Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1053/2011 ~ М-873/2011 от 12.04.2011

Дело № 2-1053/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи – Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

истца Боронина А.Ф.,

представителя истца Боронина А.Ф.- Кониной В.А., действующей на основании доверенности от 30.01.2010 года,

помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Рандиной М.А.,

ответчика – Российской Федерации в лице Государственного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», его представителя Кукановой О.К. действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года,

третьего лица - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боронина Анатолия Федоровича к Российской Федерации о перерасчете сумм компенсации возмещения вреда здоровью, причиненному в результате аварии на Чернобыльской АЭС, понуждении назначить с 01.06.2011 года и производить ежемесячные выплаты исходя из суммы в размере 30802 рубля 26 копеек с учетом последующей индексации и взыскании недополученной суммы за период с 01.01.2010 года по 31.05.2011 год в размере 437583 рубля 60 копеек,

установил:

Боронин А.Ф. обратился в суд с иском к Российской Федерации о перерасчете сумм компенсации возмещения вреда здоровью, причиненному в результате аварии на Чернобыльской АЭС, понуждении назначить с 01.06.2011 года и производить ежемесячные выплаты исходя из суммы в размере 30802 рубля 26 копеек с учетом последующей индексации и взыскании недополученной суммы за период с 01.01.2010 года по 31.05.2011 год в размере 437583 рубля 60 копеек.

В обоснование иска указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работая в тресте «Спецстроймеханизация» , был призван в армию как резервист и в составе военной части в период с 12.08.1986г. по 07.09.1986г. работал по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, получив дозу облучения. В связи с ухудшением состояния здоровья с 24.02.1998г. решением ВТЭК ему была определена <данные изъяты> группа инвалидности с потерей трудоспособности <данные изъяты>%, а с 06.01.2004г. определена <данные изъяты> группа инвалидности с потерей трудоспособности <данные изъяты>% бессрочно. В настоящее время он получает компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 3903 руб. 18 коп. Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей до 6 января 2000г. определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992г., а с 6 января 2000г. Федеральным Законом от 24.07.1998г. № 125 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев, повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай..., на 12.

Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве. В случаях, если период повлекшей повреждения здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и подученная- сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.

Компенсация в возмещение вреда здоровью из условного заработка ему была назначена и выплачивалась по распоряжению № 15/1100 с 01 августа 2000 года и по настоящее время. Сумма ежемесячной компенсации изменялась в феврале 2004г. в связи с увеличением процентной утраты трудоспособности с 40% до 60%. Хотя в распоряжении указано, что компенсация исчислена только за август 2000г., фактически компенсация исчислена из заработка за период с 12.08.2000г. по 07.09.2000г., то есть из условного заработка. Заявление о перерасчете ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью он писал 21.07.2000г. по образцу, выданному социальным работником.

Считает, что недополученная сумма компенсации за период с 01.01.2010г. по 30.04.2011г. составляет 470912 руб. 52 коп.

В связи с этим просил суд взыскать с Государственного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровья, причиненного в результате аварии на ЧАЭС в размере 34747 руб. 08 коп. начиная с 01.05.2011г. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с Государственного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» за счет средств федерального бюджета РФ, направленных на финансирование Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС», в его пользу недополученные суммы компенсации по возмещению вреда здоровью, причиненного в результате аварии на ЧАЭС с 01.01.2010г. по 30.04.2011г. в размере 470912 руб. 52 коп.

27 апреля 2011 года представитель истца Конина В.А. обратилась в суд с заявлением, в котором Боронин А.Ф. уменьшил размер исковых требований. Просила суд взыскать с ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровья, причиненного в результате аварии на ЧАЭС в размере 30255 руб. 30 коп., начиная с 01.05.2011г. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», за счет средств федерального бюджета РФ, направленных на финансирование Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», недополученные суммы компенсации по возмещению вреда здоровью, причиненного в результате аварии на ЧАЭС за период с 01.01.2010г. по 31.05.2011г. в размере 402333 руб. 84 коп.

11 мая 2011 года представитель истца Конина В.А. обратилась в суд с заявлением, в котором Боронин А.Ф. увеличил размер исковых требований. Просила суд взыскать с ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровья, причиненного в результате аварии на ЧАЭС в размере 30802 руб. 26 коп., начиная с 01.05.2011г. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», за счет средств федерального бюджета РФ, направленных на финансирование Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», недополученные суммы компенсации по возмещению вреда здоровью, причиненного в результате аварии на ЧАЭС за период с 01.01.2010г. по 31.05.2011г. в размере 437583 руб. 60 коп.

В судебное заседание истец Боронин А.Ф. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Конина В.А. исковые требования Боронина А.Ф. поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» Куканова О.К. исковые требования не признала, просила в иске Боронину А.Ф. отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, вынесение решения отнес на усмотрение суда.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля бухгалтер ОАО «Мордовспецстрой» ГР.В. пояснила, что в июне 1986 года Боронину А.Ф. выдали повестку о направлении его для ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. В июне 1986г. Боронину А.Ф. выплачивали заранее аванс за июль 1986г. В июле 1986г. Боронин А.Ф. был вызван на сборы в военный комиссариат и затем в августе направлен на ЧАЭС. За период выполнения государственных обязанностей по справке военного комиссариата ему выплачивался среднемесячный заработок. Среднемесячный заработок исчислялся из заработка за последние два месяца, предшествующие выезду для выполнения государственных обязанностей. Выплата в размере 270 руб. 16 коп., согласно лицевого счета за август 1986г., это среднемесячная заработная плата Боронина А.Ф. за 22 дня августа 1986г. Данная сумма была начислена по справке военного комиссариата и выплачена жене Боронина А.Ф. по доверенности. В сентябре 1986г. Боронин А.Ф. приехал из Чернобыля и привез с собой чернобыльскую справку, по которой ему было начислено за период работы в Чернобыле с 12 августа 1986г. по 7 сентября 1986г. 590 руб. 10 коп. за 27 дней. В чернобыльской справке было указано, за какие дни и в каком размере производить начисления: в трехкратном, пятикратном и так далее. По приезду с ЧАЭС Боронин А.Ф. ушел в отпуск, из лицевого счета видно, что ему начислены отпускные. В ноябре 1986г. Боронин А.Ф. представил дополнительную справку, полученную в военном комиссариате, согласно которой за 27 дней нахождения на ЧАЭС за период с 12 августа 1986г. по 07 сентября 1986г. ему было начислено и выплачено дополнительно за 7 дней сентября-67 руб. 44 коп. и за 20 дней августа-219 руб. 18 коп. Для исчисления заработной платы за период с 12 августа 1986г. по 07 сентября 1986г. необходимо взять суммы: 590 руб. 10 коп., 219 руб. 18 коп., 67 руб. 44 коп., и из 270 руб. 16 коп. за 20 дней-245 руб. 60 коп., согласно лицевым счетам за август, сентябрь и ноябрь 1986г. Так же пояснила, что чернобыльские справки, не сохранились, данные справки хранятся только три года, затем они подлежат уничтожению, в архив передаются только лицевые счета.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ГР.Б., являющаяся специалистом по социальной работе, пояснила, что при расчете по документам компенсации Боронина А.Ф. в 2000 году, в данный расчет не вошла только одна сумма 270 руб. 16 коп., поскольку данная сумма была без расшифровки, в связи с чем специалист не принял во внимание эту сумму. Расчет компенсации Боронину А.Ф., согласно документам, имеющимся в его личном деле, был произведен из условного заработка за период нахождения на ЧАЭС. Компенсация в возмещение вреда здоровью ему назначена и выплачивалась согласно распоряжения № 15/1100 с 01 августа 2000г. и выплачивается по настоящее время. Перехода на иные виды исчисления компенсации не было. В условный заработок вошли суммы как за август, так и за семь дней сентября 1986г. Выплаченная сумма 590 руб. 10 коп. – это денежная сумма, выплаченная по чернобыльской справке за 27 дней нахождения на ЧАЭС в период с 12.08.1986г. по 07.09.1986 года.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Боронина А.Ф. не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании не установлена природа появления суммы 270 руб. 16 коп., в связи с чем, расчет, представленный истцом, не верен. Ввиду того, что чернобыльские справки были уничтожены, не имеется возможности в расшифровке данной суммы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Боронина А.Ф. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Боронин А.Ф. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 12 августа по 7 сентября 1986 года, что повлекло установление ему 24 февраля 1998 года <данные изъяты> группы инвалидности и <данные изъяты>% утраты профессиональной трудоспособности; 6 января 2004 года ему повторно установлена <данные изъяты> группа инвалидности в связи с аварией на Чернобыльской АЭС бессрочно и <данные изъяты>% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно (л.д.4-5).

Впервые возмещение вреда было назначено истцу с 24 февраля 1999 года.

С 24 февраля 1998г. Боронину А.Ф. назначены и выплачивались в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячные суммы, рассчитанные вначале исходя из его среднемесячного заработка за период с 01 февраля 1998г. по 31 января 1999г. (решение заведующей Пролетарским районным отделом социальной защиты населения г. Саранска № 240 от 26 апреля 1999г.) затем по Распоряжению № 15/1100 с 01 августа 2000г. по настоящее время. Данные начисления производились из условного заработка истца за период с нахождения на Чернобыльской АЭС с 12.08.1986г. по 07.09.1986г. Таким образом, судом установлено, что с 2000г. Боронину А.Ф. выплачиваются ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью исходя из условного заработка и в дальнейшем этот расчет не изменялся.

Как инвалиду <данные изъяты> группы вследствие чернобыльской катастрофы Государственное учреждение «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» производит Боронину А.Ф. выплату ежемесячной денежной компенсации, размер которой с 1 января 2010 года составляет 3664 руб. 96 коп., согласно справки № 3407_500 от 08.04.2011г. ( л.д.11).

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ).

Вышеуказанная норма материального права гарантировала инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 6 января 2000 года – Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Как следует из материалов дела, Боронин А.Ф. принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с 12 августа по 7 сентября 1986 года. Следовательно, период его работы, повлекшей инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, составил менее одного полного календарного месяца.

В этой связи поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС менее полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма за­работка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сум­ма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (пункт 15 Правил, статья 12 Федерального закона).

21.07.2000г. Боронин А.Ф. обратился в ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» с заявлением, в котором он просит исчислить сумму возмещения вреда из заработной платы с 1985 по 1986г.г. Однако в связи с тем, что Боронин А.Ф. находился на ликвидации последствий ЧАЭС менее одного месяца, его средний заработок был фактически исчислен из условного заработка.

При таких обстоятельствах истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации, исчисленной из условного заработка.

Фактический заработок за период с 12.08.1986г. по 07.09.1986г. составляет:

1) 270 руб. 16 коп. : 22д. х 20д. = 245руб. 60 коп. (от среднемесячной зарплаты за август месяц за 22 дня - выплачена в августе);

2) 590 руб. 10 руб. (выплачены в сентябре по справке за период с 12.08.1986 г. по 07.09.1986г. за 27 дней нахождения на ЧАЭС) 590 руб. 10 коп.: 27 х 20 = 437 руб. 11 коп.

3) 219 руб. 18 коп. – выплачены в ноябре дополнительно по справке за 20 дней августа;

Сентябрь:

1) 590 руб. 10 коп. (выплачены в сентябре по справке за период с 12.08.1986г. по 07.09.1986г. за 27 дней нахождения на ЧАЭС) 590 руб. 10 коп. : 27д. х 7д. =152 руб. 99 коп.

2) 67 руб. 44 коп. - выплачены в ноябре дополнительно по справке за 7 дней сентября;

Фактический заработок за период с 12.08.1986г. по 07.09.1986г. за 27 календарных дней составляет: за август – 245 руб. 60 коп. (270 руб. 16 коп. : 22 рабочих дня х 20 рабочих дней) + 437 руб. 11 коп. + 219 руб. 18 коп.; за сентябрь - 152 руб. 99 коп. + 67 руб. 44 коп. за выполнение государственных обязанностей на ЧАЭС. Всего 1122 руб. 32 коп.

Среднемесячный заработок составляет 881 руб. 23 коп.

1122 руб. 32 коп. : 27 дней х 21,2 /5-ти дневная рабочая неделя/ = 881 руб. 23 коп.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. №4214-1 условный заработок подлежит увеличению на коэффициент 1986 года - в 6,7 раза и составляет 5904 руб. 24 коп. (881 руб. 23 коп. х 6,7).

Довод прокурора и представителя ответчика ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о том, что сумма- 270 руб. 16 коп. не подлежит включению в расчет, суд считает безосновательным, так как из материалов дела (листы расчетов л.д. 9-10) видно, что в августе 1986г. Боронину А.Ф. было выплачено за выполнение государственных обязанностей 270 руб. 16 коп. из расчета 22 рабочих дня. Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями бухгалтера ОАО «Мордовспецстрой» ГР.В. которая пояснила, что сумма 270 руб. 16 коп. – это заработная плата Боронина А.Ф. за время нахождения на ЧАЭС, которая выплачена ему за 22 дня в августе 1986 года, исходя из среднемесячного заработка истца. В связи с этим невключение данной суммы в расчет средней заработной платы Боронина А.Ф. приведет к нарушению его прав, как ликвидатора последствий на ЧАЭС.

В силу части 3 статьи 11 Правил при определении общей суммы заработка для ис­числения впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, ин­дексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ «О повыше­нии минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 1 но­ября 1995 года суммы заработка, полученные до 1 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, сумма условного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается:

с 1 ноября 1992 г. - в 2,5 раза (статья 5 Закона РФ от 21 октября 1992 г. №3697-1 «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации»);

с 1 февраля 1993 г. - в 1,9 раза (Постановление ВС РФ от 15 января 1993 г. №4296-1);

с 1 мая 1993 г. - в 1,9 раза (Постановление ВС РФ от 15 апреля 1993 г. №4810-1);

с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза (Постановление ВС РФ от 14 июля 1993 г. №5436-1);

с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза (статья 3 Федерального закона от 5 мая 1994 г. №2-ФЗ «О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»);

с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза (абзац 5 пункта 2 Указа Президента РФ от 10 декабря 1993 г. №2121 «О повышении ранее назначенных трудовых пенсий);

с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза (статья 2 Федерального закона от 31 октября 1994 г. №30-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенси­ях в РСФСР»);

с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза (статья 2 Федерального закона от 31 октября 1994 г. №31-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»);

с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза (статья 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. №44-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»);

с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза (статья 2 Федерального закона от 28 июня 1995 г. №99-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»);

с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза (статья 2 Федерального закона от 27 июля 1995 г. №117-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасче­та государственных пенсий в Российской Федерации»);

с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза (статья 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасче­та государственных пенсий в Российской Федерации»);

Применение указанных индексов подтверждается письмом Пенсионного Фонда РФ от 27 июня 1996 г. №06-12/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий».

Индексация за 1986г.- 6,7 раза; 881 руб. 23 коп. х 6,7 =5904 руб. 24 коп.

Индексация до 01.01.1991г. – в 6 раз; 5904,24 руб. х 6 = 35425 руб. 44 коп.

Индексация на 01.01.1999г.

35425 руб. 44 коп. х 2,5 х 1,8 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 х 1,2 х 1,1 х 0,001 = 5927 руб. 27 коп.

С учетом потери трудоспособности: 40% - 2370 руб. 91 коп.; 60% - 3556 руб. 36 коп.

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда.

Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации:

За 2000г.

3556 руб. 36 коп. х 1,581 = 5622 руб. 61 коп.

За 2001г.

5622 руб. 61 коп. х 1,515 = 8518 руб. 25 коп.

За 2002г.

8518 руб. 25 коп. х 1,297 = 11048 руб. 17 коп.

За 2003г.

11048 руб. 17 коп. х 1,275 = 14086 руб. 41 коп.

За 2004г.

14086 руб. 41 коп. х 1,144 = 16114 руб. 85 коп.

За 2005г.

16114 руб. 85 коп. х 1,11 = 17887 руб. 49 коп.

За 2006г.

17887 руб. 49 коп. х 1,09 = 19497 руб. 36 коп.

За 2007г.

19497 руб. 36 коп. х 1,08 = 21057,15 руб.

За 2008г.

21057 руб. 15 коп. х 1,105 = 23268 руб. 15 коп.

За 2009г.

23268 руб. 15 коп. х 1,13 = 26293 руб. 01 коп.

За 2010г.

26293 руб. 01 руб. х 1,1 = 28922 руб. 31 коп.

За 2011г.

28922 руб. 31 коп. х 1,065 = 30802 руб. 26 коп.

Ответчик же производил Боронину А.Ф. выплату в возмещение вреда с 24 февраля 1999 года в размере 614 руб. 16 коп.

При таких обстоятельствах, очевидно, что ответчик неправильно исчислил размер возмещения вреда, и существенно занизил размер указанной выплаты, что привело к ухуд­шению материального положения истца.

С принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении из­менений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был введен новый критерий определения размера возмещения вреда, причиненного здоро­вью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, - осуществлен пере­ход на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия оп­ределения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утра­ченный заработок, и, соответственно, установление ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме.

Вместе с тем, избрав новый подход к определению размера возмещения вреда на ос­нове степени утраты здоровья (инвалидности), законодатель предусмотрел право граждан, получавших возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, осущест­вить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме либо ранее назначенную сумму возмещения вреда, исчисленную исходя из заработка пострадавшего. При этом уменьшение ранее назначенной суммы возмещения вреда недопустимо (часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, постановление Кон­ституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П).

В связи с этим, очевидно, что применение нового критерия определения размера ежемесячной денежной компенсации не должно приводить к уменьшению ранее назначен­ной компенсационной выплаты, а, следовательно, при рассмотрении данного дела надле­жит исходить из необходимости применения наиболее благоприятного для истца критерия определения размера указанной компенсационной выплаты.

После вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ ответчик должен был производить Боронину А.Ф. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью, исчисленного из фактического заработка.

Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возме­щение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным зако­ном о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации ин­дексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федераль­ным законом от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

Между тем Конституционный Суд РФ в определении от 4 октября 2005 г. №364-О указал, что решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компен­сационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухуд­шающему правовое положение граждан, обратной силы.

Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что в тех случаях, когда судами об­щей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат граж­данам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее дей­ствовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. благоприятного для получателей указанных вы­плат критерия индексации.

До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее за­конодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской ката­строфы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации ис­ходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (по­становление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П).

Следовательно, при исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер ука­занной компенсационной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста вели­чины прожиточного минимума в Республике Мордовия с 1 января 2002 года - в 1,297 раза, с 1 января 2003 года - в 1,275 раза, с 1 января 2004 года - в 1,144 раза.

После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации еже­месячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федераль­ный закон от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ).

В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 19 июня 2002 года - в 1,12 раза, с 1 января 2003 года - в 1,12 раза, с 1 января 2004 года - в 1,1 раза, с 1 января 2005 года - в 1,11 раза, с 1 января 2006 года - в 1,09 раза, с 1 января 2007 г. - в 1,08 раза, с 1 ян­варя 2008 года - в 1,105 раза, с 1 января 2009 года – в 1,13 раза, с 1 января 2010 года – в 1,1 раза (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №847, Постановление Правительства РФ от 7 мая №292, Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года №163, Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 года №246, Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 года №143, Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 года №171, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года №914, Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 года №181, Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2008 года №655, Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 года №992, Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2010 года №36).

Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда здоровью не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного миниму­ма в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для истца критерия индексации указанной компенса­ционной выплаты (определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года №364-О).

Очевидно, что для Боронина А.Ф. наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 1 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 1 января 2005 года, повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года №7, от 11 мая 2007 года №23) указано, что, поскольку причинение вреда имело место до 1 марта 1993 года, суды не вправе при рассмотрении данной категории дел применять статьи 1085 – 1094 Гражданского кодекса РФ, регулирующие возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, так как эти нормы имеют обратную силу только в случае, когда невозмещенный вред был причинен до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года (часть вторая статьи 12 Федерального закона от 26 января 1996 года №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с абзацем четвертым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно полному по объему возмещению.

Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Данная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2006 года №445-О и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года (ответ на вопрос №17).

Положения абзаца четвертого статьи 208 Гражданского кодекса РФ подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, когда суммы возмещения вреда не назначались и не выплачивались.

Истец же являлся получателем соответствующих выплат в спорный период.

С учетом характера спорного правоотношения статья 208 Гражданского кодекса РФ к требованиям о взыскании неполученных сумм возмещения вреда здоровью, которые выплачивались Боронину А.Ф. на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, применению не подлежит. Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2008 года по делу №41-В08-38.

Размер недополученной суммы компенсации за 2010г. Составит 437583 руб. 60 коп., исходя из следующего расчета:

28922 руб. 31 коп. х 12 мес. = 347067 руб. 72 коп.

347067 руб. 72 коп. – 43979 руб. 52 коп. = 303088 руб. 20 коп.

За 2011г. – 134495 руб. 40 коп.

30802 руб. 26 коп. х 5 мес. = 154011 руб. 30 коп.

154011 руб. 30 коп. – 19515 руб. 90 коп. = 134495 руб. 40 коп.

Начислено 501079 руб. 02 коп., выплачено- 63495 руб. 42 коп. = 437583 руб. 60 коп.

Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате Боронину А.Ф. за период 01.01.2010 года по 31.05.2011 год составляет 437583 руб. 60 коп.

В этой связи исковые требования Боронина А.Ф. к Российской Федерации о перерасчете сумм компенсации возмещения вреда здоровью, причиненному в результате аварии на Чернобыльской АЭС, понуждении назначить с 01.06.2011 года и производить ежемесячные выплаты исходя из суммы в размере 30802 рубля 26 копеек с учетом последующей индексации и взыскании недополученной суммы за период с 01.01.2010 года по 31.05.2011 год в размере 437583 рубля 60 копеек подлежат удовлетворению.

В силу части первой статьи 5 базового Закона, предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Фе­дерация.

Исходя из этого, и поскольку финансирование расходных обязательств Российской Федерации является обязанностью государства, присужденные денежные суммы в возмещение вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.

Поскольку в соответствии с Порядком выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года №607, формирование и хранение личных дел, назначение денежных сумм в возмещение вреда здоровью и их индексация производится Государственным учреждением «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», следовательно, представителем надлежащего ответчика по данному делу является Государственное учреждение «Социальная защита населения по городскому округу Саранск».

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требований Боронина Анатолия Федоровича к Российской Федерации о перерасчете сумм компенсации возмещения вреда здоровью, причиненному в результате аварии на Чернобыльской АЭС, понуждении Государственное учреждение «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» назначить с 01.06.2011 года и производить ежемесячные выплаты исходя из суммы в размере 30802 рубля 26 копеек с учетом последующей индексации и взыскании недополученной суммы за период с 01.01.2010 года по 31.05.2011 год в размере 437583 рубля 60 копеек удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» за счет средств федерального бюджета в пользу Боронина Анатолия Федоровича недополученную сумму возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 01.01.2010 года по 31.05.2011 год в размере 437583 (четыреста тридцать семь тысяч пятьсот восемьдесят три) рубля 60 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» в пользу Боронина Анатолия Федоровича ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате аварии на Чернобыльской АЭС в размере 30802 (тридцать тысяч восемьсот два) рубля 26 копеек начиная с 01.06.2011 года с последующей индексацией в установленном законом порядке.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков

1версия для печати

2-1053/2011 ~ М-873/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боронин А.Ф.
Ответчики
СЗН г.о. Саранск
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Бурлаков Игорь Иванович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
12.04.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2011Передача материалов судье
15.04.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2011Судебное заседание
05.05.2011Судебное заседание
10.05.2011Судебное заседание
07.06.2011Судебное заседание
29.07.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее