 2015 года.

В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Поскольку государственная кадастровая оценка земель Архангельской области, относящихся к указанной выше категории, проведена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно представленному административными истцами отчету об оценке от 17 декабря 2018 года, составленному <данные изъяты>., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым по состоянию на 27 ноября 2015 года составляет 775 000 рублей.

По ходатайству административного ответчика администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», не согласившегося с данным отчетом об оценке, судом по делу была назначена судебная экспертиза.

По заключению эксперта ООО «Экспертное агентство «Формула Оценки» (эксперт Молодцова В.Н.) от 10 апреля 2019 года отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный <данные изъяты> 17 декабря 2018 года, соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость, установленная отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтверждается.

При таких обстоятельствах, кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена равной рыночной в размере 775 000 рублей.

В соответствии с абзацами 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой подачи настоящего иска является 28 декабря 2018 года.

Следовательно, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным решением, в соответствии с абзацем 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 775 000 рублей по состоянию на 27 ноября 2015 года на период с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 28 декабря 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко

3а-151/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнов Сергей Валентинович
Колобков Александр Сергеевич
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
АМО Няндомский муниципальный район
Правительство Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Производство по делу возобновлено
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
29.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее