Решение по делу № 2-214/2015 (2-1682/2014;) ~ М-1684/2014 от 23.12.2014

Дело № 2-214\15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Добрянка                                 04 февраля 2015 года

    Добрянский районный суд Пермского края в составе:

судьи Катаевой Т.В.

с участием представителя заявителя Пономарева А.В.

при секретаре Каплуновой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Касьяновой ФИО5 о признании отказа Администрации Добрянского муниципального района Пермского края незаконным, возложении обязанности на Администрацию Добрянского муниципального района Пермского края внести изменения в договор аренды,

У с т а н о в и л:

    

    ДД.ММ.ГГГГ Касьянова М.В. обратилась в Администрацию Добрянского муниципального района <адрес> с заявлением о внесении изменений в п. Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ а именно: изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.17).

    ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Добрянского муниципального района <адрес> дан ответ заявителю, в котором указано, что внесение предлагаемых заявителем изменений в договор аренды не представляется возможным, поскольку связано с изменением порядка предоставления земельного участка и изменением условий договора (строительство объектов капитального и некапитального характера), касающихся назначения имущества (земельного участка); с учетом внесенных в государственный кадастровый учет изменений по разрешенному использованию земельного участка, с целью приведения договорных отношений в соответствии с требованиями законодательства Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> предложено заявителю расторгнуть договор аренды по соглашению сторон и в целях осуществления возможности строительства на земельном участке, истребовать земельный участок в порядке ст.30.1 Земельного кодекса РФ (л.д.19-20).

    Касьянова М.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Добрянского муниципального района <адрес> в изменении условий договора аренды земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ года.

    Требование со ссылкой на ст.7, 42 Земельного кодекса РФ мотивировано тем, что поскольку было изменено целевое назначение земельного участка с «для ведения огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства» в установленном законом порядке, изменения внесены в сведения государственного кадастра недвижимости, Администрация была не вправе уклоняться от заключения дополнительного соглашения к договору аренды в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка; отказ препятствует заявителю в реализации его прав на использование земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

     В судебное заседание заявитель не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.

    Администрация Добрянского муниципального района <адрес> в судебное заседание представителя не направила, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

    Суд, выслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает, что требование заявителя удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

    В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Судом установлено, что между Администрацией Добрянского муниципального района <адрес> и Касьяновой М.В. заключен Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером разрешенным видом использования «для ведения огородничества», расположенный по адресу: <адрес> (л.д.9-16).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района <адрес> вынесено постановление № согласно которому вид разрешенного использования земельного участка изменен с «для ведения огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства», на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.8, 5-7, 18).

В соответствии со ст. 1 ЗК Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 ЗК Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Из положений ст. 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85 ЗК Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 85 ЗК Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из п. 1 ст. 41 ЗК Российской Федерации арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК Российской Федерации, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Существенным обстоятельством, имеющим значение для данного дела, является то, что ЗК Российской Федерации предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков под строительство объектов жилого назначения.

Процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ст. 30.1 ЗК Российской Федерации, согласно которой земельный участок под указанные цели может быть предоставлен только посредством проведения аукциона.

Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок был предоставлен без проведения аукциона для ведения огородничества, что соответствует законодательству. Между тем, при предоставлении земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной ст. 30.1 ЗК Российской Федерации.

Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель, следует из ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85, 42, 30.1 ЗК Российской Федерации.

Из норм ст. 40 - 41 ЗК Российской Федерации следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.

Таким образом, осуществление жилищного строительства на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, предоставленном не по установленной процедуре, недопустимо в силу п. п. 1 и 2 ст. 30.1 ЗК Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах изменение целевого назначения спорного земельного участка в интересах заявителя может привести к нарушению требований закона в части порядка предоставления земель для жилищного строительства.

Из материалов дела следует, что исковые требования заявителя направлены на внесение изменений в гражданско-правовой договор аренды земельного участка.

В силу п. 3 ст. 3 ЗК Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Порядок внесения изменения в гражданско-правовой договор регламентируется гл. 29 ГК Российской Федерации. По общему правилу основанием внесения изменений в действующий договор с учетом принципа свободы договора (ст. 1, 421 ГК Российской Федерации) является взаимное волеизъявление сторон сделки. Нормами поименованной главы ГК Российской Федерации закреплены также основания и условия удовлетворения судом требования о внесении изменений в договор в принудительном порядке.

Пунктом 2 ст. 7 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Нахождение земельного участка, переданного в аренду, в зоне застройки жилыми домами само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования (для ведения огородничества), может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования (для строительства жилого дома), изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника (решения соответствующего уполномоченного органа).

Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора, изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 451 ГК Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно п. 4 ст. 451 ГК Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Решение только арендатора о внесении изменений в договор аренды в случае, когда определено целевое назначение арендуемого имущества, по смыслу действующего законодательства таким обстоятельством не является.

То обстоятельство, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства» проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, правового значения по данному делу не имеет.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что права заявителя действиями Администрации Добрянского муниципального района Пермского края не нарушены.

Руководствуясь ст.ст.224-225 ГПК РФ,

Р е ш и л:

    В удовлетворении заявленных требований Касьяновой ФИО6 отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

            Судья                        Т.В.Катаева

Не вступило в законную силу

2-214/2015 (2-1682/2014;) ~ М-1684/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Касьянова Марина Владимировна
Другие
Администрация Добрянского муниципального района
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Судья
Катаева Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
dobryan.perm.sudrf.ru
23.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2014Передача материалов судье
23.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.01.2015Предварительное судебное заседание
04.02.2015Судебное заседание
09.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2015Дело оформлено
03.06.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее