Копия
УИД: 66RS0029-01-2021-001287-18
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2022 года
Дело № 2-995/2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2021 года г. Камышлов Свердловской области
Камышловский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сейдяшевой Н.В.,
при секретарях Куракиной Н.Ю., Борисовой Т.А.,
с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора отказать Девяткова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, Правительству Курганской области о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий, заключений служебных проверок, признании срочного служебного контракта заключенным на неопределенный срок, о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за работу в выходные дни, оспаривании записей в трудовой книжке, признании незаконным ведения и хранения личного дела
УСТАНОВИЛ:
06.08.2021 ФИО4 обратился в суд с иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО6 области о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий, заключений служебных проверок, о взыскании компенсации морального вреда.
11.08.2021 ФИО4 обратился в суд с иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО6 области о признании срочного служебного контракта заключенным на неопределенный срок, о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,
Вышеуказанные исковые заявления приняты к производству суда и возбуждены производства по гражданским делам: дело № 2-995/2021 и дело № 2- 994/2021.
Определением суда от 08.09.2021 дела объединены и присвоен номер № 2-995/2021.
Судом к участию в деле привлечена Государственная инспекция труда в Курганской области, Курганская областная прокуратура, Курганская природоохранная прокуратура.
Определением суда в связи с реорганизацией ответчик заменен на правопреемника Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
Определением от 23.112021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Курганской области.
Истец с учетом уточненных требований указал следующее. С 16.07.2008 по 12.07.2021 он состоял в трудовых отношениях с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, в период с 25.08.2015 по 05.06.2019 он замещал должность государственной гражданской службы — заведующего сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления по охране и использования животного мира департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
В период 05.06.2019 по 12.07.2021 замещал должность государственной гражданской службы — заведующего сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента.
Согласно приказа первого заместителя директора Департамента от 12.07.2021 № 457-к «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ФИО4» с ним расторгнут служебный контракт с увольнением с занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ), то есть за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Приказом директора Департамента от 31.08.2020 №753-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» за нарушение подведомственности рассмотрения дел об административном -правонарушении на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Приказ от 31.08.2020 №753-к о привлечении к дисциплинарной ответственности был издан по результатам служебной проверки, оформленным в виде заключения служебной проверки от 31.07.2020.
Приказом директора Департамента от 20.10.2020 №938-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» за нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Приказ от 20.10.2020 №938-к о привлечении его к дисциплинарной ответственности был издан по результатам служебной проверки, оформленным в виде заключения служебной проверки от 07.10.2020.
Приказом директора Департамента от 17.05.2021 № 280-к за нарушение требований приказа Департамента от 04.12.2020 №529 «О предоставлении отчетности и заявок в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов» за неисполнение письменного поручения начальника отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента от 21.01.2021, нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Приказ был издан по результатам служебной проверки, оформленной в виде заключения служебной проверки от 18.03.2021. Считает вышеуказанные заключения служебных проверок и приказов о наложении дисциплинарных взысканий незаконными и необоснованными.
Просит признать приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 31.08.2020 №753-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4», заключение служебной проверки от 31.07.2020 в части выводов о наличии в действиях ФИО4 дисциплинарного проступка незаконными;
Признать приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 20.10.2020 №938-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4», заключение служебной проверки от 07.10.2020 в части вывода о наличии в действиях ФИО4 дисциплинарного проступка, незаконными;
Признать приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.05.2021 №280 «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4», заключение служебной проверки от 18.03.2021 незаконными;
Просит признать срочный служебный контракт от 26.08.2020 №656 заключенным на неопределенный срок;
Признать приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 12.07.2021 №457-к «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ФИО4», заключение служебной проверки от 27.05.2021 незаконными;
Взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 12.07.2021 по день восстановления в должности государственной гражданской службы в размере 1437 руб. 41 коп. за каждый день вынужденного прогула;
Взыскать с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области компенсацию морального вреда в размере 250000 руб.;
Признать приказ Департамента №458-к «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 12.07.2021 № 457
«О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ФИО4» незаконным;
Обязать Департамент произвести выплату за ранее отработанное время в выходные дни 8 и 9 января, 3 мая, 5 и 6 июня 2021 в двойном размере.
Признать запись в трудовой книжке серия BT-I № 2501904 за номером 26 (без даты) об освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Приказ № 457-к от 12.07.2021 на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за подписью ФИО10 незаконной, недействительной, внесенной неуполномоченным на то лицом;
Признать незаконным ведение и хранение личного дела сотрудниками отдела информационно аналитической и правовой работы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области за период с 2019 года по 12.07.2021;
Обязать Департамент (ответчика) передать в кадровую службу отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области личное дело для дальнейшего ведения и хранения, в соответствии законодательством Российской Федерации.
Обязать кадровую службу отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области аннулировать запись в трудовой книжке серия BT-I № 2501904 за номером 26 (без даты) об освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Приказ № 457-к от 12.07.2021 на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за подписью ФИО10.
В судебном заседании истец ФИО4 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители соответчиков Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, Правительства Курганской области ФИО11, ФИО12, ФИО13 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, поддержали отзывы, направленные в суд.
Представители Государственной инспекции труда в Курганской области, Курганской областной прокуратуры, Курганской природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, заключение помощника Камышловского межрайонного прокурора ФИО9 считавшего иск не подлежащим удовлетворению, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок и условия прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ) является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В отношении государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Согласно положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание (статья 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Порядок привлечения гражданского служащего регламентирован статьей 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, которой предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2 статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Судом установлено, что истец в период с 16.07.2008 по 12.07.2021 состоял в трудовых отношениях с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (в настоящее время Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области).
Приказом директора Департамента от 31.08.2020 №753-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» за нарушение подведомственности рассмотрения дел об административном -правонарушении на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Приказ от 31.08.2020 №753-к о привлечении к дисциплинарной ответственности был издан по результатам служебной проверки, оформленным в виде заключения служебной проверки от 31.07.2020.
Поводом для проведения служебной проверки в отношении ФИО4 послужило представление Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры от 09.07.2020 № 07-12/2-2020. Из представления прокуратуры следует, что прокуратурой проведена проверка деятельности Департамента, в ходе которой выявлены нарушения требований административного законодательства и законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, допускаемые должностными лицами Департамента.
На основании приказа Департамента от 09.07.2020 № 556-к «О проведении служебной проверки», проведена служебная проверка, в том числе в отношении ФИО4.
Комиссия, изучив материалы служебной проверки, объяснительную и должностной регламент ФИО4, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Правила рыболовства для Западно – Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза от 22.10.2014 № 402, Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ пришла к следующим выводам.
Постановлением ФИО4 по делу об административном правонарушении от 22.05.2020 № 16-07-34/0041, в связи с отсутствием разрешения на вылов водных биоресурсов привлечен к ответственности по части 1 статьи 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО14.
Аналогичные нарушения допущены ФИО4 вынесении административных постановлений в отношении ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24.
В действиях ФИО4 комиссией было установлено совершение дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выраженное в несоблюдении подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, то есть несоблюдении норм действующего законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях.
Суд соглашается с выводами комиссии в силу следующего.
Согласно подпункта 1 пункта 3.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего Курганской области, замещающего должность, государственной гражданской службы Курганской области – заведующего сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно – надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента, заведующий сектором обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Курганской области, законы и иные нормативные правовые акты Курганской области и обеспечивать их исполнение.
Согласно пункту 3.3 Должностного регламента к обязанностям заведующего сектором также относится производство по делам об административных правонарушениях и их рассмотрение в пределах компетенции.
На основании части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями по ранее рассмотренным делам, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Выводы комиссии о несоблюдении подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях ФИО4 подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами по жалобам лиц, привлеченным к административной ответственности и протестам прокурора, в частности решением Курганского областного суда от 03.02.2021 № 12-261/2020, № 72-5/2021, решением Курганского областного суда от 14.12.2020 № 12-84/2020 № 72-374/2020).
Служебной проверкой установлено, что причиной и условием, способствующим совершению гражданским служащим указанных дисциплинарных проступков, является неисполнение ФИО4 своих должностных обязанностей, установлено нарушение прав и законных интересов граждан при производстве по делам об административных правонарушениях.
Установлены характер и размер вреда, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка, а именно нарушение прав и законных интересов граждан при производстве по делам об административных правонарушениях, оказание отрицательного влияния на состояние законности в сфере соблюдения действующего законодательства в деятельности Департамента, подрыв авторитета Департамента как государственного органа.
Согласно части 5 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово – хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Постановление по делу об административном правонарушении № 16-07-34/0041 по части 1 статьи 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО14 вынесено ФИО4 22.05.2020, то есть дисциплинарное взыскание наложено на истца в пределах шестимесячного срока, предусмотренного частью 5 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Согласно частям 4, 5 статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенного заинтересованный в её результатах.
Согласно указу Губернатора Курганской области от 07.12.2018 № 248 «О передаче Губернатором Курганской области» полномочий представителя нанимателя (работодателя)» руководителям исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, передано осуществление полномочий представителя нанимателя от имени Курганской области в отношении государственных гражданских служащих Курганской области, замещающих должности государственной гражданской службы Курганской области в соответствующих исполнительных органах государственной власти Курганской области, за исключением отдельных полномочий.
Проведение проверок служебной дисциплины и наложение на государственных гражданских служащих Курганской области дисциплинарных взысканий осуществляется исполнительными органами государственной власти курганской области самостоятельно.
Вышеуказанная служебная проверка (как и все указанные проверки) проведены сотрудниками отдела информационно – аналитической и правовой работы Департамента и сотрудниками структурного подразделения Департамента по вопросам государственной службы и кадров. При этом выборный профсоюзный орган в Департаменте отсутствует.
Таким образом, перечисленные служебные проверки были проведены и подписаны легитимным составом комиссии.
При этом доказательств, прямой или косвенной заинтересованности лиц, членов комиссии, в результатах проводимых проверок суду не предоставлено. Как установлено в судебном заседании заместитель начальника управления контрольно – надзорной деятельности и использования объектов животного мира ФИО11 не является непосредственным руководителем истца. Требования заместителя директора Департамента – начальника управления лесного хозяйства ФИО25 от 29.01.2021 о передаче материалов административного дела и неисполнение истцом данного требования, также не свидетельствует о личной заинтересованности председателя комиссии в результатах служебной проверки.
Согласно части 6 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Суд соглашается с доводами представителей ответчиков о том, что истцом пропущен срок, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В соответствии с частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Учитывая, что сроки обращения в суд государственных гражданских служащих не урегулированы специальными правовыми актами, они подлежат исполнению в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истец указывает, что узнал о приказе от 31.08.2020 № 753-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» только 12.07.2021.
Однако данный довод истца опровергается представленными в материалами дела представителями соответчиков доказательствами, актом об отказе от ознакомления с приказом от 02.09.2020 и электронным письмом от 02.09.2020 о направлении приказа, служебной запиской ФИО4 от 16.11.2020 на имя директора Департамента с просьбой снять наложенные ранее дисциплинарные взыскания в виде выговоров в связи с празднованием 75-летия со дня образования Госохотнадзора Курганской области и за хорошие показатели работы за 2020 год, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО26, ФИО27
Истец ознакомлен с приказом от 31.08.2020 № 753-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» 02.09.2020 в ходе телефонного разговора, в котором он отказался прибыть в г. Курган в Департамент для ознакомления с приказом, а также путем направления 02.09.2020 сканированного образа указанного приказа на электронный почтовый ящик, используемый истцом в служебных целях (dpr-shadrinsk@mail.ru).
Таким образом, Департамент в соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ознакомил ФИО4 с приказом от 31.08.2020 № 753 в установленные сроки и у ФИО4 имелась возможность оспорить указанные приказы в течение трех месяцев.
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового сора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами.
Истцом не представлены в материалы дела достоверные и объективные доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Приказом директора Департамента от 20.10.2020 №938-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» за нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Приказ от 20.10.2020 №938-к о привлечении его к дисциплинарной ответственности был издан по результатам служебной проверки, оформленным в виде заключения служебной проверки от 07.10.2020.
Поводом для проведения служебной проверки в отношении ФИО4 послужил акт проверки правомерности и обоснованности возбуждения дел об административных правонарушениях от 18.09.2020.
На основании приказа Департамента от 23.09.2020 № 834-к «О проведении служебной проверки», проведена служебная проверка, в том числе в отношении ФИО4, заведующего сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно – надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента.
Комиссия, изучив материалы служебной проверки, объяснительную и должностной регламент ФИО4, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, пришла к следующим выводам.
В нарушение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО4 нарушался пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административных правонарушениях (дела об административных правонарушениях в отношении ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33), постановления о назначении административных штрафов направлялись ФИО4 для исполнения судебному – приставу – исполнителю в сроки, значительно (более 1 года) превышающие установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности постановления о назначении административного наказания от 29.03.2019 № 16-07-34/0023 (протокол от 30.01.2019 № 000534).
Частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течении 10 суток судебному приставу – исполнителю для исполнения в порядке. Предусмотренном федеральным законодательством.
Вместе с тем, как следует из Акта проверки правомерности и обоснованности возбуждения дел об административных правонарушениях от 18.09.2020,
- протокол об административном правонарушении от 15.01.2019 № 000587 в отношении ФИО34 рассмотрен 22.02.2019 (постановление о назначении административного наказания от 22.02.2019 № 16-07-34/0016);
- протокол об административном правонарушении от 15.01.2019 № 0005888 в отношении ФИО35 рассмотрен 22.02.2019 (постановление о назначении административного наказания от 22.02.2019 № 16-07-34/0017);
- протокол об административном правонарушении от 14.01.2019 № 000586 в отношении ФИО30 рассмотрен 22.02.2019 (постановление о назначении административного наказания от 22.02.2019 № 16-07-34/0018);
- протокол об административном правонарушении от 30.01.2019 № 0005333 в отношении ФИО31 рассмотрен 29.03.2019 (постановление о назначении административного наказания от 29.03.2019 № 16-07-34/0023);
- протокол об административном правонарушении от 30.01.2019 № 000534 в отношении ФИО32 рассмотрен 29.03.2019 (постановление о назначении административного наказания от 06.12.2019 № 16-07-34/0080);
- все указанные в заключении служебной проверки постановления о назначении административного наказания направлены для исполнения судебному приставу исполнителю в срок более 1 года превышающий установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, суд соглашается в данном случае с доводами истца о том, что, в нарушении части 5 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, дисциплинарное взыскание, наложено на истца приказом Департамента № 938-к за пределами шестимесячного срока со дня совершения ФИО4 дисциплинарных проступков.
Вместе с тем, суд также соглашается с доводами представителей ответчиков о том, что истцом пропущен срок, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Истец указывает, что узнал о приказе от 21.10.2020 № 938-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» только 12.07.2021.
Однако данный довод истца опровергается представленными в материалами дела представителями соответчиков доказательствами, актом об отказе от ознакомления с приказом от 22.10.2020 и электронным письмом от 22.10.2020 о направлении приказа, служебной запиской ФИО4 от 16.11.2020 на имя директора Департамента с просьбой снять наложенные ранее дисциплинарные взыскания в виде выговоров в связи с празднованием 75-летия со дня образования Госохотнадзора Курганской области и за хорошие показатели работы за 2020 год, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО26, ФИО27
Истец ознакомлен с приказом от 21.10.2020 № 938-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4» 22.10.2020 в ходе телефонного разговора, в котором он отказался прибыть в г. Курган в Департамент для ознакомления с приказом, а также путем направления 22.10.2020 сканированного образа указанного приказа на электронный почтовый ящик, используемый истцом в служебных целях (dpr-shadrinsk@mail.ru).
Таким образом, Департамент в соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ознакомил ФИО4 с приказом от 21.10.2020 № 938-к в установленные сроки и у ФИО4 имелась возможность оспорить указанные приказы в течение трех месяцев.
Срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд считает возможным принять решение об отказе в иске в данной части именно по этому основанию. Истцом не представлены в материалы дела достоверные и объективные доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Приказом директора Департамента от 17.05.2021 № 280-к за нарушение требований приказа Департамента от 04.12.2020 №529 «О предоставлении отчетности и заявок в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов» за неисполнение письменного поручения начальника отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента от 21.01.2021, нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Приказ был издан по результатам служебной проверки, оформленной в виде заключения служебной проверки от 18.03.2021.
Поводом для проведения служебной проверки в отношении ФИО4 послужили докладные записки заместителя начальника отдела надзора в области животного мира – заведующим сектором управления контрольно – надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента ФИО26 от 28.01.2021, 16.02.2021, 18.02.2021.
Изучив материалы служебной проверки, должностной регламент ФИО4, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Курганской области, нормативные правовые акты Департамента, правовые акты Департамента, комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно сведениям о нарушениях в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, предоставленным ФИО4 по форме № 7 до 15.01.2021 отсутствует информация о вынесенном им определении о возбуждении административного дела от 11.01.2021 по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц, нарушивших правила охоты при осуществлении коллективной охоты 05.01.2021 в Верхтеченском охотничьем угодье Катайского района Курганской области.
В результате неполного предоставления ФИО4 сведений о возбуждении 11.01.2021 дела об административном правонарушении, ФИО26 22.01.2021 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленных лиц, нарушивших правила охоты при осуществлении коллективной охоты 05.01.2021 в Верхтеченском охотничьем угодье Катайского района Курганской области. Таким образом. по одному и тому же факту возбуждены два дела об административном правонарушении.
Согласно сведениям о нарушениях в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, предоставленным ФИО4 по форме № 7 до 01.02.2021 отсутствует информация о вынесенном им определении о возбуждении административного дела от 22.01.2021 в отношении ФИО49, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 и ФИО41 по факту нарушения правил охоты при осуществлении коллективной охоты 06.01.2021 в Верхтеченском охотничьем угодье Катайского района Курганской области.
Таким образом, ФИО4 повторно и не в полном объеме представлены сведения о нарушениях в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, предусмотренных пунктом 14 приложения № 3 к Приказу Департамента № 529.
В нарушение пункта 14 приложения № 3 к приказу Департамента № 529 ФИО4 в установленные сроки не представлены сведения о нарушениях в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Кроме того, ФИО4 не исполнено в установленный до 22.01.2021 срок письменное поручение ФИО42, начальника отдела надзора в области животного мира управления контрольно – надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента от 21.01.2021 № 01/01 о прибытии в Департамент с материалами административного дела. Указанные материалы согласно данным регистрации входящей корреспонденции поступили в департамент только 02.02.2021.
Также, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.01.2021 ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении, в отношении ФИО49, ФИО36, ФИО41, ФИО37, ФИО43, ФИО44. ФИО39 по факту нарушения 06.01.2021 на территории охотоугодий Верхтеченского охотхозяйства Катайского района пункт 5.2.4, пункт 5.5. Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении Правил охоты», за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении возбужденного определением от 22.01.2021, усматривается, что в ходе проведения административного расследования ФИО4 допущены ряд существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в нарушение части 3.1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО4 копия определения от 22.01.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении:
ФИО49 – не направлялась, отсутствует документ, подтверждающий направление, вручение;
ФИО36 – не направлялась, отсутствует документ, подтверждающий направление, вручение;
ФИО41 – не направлялась, отсутствует документ, подтверждающий направление, вручение;
ФИО37 – не направлялась, отсутствует документ, подтверждающий направление, вручение;
ФИО38 – направлена 01.02.2021, то есть по истечении установленного срока (суток);
ФИО40 – не направлялась, отсутствует документ, подтверждающий направление, вручение;
ФИО39 – направлена 01.02.2021, то есть по истечении установленного срока (суток).
В нарушение частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве документов, подтверждающих направление определения от 22.01.2021 ФИО36, ФИО37, ФИО40, ФИО39 представлено письмо от 22.01.2021 № 0045/34 за подписью ФИО4, адресованное в адрес руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курганской области ФИО45, что не является надлежащим извещением лица, участвующего в производстве по делу.
Также определением от 11.01.2021 государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении, в отношении неустановленных лиц, по факту нарушения правил охоты, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов указанного административного дела, усматривается, что в ходе проведения административного расследования ФИО4 допущен ряд существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение пункта 1 части 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО4 назначено проведение процессуальных мероприятий за сроками административного расследования, а именно. Направил уведомление о вызове для оставления протокола в адрес ФИО41 на 19.02.2021, ФИО36 на 26.02.2021 в адрес ФИО37 на 05.03.2021, ФИО43 на 05.03.2021, ФИО44 на 05.03.2021, ФИО39 на 05.03.2021.
При этом с письменным ходатайством о продлении срока административного расследования, предусмотренного частью 5.1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в адрес Департамента не обращался.
Кроме того 19.01.2021 ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО49 по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 29.01.2021 ФИО4 вынесено определение о передаче материалов дела об административном правонарушении мировому судье судебного участка №, то есть по истечении 10 дней с момента составления протокола об административном правонарушении и направлены в суд материалы административного дела 01.02.2021, то есть по истечении 14 дней с момента составления протокола об административном правонарушении, за пределами трех суток.
С 25.01.2021 по 16.02.2021 ФИО4 отсутствовал на работе в связи с периодом временной нетрудоспособности, что подтверждается табелем учета использования рабочего времени за январь – февраль 2021 <адрес> на амбулаторном лечении, истец продолжал осуществлять свои должностные обязанности, вести производство по административному делу:
опрос ФИО41 от 28.01.2021;
направление уведомления от 25.01.2021 за своей подписью ФИО37 (направлено от 01.02.2021);
направление уведомления от 25.01.2021 за своей подписью ФИО38 (направлено от 01.02.2021);
направление уведомления от 25.01.2021 за своей подписью ФИО39 (направлено от 01.02.2021);
направление уведомления от 25.01.2021 за своей подписью ФИО44 (направлено от 01.02.2021);
29.01.2021 выносит за своей подписью определение о передаче материалами дела.
В том числе, 01.02.2021 инспектор ФИО4, принимал отчеты о проведении ЗМУ в Шадринском районном обществе охотников и рыболовов у ФИО46 и ФИО47, что подтверждается объяснительной ФИО46.
На основании изложенного служебной проверкой в действиях ФИО4 обосновано установлено совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение по его вине возложенных на него должностным регламентом должностных обязанностей, выразившееся в неисполнении обязательных требований правового акта Департамента – приказа департамента № 529, неисполнение поручения отдела надзора ФИО42, действующего законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Суд соглашается с выводами комиссии в силу следующего.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, государственный служащий обязан исполнять свои должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
В соответствии с пунктом 2.2.2 должностного регламента заведующего сектором последний должен, в том числе, обладать профессиональными знаниями в сфере законодательства Российской Федерации, в том числе знать, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Департамента.
В соответствии с пунктом 3 пункта 3.1 Должностного регламента, заведующий сектором обязан соблюдать, исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Департамента от 04.12.2020 № 529 «О предоставлении отчетности и заявок в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов» утверждены в том числе перечень форм, сроки сбора и подготовки отчетности в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов специалистами департамента.
На основании пункта 14 приложения № 3 к Приказу департамента № 529 сведения о нарушениях в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов предоставляются специалистами секторов государственного охотничьего надзора по форме № 7 приложения № 5 Приказа Департамента № 529 ежемесячно до 1 и 15 числа отчетного месяца, окончательный отчет формируется ведущим специалистом отдела надзора в области животного мира.
В силу пункта 10 Порядка предоставления, сбора и подготовки отчётности, заявок и иных сведений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Департамента № 529, специалисты секторов в установленные сроки предоставляют предусмотренные формами сведения по закрепленному муниципальному району в Отдел регулирования на бумажном носителе или в электронном виде на адрес электронной почты отдела регулирования ohotadpr@kurganobl.ru.
Согласно приказу департамента от 30.12.2020 № 594 «О проведении рейдовых осмотров, обследовании охотничьих угодий на территории Курганской области» отделу надзора в области животного мира и сектору оперативной работы Департамента в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 приказано провести плановые (рейдовые) осмотры, обследования охотничьих угодий на территории соответствующих муниципальных образований согласно приложению к настоящему приказу. В приложении к указанному приказу за сектором по северной территориальной зоне закреплены следующие районы: Шадринский, Катайский, Далматовский, Шатровский, Каргапольский.
Доводы истца о том, что он не был ознакомлен с Приказом Департамента № 529 под роспись не состоятельны, поскольку ФИО4 в силу положений должностного регламента был обязан знать положения Приказа Департамента № 529.
Довод о получении поручения ФИО42 от 21.01.2021 № 01/01 истцом только 22.01.2021 не подтвержден какими – либо доказательствами. Довод об участи истца в судебных заседаниях 22.01.2021 в г. Шадринске не свидетельствует о невозможности исполнения указанного поручения в срок.
Таким образом, ФИО4 совершен дисциплинарный проступок, то есть ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившееся в несоблюдении государственным служащим, Должностного регламента, действующего законодательства Российской Федерации.
Служебной проверкой установлено, что причиной и условием, способствующим совершению гражданским служащим указанных дисциплинарных проступков, является неисполнением ФИО4 своих должностных обязанностей.
Установлены характер и размер вреда, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка, а именно нарушение прав и законных интересов граждан при производстве по делам об административных правонарушениях, оказание отрицательного влияния на состояние законности в сфере соблюдения действующего законодательства в деятельности Департамента, подрыв авторитета Департамента как государственного органа.
Департаментом при наложении дисциплинарного наказания учтены предшествующие результаты исполнения ФИО4 своих должностных обязанностей.
Учитывая изложенное, Департаментом соблюден принцип соразмерности наложенного взыскания совершенному проступку.
Истец указывает, что заключение служебной проверки от 18.03.2021 содержит недостоверную информацию о непредоставлении истцом объяснений.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснения в письменной форме.
С приказом Департамента от 18.02.2021 № 75-к «О проведении служебной проверки» ФИО4 ознакомлен под роспись 18.02.2021, что подтверждается его подписью на приказе. В этот же день ведущим специалистом кадровой службы отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области ФИО55, ФИО4 было предложено предоставить объяснения в письменной форме в срок до 25.02.2021. Представители Департамента в ходе судебного заседания отрицали получение указанных объяснений ФИО4. В связи с чем после подписания комиссией заключения служебной проверки 18.03.2021 запросом от 06.04.2021 ФИО4 предложено представить объяснения по фактам изложенным в докладных записках ФИО26 в срок до 09.04.2021. Объяснения представлены истцом 12.04.2021.
Дисциплинарное взыскание к ФИО4 применено 17.05.2021, приказ № 280-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО4».
Таким образом, все доводы ФИО4 о своей невиновности в совершении дисциплинарного проступка, были учтены при применении дисциплинарного взыскания, довод о том, что письменные объяснения истца, могла каким – либо образом повлиять на выводы комиссии не подтвержден материалами дела.
Учитывая изложенное, заявленные исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Согласно приказа первого заместителя директора Департамента от 12.07.2021 № 457-к «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ФИО4» с ним расторгнут служебный контракт с увольнением с занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», то есть за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Поводом для проведения очередной служебной проверки в отношении ФИО4 послужило представление ФИО6 межрайонной природоохранной прокуратуры от 29.04.2021 № 07-12/2-2021. Из существа представления прокуратуры следовало, что прокуратурой проведена проверка деятельности Департамента, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и административного законодательства, допускаемы должностными лицами Департамента.
На основании приказа Департамента от 04.05.2021 № 246-к «О проведении служебной проверки», проведена служебная проверка, в том числе, в отношении ФИО4, заведующего сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно – надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента.
Служебной проверкой в действиях ФИО4 установлено совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившихся в несоблюдении действующего законодательства при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях, в частности, в нарушении статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушении прав и законных интересов граждан (ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52) при производстве по делам об административных правонарушениях.
Данные факты и обстоятельства, вина государственного служащего в совершении дисциплинарного проступка установлены и подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами по жалобам указанных граждан.
Кроме того, при проведении служебной проверки также установлено неисполнение ФИО4 должностных обязанностей, заключающееся в ненадлежащем контроле за профессиональной служебной деятельностью подчиненных сектора государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира.
Заключением служебной проверки от 27.05.2021 установлен факт совершения подчиненными ФИО4 за служебную деятельность которых он несет персональную ответственность, дисциплинарных проступков, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны истца за деятельностью подчиненных сотрудников.
Подчиненными ФИО4 сотрудниками, главным специалистом ФИО53 и старшим охотоведом Свидетель №1 допущены нарушения действующего законодательства при возбуждении дел об административных правонарушениях, в частности, нарушение статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, нарушение статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение прав и законных интересов организаций и граждан (ОО Катайское «РООХ», ФИО49) при производстве по делам об административных правонарушениях.
Суд соглашается с выводами комиссии в силу следующего.
В соответствии с должностным регламентом заведующего сектором к должностным обязанностям последнего относится в том числе осуществление оперативного руководства профессиональной служебной деятельностью специалистов сектора, самостоятельное принятие решений о согласовании проектов документов, о подписании либо возвращении на доработку проектов заключений, запросов и иных документов, подготовленных служащими сектора.
Служебной проверкой установлено, что причиной и условием, способствующим совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка является неисполнение ФИО4 своих должностных обязанностей.
Установлены характер и размер вреда, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка, а именно нарушение прав и законных интересов граждан, вызванное незаконным привлечением к административной ответственности, оказание отрицательного влияния на состояние законности в сфере соблюдения действующего законодательства в деятельности Департамента, подрыв авторитета Департамента как государственного органа.
Департаментом при наложении дисциплинарного наказания учтены предшествующие результаты исполнения ФИО4 своих должностных обязанностей, о чем свидетельствуют непогашенные дисциплинарные взыскания, имеющиеся на момент увольнения.
Руководителем Департамента было принято обоснованное решение об увольнении ФИО4 с государственной гражданской службы Курганской области 12.07.2021, на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Учитывая изложенное, Департаментом соблюден принцип соразмерности наложенного взыскания совершенному проступку.
Довод истца о нарушении комиссией пункта 1 части 8 статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, согласно которого гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку истец реализовал свое право на подачу письменного объяснения, которое приобщено к материалам служебной проверки и учтено комиссией при её проведении.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденном постановлением Администрации (правительства) Курганской области от 25.09.2006 № 338, директор Департамента руководит деятельностью Департамента, распределяет обязанности между своими заместителями, издает в пределах своей компетенции приказы, назначает и освобождает от должности государственных гражданских служащих ФИО6 области, замещающих должности государственной гражданской службы Курганской области в Департаменте.
На основании приказа директора Департамента от 09.07.2021 № 451-к в связи с командировкой в г. Екатеринбург на первого заместителя директора Департамента ФИО54 возложено исполнение обязанностей директора Департамента 12.07.2021.
Таким образом, приказ от 12.07.2021 № 457-к об увольнении ФИО4 подписан уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
Согласно статье 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, для замещения гражданской службы представитель нанимателя может заключить с гражданским служащим: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт (часть 1). Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (часть 2).
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 3).
Срочный служебный контракт заключается в случае: замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)» часть 4.
На основании пункта 1 части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ к должностям гражданской службы категории «руководители» относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемы на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемы по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляет перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющееся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Вопросы государственной гражданской службы Курганской области регулируются Законом Курганской области от 04.03.2015 № 28 «О государственной гражданской службе Курганской области» (далее – Закон № 28)
Согласно статье 4 Закона № 28 регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой Курганской области, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Курганской области, настоящим Законом Курганской области, другими законами Курганской области, иными нормативными правовым актами Курганской области.
Согласно Разделу II «Перечень должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление» приложения к постановлению губернатора Курганской области от 24.05.2019 № 31 «Об утверждении Реестра должностей государственной гражданской службы Курганской области», должность «заведующего сектором» отнесена к ведущим должностям государственной гражданской службы категории «руководители».
В соответствии со статьей 23 Закона № 28 срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Срочный служебный контракт заключается в случаях, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Указом Губернатора Курганской области от 07.12.2018 № 248 «О передаче Губернатором Курганской области полномочий представителя нанимателя (работодателя)» руководителем исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевой либо межотраслевое управление переданы полномочия представителя нанимателя от имени Курганской области в отношении государственных гражданских служащих Курганской области, замещающих должности государственной гражданской службы Курганской области в соответствующих исполнительных органах государственной власти Курганской области, за исключением отдельных полномочий.
Таким образом, срочный служебный контракт от 26.08.2020 № 656 заключен между Департаментом и истцом в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства.
Кроме того, на момент обращения ФИО4 в суд с настоящим иском срок, который надлежит исчислять с 26.08.2020, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации истцом пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данного требования.
Учитывая изложенное, требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Требование истца о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 12.07.2021 по день восстановления в должности государственной гражданской службы в размере 1437 руб. 41 коп. за каждый день вынужденного прогула является производным требованием от требования истца о признании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 12.07.2021 № 457-к «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ФИО4», в силу чего удовлетворению не подлежит.
Требование о выплате за ранее отработанное время в выходные дни 8 и 9 января, 3 мая, 5 и 6 июня 2021 года не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно приказу Департамента от 30.12.2020 № 1112-к ФИО4 привлекался к работе в выходные дни 1, 2, 3, 8 и 9 января 2021 с оплатой в одинарном размере и предоставлением отгулов: 14, 15, 16 января и 21, 22 июля 2021 года. Оплата за работу в выходные дни была начислена в сумме 10016 руб. 85 коп. Начисление и оплата подтверждается выпиской из расчетно-платежной ведомости от 31.01.2021 № 1, справкой бухгалтерии.
По приказу Департамента от 30.04.2021 № 240-к за работу в выходные дни 1, 2 и 3 мая 2021 года ФИО4 получил оплату в одинарном размере с предоставлением отгулов 11, 12 мая и один день по заявлению сотрудника. Оплата за работу в выходные дни была начислена в сумме 3907 руб. 35 коп., что подтверждается выпиской из расчетно – платежной ведомости от 31.05.2021 № 5.
В соответствии с приказом Департамента от 04.06.2021 № 353-к ФИО4 привлекался к работе в выходные дни 5 и 6 июня 2021 с оплатой в одинарном размере и предоставлением отгулов 28 и 29 июня 2021 года, но отгулы не были использованы по причине временной нетрудоспособности ФИО4 (больничный лист от 24.06.2021 № 910070187053). Оплата за работу в выходные дни в июне была начислена в сумме 2356 руб. 92 коп.. Начисление и оплата подтверждается выпиской из расчетно – платежной ведомости от 30.06.2021 № 6.
Таким образом, истец по разным причинам не использовал дни отдыха, предоставленные за рабочие дни 8 и 9 января, 3 мая, 5 и 6 июня 2021 года.
Учитывая изложенное, при увольнении истца согласно приказу Департамента от 12.07.2021 № 458-к, пункт 3.1 принято следующее решение: В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации и в связи с невозможностью предоставить дни отдыха за ранее отработанное время оплатить в одинарном размере ФИО4 работу в выходные дни 8 и 9 января, 3 мая, 5 и 6 июня 2021 года.».
Компенсация за работу в выходные дни (8, 9 января, 3 мая, 5, 6 июня 2021 года) начислена в сумме 7666 руб. 01 коп. и вылечена при увольнении. Начисление и оплата подтверждается выпиской из расчетно – платежной ведомости от 31.07.2021 № 7.
Приказ от 12.07.2021 № 458-к подписан уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Вопросы ведения личных дел государственных гражданских служащих определены Положением о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 (далее – Положение о персональных данных гражданского служащего и ведении его личного дела).
В соответствии с пунктом 10, подпунктом «б» пункта 19 Положения о персональных данных гражданского служащего и ведении его личного дела на кадровую службу государственного органа возложены обязанности по ведению и обеспечению сохранности личного дела государственного гражданского служащего Российской Федерации.
В силу указа Губернатора Курганской области от 07.12.2018 № 248 «О передаче Губернатором Курганской области полномочий представителя нанимателя (работодателя)», постановления Губернатора Курганской области от 31.07.2019 № 56 «Об утверждении Положения об Аппарате Губернатора Курганской области» функции по ведению и обеспечению сохранности личных дел государственных гражданских служащих Курганской области, замещающих должности государственной гражданской службы Курганской области в исполнительных органах государственной власти Курганской области, осуществляются соответствующими специалистами кадровой службы отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области.
В деятельности кадровой службы предусмотрена организация рабочих мест в здании Правительства Курганской области и непосредственно в исполнительных органах государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевой либо межотраслевое управление.
Местом непосредственного нахождения служебного места специалиста кадровой службы, осуществляющего ведение и обеспечение сохранности личных дел государственных гражданских служащих Курганской области, замещающих должности государственной гражданской службы Курганской области в Департаменте, является Департамент.
Согласно справке Правительства Курганской области от 21.12.2021 Должность государственной гражданской службы Курганской области ведущего специалиста кадровой службы отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата губернатора Курганской области (приказ заместителя Губернатора Курганской области – руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 18.12.2020 № 276Пр) замещает ФИО55. В должностные обязанности ФИО55 входит обеспечение ведения кадрового делопроизводства в Департаменте гражданской защиты, окружающей среды и природных ресурсов Курганской области. Служебное место ФИО55 находится в Департаменте гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В соответствии с должностным регламентом к полномочиям ФИО10, главного специалиста отдела информационно – аналитической и правовой работы Департамента, относится в том числе обеспечение выполнения работ, связанных с ведением кадрового делопроизводства в Департаменте.
Запись об увольнении ФИО4 произведена ФИО10 от имени Департамента в соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 12.07.2021 № 457-к «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ФИО4» и сама по себе прав истца не нарушает.
Учитывая изложенное, требования истца:
Признать запись в трудовой книжке серия BT-I № 2501904 за номером 26 (без даты) об освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Приказ № 457-к от 12.07.2021 на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за подписью ФИО10 незаконной, недействительной, внесенной неуполномоченным на то лицом;
Признать незаконным ведение и хранение личного дела сотрудниками отдела информационно аналитической и правовой работы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области за период с 2019 года по 12.07.2021;
Обязать Департамент (ответчика) передать в кадровую службу отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области личное дело для дальнейшего ведения и хранения, в соответствии законодательством Российской Федерации.
Обязать кадровую службу отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области аннулировать запись в трудовой книжке серия BT-I № 2501904 за номером 26(без даты) об освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Приказ № 457-к от 12.07.2021 на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за подписью ФИО10 удовлетворению не подлежат.
Порядок возмещения морального вреда, причиненного работнику, определяется статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации регламентировано право работника требовать компенсацию морального вреда в случае незаконного увольнения или перевода на другую работу.
Поскольку Департаментом не нарушены нормы действующего законодательства при увольнении истца и привлечении его к дисциплинарной ответственности, факты неправомерных действий ответчика не установлены, а по приказу от 20.10.2020 № 938-к сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истекли, основания для взыскания морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявленных исковых требованиях ФИО4 к Департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, Правительству Курганской области о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий, заключений служебных проверок, признании срочного служебного контракта заключенным на неопределенный срок, о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за работу в выходные дни, оспаривании записей в трудовой книжке, признание незаконным ведения и хранения личного дела отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья. Подпись
Копия верна. Судья Н.В. Сейдяшева