57RS0022-01-2019-002436-45
Дело № 2-2328/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» августа 2019 года город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Сандуляк С.В.,
с участием: истца Сергеевой О.Ю.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе (межрайонное) – Ковалевой Н.Л., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 года № 05,
при секретаре судебного заседания Лютиковой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла гражданское дело по иску
Сергеевой Оксаны Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Сергеева О.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что 11.02.2019 она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность. Ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа педагогической деятельности, который исчислен ответчиком в размере 22 лет 00 месяцев 7 дней.
При этом, ответчиком в подсчет специального стажа не включен период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5ставки с совмещением должности учителя начальных классов с 12.11.2002 по 17.10.2005, так как не выполнялась норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, работа в должности учителя начальных классов так же не подлежит зачету в педагогический стаж, так как отсутствует занятие штатной должности. Не включен в подсчет специального стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с 20.01.2005 по 21.01.2005, с 24.02.2005 по 25.02.2005, с 15.03.2005 по 16.03.2005, с 18.04.2005 по 19.04.2005, с 09.01.2008 по 11.01.2008, с 20.05.2013 по 31.05.2013, с 10.04.2017 по 14.04.2017.
Не соглашаясь с данным отказом, полагает, что вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с 12.11.2002 по 17.10.2005 подлежат включению в специальный стаж.
Согласно тарификационным спискам и лицевым счетам (карточкам-справкам) за период с 12.11.2002 по 17.10.2005 она протарифицирована:
- на 2002-2003 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов;
- на 2003-2004 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 18 часов;
- на 2004-2005 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов;
- на 2005-2006 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов.
Таким образом, работая в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, при этом одновременно учителем начальных классов с учебной нагрузкой 18-19 часов, она осуществляла педагогическую деятельность, направленную на обучение учащихся школы, с выполнением полной нормы учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Исходя из ст. ст. 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610, периоды нахождения в учебных отпусках, служебных командировках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
По указанным основаниямСергеева О.Ю. просит суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» период работы с 12.11.2002 по 17.10.2005 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.01.2005 по 21.01.2005, с 24.02.2005 по 25.02.2005, с 15.03.2005 по 16.03.2005, с 18.04.2005 по 19.04.2005, с 09.01.2008 по 11.01.2008, с 20.05.2013 по 31.05.2013, с 10.04.2017 по 14.04.2017.
В ходе рассмотрение дела Сергеева О.Ю., поддерживая ранее заявленные исковые требования, уточнила в порядке ст. 39 ГПК РФ, что просит суд обязать ГУ- УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить ей пенсию с 09.08.2019.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности КовалеваН.Л. заявленные исковые требования не признала, пояснила, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии Сергеева О.Ю. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имела, в связи с отсутствием требуемых 25 лет специального стажа. Период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов средней общеобразовательной школы № 24 г.Орла не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как документально не подтверждено выполнение нормы рабочего времени, а именно педагогической и учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Работа в указанный период в должности учителя начальных классов так же не подлежит зачету в педагогический стаж, так как отсутствует занятие штатной должности учителя начальных классов. Более того, действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, времени нахождения на курсах повышения квалификации. С учетом данных обстоятельств просила в удовлетворении заявленного иска отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, исковые требования Сергеевой О.Ю. являются обоснованными, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки получения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
По смыслу положений вышеуказанного закона предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 2019 года с увеличением на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста, в течение каждого календарного года.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Частью 3 приведенной нормы определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516. (далее – Правила № 516)
Судом установлено, что 11.02.2019 Сергеева О.Ю. (ранее имеющая фамилию Бабынкина, Андрианова) обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (номер обезличен) от 20.02.2019 Сергеевой О.Ю. отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д. 13).
Согласно письму ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) № 27-1637 от 26.02.2019 в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, Сергеевой О.Ю. засчитан период ее педагогической деятельности в общей сложности 22 года 00 месяцев 07 дней. При исчислении специального стажа работы ответчиком не учтен период работы истицы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов средней школы № 24 в период с 12.11.2002 по 17.10.2005, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Работа в указанный период в должности учителя начальных классов не подлежит зачету в педагогический стаж, так как отсутствует занятие штатной должности учителя начальных классов. Кроме того не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.01.2005 по 21.01.2005, с 24.02.2005 по 25.02.2005, с 15.03.2005 по 16.03.2005, с 18.04.2005 по 19.04.2005, с 09.01.2008 по 11.01.2008, с 20.05.2013 по 31.05.2013, с 10.04.2017 по 14.04.2017, так как включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (л.д. 9-12).
Согласно трудовой книжке истца Сергеева О.Ю. с 16.08.1993 по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность. 16.08.1993 последняя была принята на должность учителя начальных классов в школу №24 временно на период отпуска по уходу за ребенком основного учителя, 02.10.1995 принята на должность учителя начальных классов, 13.09.2000 назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, 18.10.2005переведена на должность учителя начальных классов (л.д. 14-23).
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 12.11.2002 по 17.10.2005 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Муниципальной средней общеобразовательной школе № 24 г. Орла, суд учитывает следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно пп. «б» п. 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из анализа приведенных норм пенсионного законодательства следует, что условием включения работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от преподавательской работы. Условием включения в педагогический стаж периода работы в должности преподавателя является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Как установлено судом, Сергеева О.Ю. (ранее имеющая фамилию Бабынкина, Андрианова) в спорный период, с 12.11.2002 по 17.10.2005, занимая должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальной средней общеобразовательной школе № 24 г. Орла, одновременно при этом работала учителем начальных классов с учебной нагрузкой 18-19 часов в неделю.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом тарификационными списками (л.д. 40-43), а также лицевыми счетами (карточками-справками) на Бабынкину О.Ю. на 2002-2005 годы. (л.д. 31-39).
Как следует из представленных тарификационных списков и лицевых счетов Сергеева (Бабынкина) О.Ю. была протарифицирована:
- на 2002-2003 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов;
- на 2003-2004 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 18 часов;
- на 2004-2005 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов;
- на 2005-2006 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов.
Тот факт, что в спорный период работы с 12.11.2002 по 17.10.2005 Сергеева О.Ю. выполняла обязанности по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, одновременно при этом работая учителем начальных классов на полную ставку – 18-19 часов в неделю, в судебном заседании так же подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО9 и ФИО8
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они согласуются с представленными письменными доказательствами, являются последовательными и непротиворечивыми. Свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.
Проанализировав представленные доказательства, суд считает достоверно установленным, что в спорный период с 12.11.2002 по 17.10.2005 СергееваО.Ю. работала в Муниципальной средней общеобразовательной школе № 24 г. Орла в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и одновременно имела учебную нагрузку по занимаемой должности учитель начальных классов, которая составляла 18-19 часов в неделю, то есть осуществляла педагогическую деятельность, направленную на обучение учащихся с выполнением полной нормы учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Таким образом, по двум должностям – заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учителя, каждая из которых включена в Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, истец в совокупности выполняла объем педагогической работы значительно больше нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, что свидетельствует о соблюдении условия, установленного п. 4 Правил, утвержденных постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, и является основанием для включения спорного периода ее работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
При таких обстоятельствах, при соблюдении условия выполнения в спорный период нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки) при исполнении обязанностей заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а также учителя начальных классов, суд полагает требования СергеевойО.Ю. о включении периода ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и одновременно учителя начальных классов в Муниципальной средней общеобразовательной школе № 24 г. Орла с 12.11.2002 по 17.10.2005 в специальный стаж подлежащими удовлетворению.
Разрешая заявленные истцом требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с учетом абзаца 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Сергеевой О.Ю. с 20.01.2005 по 21.01.2005, с 24.02.2005 по 25.02.2005, с 15.03.2005 по 16.03.2005, с 18.04.2005 по 19.04.2005, с 09.01.2008 по 11.01.2008, с 20.05.2013 по 31.05.2013, с 10.04.2017 по 14.04.2017 на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования, в случае направления работника в командировку, на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких командировок и нахождения на курсах повышения квалификации так же подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Как следует из абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, кроме периодов работы, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу положения абзаца 2 пункта 5 названных Правил в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем.
Соответственно, указанные Правила не содержат каких - либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что Сергеева О.Ю. в период работы в Муниципальной средней общеобразовательной школе № 24 г. Орла, а именно с 20.01.2005 по 21.01.2005, с 24.02.2005 по 25.02.2005, с 15.03.2005 по 16.03.2005, с 18.04.2005 по 19.04.2005, с 09.01.2008 по 11.01.2008, с 20.05.2013 по 31.05.2013, с 10.04.2017 по 14.04.2017, направлялась на курсы повышения квалификации. В указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, а также производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается приказами № I-К от 11.01.2005, №6-К от 26.01.2005, №16-К от 01.03.2005, №28-К от 31.03.2005, №176-К от 29.12.2007 (л.д.24-28), а также удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации №1942 от 2013 года, № 1598-СК от 2017 года (л.д. 24-28), карточками – справками (л.д. 31-39)
Как следует из представленных документов, в период нахождения на курсах повышения квалификации, за истцом сохранялась заработная плата, а также производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ, что не оспаривалось ответчиком.
С учетом установленных судом обстоятельств и вышеприведенных норм действующего законодательства нельзя признать законным и обоснованным отказ ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) истцу во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, периоды нахождения Сергеевой О.Ю. на курсах повышения квалификации, с 20.01.2005 по 21.01.2005, с 24.02.2005 по 25.02.2005, с 15.03.2005 по 16.03.2005, с 18.04.2005 по 19.04.2005, с 09.01.2008 по 11.01.2008, с 20.05.2013 по 31.05.2013, с 10.04.2017 по 14.04.2017 подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Разрешая данный спор, суд учитывает, что с учетом включенных периода работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», требуемый стаж на соответствующих видах работ Сергеевой О.Ю. выработан на 09.02.2019 года.
Поскольку в судебном заседании установлено, что с заявлением в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о назначении пенсии истец обратилась 11.02.2019, с учетом периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, требуемый стаж на соответствующих видах работ Сергеевой О.Ю. выработан на 09.02.2019 года, с учетом положений действующего законодательства, и в частности, части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года № 400-ФЗ, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, право на назначение пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у Сергеевой О.Ю. возникло с 09.08.2019.
Соответственно, пенсия истцу должна быть назначена с 09 августа 2019 года.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что исковые требования СергеевойО.Ю. удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлине в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сергеевой Оксаны Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен) и Орловском районе (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Включить Сергеевой Оксане Юрьевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальной средней общеобразовательной школе № 24 г. Орла с 12.11.2002 по 17.10.2005, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.01.2005 по 21.01.2005, с 24.02.2005 по 25.02.2005, с 15.03.2005 по 16.03.2005, с 18.04.2005 по 19.04.2005, с 09.01.2008 по 11.01.2008, с 20.05.2013 по 31.05.2013, с 10.04.2017 по 14.04.2017.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Сергеевой Оксане Юрьевне пенсию по старости с 09августа 2019 года.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Сергеевой Оксаны Юрьевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2019 года.
Судья С.В. Сандуляк