Дело № 2- 716/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года Ивановская область, гор. Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Е.А.,
при секретаре Михайловой Н.С.,
с участием представителя заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии по доверенности – Борисенко В.С., представителя третьего лица войсковой части 12465 Гузик Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 19 военной прокуратуры армии войсковой части 56680 к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности организовать водоотведение войсковой части 12465, исключающее попадание стоков на рельеф местности,
установил:
Военный прокурор войсковой части 56680 обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что 26 ноября 2014 года утвержден акт приемки законченного строительством объекта – «строительство и реконструкция комплекса зданий и сооружений объекта № (6 очередь, шифр объект №)», согласно которому на территории земельных участков с кадастровыми №№ и № осуществлено возведение комплекса зданий, строений и сооружений, в том числе системы очистных сооружений (станции биологической очистки бытовых и сточных вод, очистные сооружения ливневых сточных вод). Данные сооружения приняты с недостатками и не функционируют в штатном режиме, вследствие чего образующиеся в ходе хозяйственной деятельности войсковой части бытовые стоки без механической и биологической очистки сбрасываются на рельеф местности и загрязняют земли лесного фонда. Государственный контракт от 11.01.2011г. №, в рамках которого осуществлялось строительство объекта №, расторгнут с 11.05.2018г.. Поскольку в акте приемки объекта от 26.11.2014г. было указано на наличие недостатков системы водоотведения объекта №, данные недостатки подлежали устранению подрядчиком в течение 1 года. Однако до настоящего времени сброс сточных вод, образуемых на указанном объекте войсковой части, осуществляется на рельеф местности, что установлено Росприроднадзором в рамках дела об административном правонарушении. В связи с нарушением требований экологического законодательства в отношении командира войсковой части 12465 вынесено постановление о назначении административного наказания № от 4 февраля 2020 года, согласно которому командир войсковой части признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Указанные обстоятельства стали предметом прокурорской проверки, в ходе которой в отношении войсковой части 12465 20 января 2020 года вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Поскольку сброс сточных вод с объекта № вопреки требованиям ст. 19 Водного кодекса РФ и ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» до настоящего времени осуществляется на рельеф местности (на земельные участки лесного фонда), имеет место нарушение экологического законодательства со стороны Министерства обороны РФ, как государственного заказчика строительства данного объекта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения статей 34, 39, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 19 Водного кодекса РФ и ст. 42 Земельного кодекса РФ военный прокурор просит суд обязать Министерство обороны РФ организовать водоотведение, обеспечивающее сбор и очистку хозяйственно-бытовых стоков войсковой части 12465 (вблизи <адрес>), исключающее поступление на рельеф местности неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец – представитель военного прокурора Борисенко В.С. в судебном заседании иск поддержал. Ранее военный прокурор Багдасаров А.А. пояснил, что фактически военная прокуратура уже запоздала со своевременным реагированием на нарушения Министерством обороны природоохранного и экологического законодательства, связанные с отсутствием функционирующей системы водоотведения на объект № войсковой части 12465, поскольку загрязнение почв происходит уже несколько лет. Неочищенные сточные воды не только загрязняют почву леса в месте, где находится сам объект войсковой части, но и создают угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в близлежащих поселениях, то есть неопределенному кругу лиц.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебном заседании участия не принимал, представил письменные возражения и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 2 л.д. 122-125, 247-250). Из письменных возражений ответчика следует, что работы по достройке объектов № проводятся в рамках государственного контракта № от 11.05.2018г. После утверждения дефектной ведомости по объекту очистных сооружений будет составлен локальный сметный расчет и решаться вопрос по оплате работ. Поскольку данный контракт является действующим, то иск прокурора нельзя считать обоснованным, так как ответчиком проводиться необходимая работа по устранению выявленных нарушений.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, войсковой части 12465 Гузик Е.А. по иску возражала, соглашаясь с доводами представителя МО РФ. Просила в иске отказать.
Представители третьего лица Департамента строительства МО РФ извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.
Представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилщно-коммунальное управление» извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, ранее направил возражения по иску и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 1 л.д. 160-164). Из возражений третьего лица следует, что данная организация осуществляет обслуживание хозяйственных объектов войсковых частей, которые введены в эксплуатацию, зарегистрированы на праве собственности и переданы на баланс ЦЖКУ. Поскольку система водоотведения объекта № войсковой части 12465 в эксплуатацию не введена, то ФГБУ данным объектом не занимается.
Представитель третьего лица Комитета Ивановской области по лесному хозяйству в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 1 л.д. 146, том 2 л.д. 244-245).
Учитывая мнение участников процесса, суд считает возможным рассмотрение гражданского дела при данной явке.
Выслушав представителя истца и представителя третьего лица – командира войсковой части 12465, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле в их совокупности по правилам статей 59,60,67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на земельных участках с кадастровыми №№ и №, расположенных по адресу: <адрес>, ОГКУ «<данные изъяты>», квартал № (выделы №), квартал № (выделы №), квартал № (выделы №), в период с 2011г. по ноябрь 2014 года по заказу Министерства обороны РФ осуществлялись работы по строительству и реконструкции комплекса зданий и сооружений объекта № (6 очередь, шифр объект №), что следует из государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объекта № от 11.01.2011г. (том 1 л.д. 12-31), акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.11.2014г. (том 1 л.д. 35-40). Генеральным подрядчиком работ по указанному государственному контракту является ФГУП «<данные изъяты>».
Согласно приложению № к акту приемки от 26.11.2014г. «Перечень недостатков, выявленных государственной комиссией при приемке законченных строительством сооружений объекта №»:
- на сооружении № (станция биологической очистки бытовых и сточных вод) выявлены следующие недостатки: установить насосные агрегаты; провести повторные ПНР комплекса; провести благоустройство территории и установить ограждения; не установлены приборы учета электроэнергии;
- на сооружении № (очистные сооружения ливневых и сточных вод) выявлены недостатки: выполнить СМР оборудования; завершить оборудование инженерных колодцев, провести ПНР комплекса, не установлены приборы учета электроэнергии (том 1 л.д. 44-46).
Таким образом, указанные документы свидетельствуют о том, что в ходе строительства и реконструкции объекта № (войсковая части 12465) весь комплекс работ, предусмотренный государственным контрактом от 11.01.2011г., выполнен не был, завершенный строительством объект приемочной комиссией принят с недостатками, срок устранения недостатков по объектам очистных сооружений и станции биологической очистки бытовых и сточных вод был установлен до июня 2015 года.
11 мая 2018 года между Министерством обороны и ФГПУП «<данные изъяты>» заключено соглашение о расторжении государственного контракта от 11.01.2011г. на выполнение работ по реконструкции объекта № (том 1 л.д. 176-177).
На момент заключения данного соглашения вышеуказанные недостатки очистных сооружений и станции биологической очистки бытовых и сточных вод, входящих в состав объекта №, устранены не были, данные объекты в эксплуатацию не введены и на праве собственности за Министерством обороны и на праве хозяйственного ведения за войсковой частью либо обслуживающими организациями не зарегистрированы, что следует из сообщения ФКП «Управление заказчика капитального строительства МО РФ» от 31.10.2019г. (том 1 л.д. 52-53), а также переписки командира войсковой части 12465 по очистным сооружениям № военного городка 3к (том 2 л.д. 2-101).
Из акта осмотра станции биологической области бытовых и сточных вод № войсковой части 12465 (<данные изъяты>), составленного 20 декабря 2019 года заместителем военного прокурора Багдасаровым А.А. в присутствии представителей войсковой части 12465 следует, что указанный объект не функционирует, в связи с чем, весь объем хозяйственно-бытовых стоков, образующихся в ходе деятельности войсковой части 12465, сбрасывается без очистки на рельеф местности, загрязняя земли лесного фонда (том 1 л.д. 58-59).
Обстоятельства нарушения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, касающиеся запрета сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности, подтверждены материалами по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении командира войсковой части 12465 (том 1 л.д. 193-220).
Так, согласно протоколам количественного химического анализа проб грунта, донных отложений, ила №, № от 20 декабря 2019 года установлено наличие в пробах нефтепродуктов, азота (нитритного, нитратного и аммонийного), фосфатов-ионов и АПАВ (том 1 л.д. 63, 63). Что свидетельствует о загрязнении почв и причинении вреда почвам, как объекту окружающей среды, что следует из расчетов, приведенных государственным инспектором ФИО (том 1 л.д. 196-199).
Таким образом, судом указанной совокупностью доказательств бесспорно установлено, что в период с 2014 года по настоящее время в отсутствии надлежащим образом организованной системы водоотведения на объекте №К войсковой части 12465 имеет место нарушение требований природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации, в том числе сброс сточных вод от указанного объекта на рельеф местности (в леса общего пользования), что создает угрозу жизни и здоровью граждан (неопределенного круга лиц).
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
В развитие указанных положений Конституции Российской Федерации в Земельном кодексе Российской Федерации закреплены следующие принципы: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подпункты 1, 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Также Лесным кодексом Российской Федерации установлены следующие принципы: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (подпункты 3, 5, 6, 8 ст. 1 ЛК РФ).
Кроме того, в целях реализации требований ст. 42 Конституции РФ действует экологическое законодательство Российской Федерации, а именно: Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Так, основными принципами охраны окружающей среды названы: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также закреплена презумпция экологической опасности любой хозяйственной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно положениям подпункта 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Одновременно статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1). Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абз 2 ч. 2).
Доказательств тому, что эксплуатация военного объекта № войсковой части 12465 в отсутствии функционирующей системы водоотведения осуществляется без нарушений вышеназванных обязательных требований федерального природоохранного, лесного и земельного законодательства и что хозяйственная деятельность войсковой части не приводит к ухудшению качества почв лесного массива, Министерство обороны РФ не представило, тогда как, исходя из презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, бремя доказывания этих обстоятельств возлагалось на ответчика.
А потому, учитывая принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, суд приходит к выводу, что требование военного прокурора о возложении обязанности по организации водоотведения, обеспечивающего сбор и очистку хозяйственно-бытовых стоков войсковой части 12465 на объекте № и исключающее поступление на рельеф местности неочищенных хозяйственно-бытовых стоков, подлежит удовлетворению.
Доводы стороны ответчика, полагающего, что иск прокурора является необоснованным и преждевременным в силу того, что работы по достройке объектов водоотведения планируется провести в рамках государственного контракта № на завершение строительства (реконструкции) технической позиции объекта № в г. Тейково Ивановской области от 11 мая 2018года суд полагает непротиворечащими исковым требованиям прокурора.
Суд отмечает, что фактически, ответчик, указывая на то, что реконструкция очистных сооружений должна быть проведена в рамках нового государственного контракта, соглашается с тем, что данная система жизнеобеспечения военного объекта № в настоящее время отсутствует, а значит, имеются и нарушения экологического законодательства.
При этом в настоящее время в представленных суду копиях контракта и дополнительных соглашениях к нему (том 2 л.д. 219-235) в разделе 23 в подпункте 23.2 имеется лишь упоминание об очистных сооружениях, но не о станции биологической очистки.
Одновременно из сообщений начальника «<данные изъяты>» ФГУП «<данные изъяты>» ФИО1 в адрес вышестоящего руководства и в адрес государственного заказчика следует, что в настоящее время объект биологической очистки бытовых и сточных вод фактически разграблен, на рассмотрение государственного заказчика представлена дефектная ведомость (том 2 л.д. 240, 241).
Тем самым, ответчиком не представлено убедительных и бесспорных доказательств тому, что именно в рамках вышеназванного государственного контракта запланировано восстановление системы водоотведения, поскольку сметной документации по предстоящим работам не имеется и в контракт соответствующих изменений не внесено.
В исковом заявлении прокурором срок исполнения обязанности по разработке проекта рекультивации определен – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд считает возможным установить более длительный срок для исполнения обязанности, учитывая положения ст. 206 ГПК Российской Федерации.
При этом суд принимает во внимание, определяя срок к исполнению обязанности, равный одному году, обстоятельства того, что ответчику необходимо проведение комплекса мероприятий, связанных как с составлением проектно-сметной документации, так и с осуществлением самой реконструкции объектов очистных сооружений и станции биологической очистки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования военного прокурора 19 военной прокуратуры армии войсковой части 56680 к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности организовать водоотведение войсковой части 12465, исключающее попадание стоков на рельеф местности удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать водоотведение, обеспечивающее сбор и очистку хозяйственно-бытовых стоков войсковой части 12465 (вблизи н.<адрес>), исключающее поступление на рельеф местности неочищенных хозяйственно – бытовых стоков в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Макарова
Мотивированное решение суда составлено 30 октября 2020 года.