Решение по делу № 2-3091/2016 ~ М-3501/2016 от 07.11.2016

                            Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                 а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Дагуф С.Е.

При секретаре     ФИО2

С участием:

-помощника прокурора <адрес> ФИО3

-представителя ответчика МБОУ СШ <адрес> и третьего лица Управления образования администрации МО «<адрес>» ФИО5 по доверенностям

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании профинансировать мероприятия по установке пандусов и поручней и к МБОУ СШ <адрес> об обязании установить пандус и поручни к объекту здания- садика, находящегося по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л :

<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании профинансировать мероприятия по установке пандусов и поручней в МБОУ СШ <адрес> и к МБОУ СШ <адрес> об обязании установить пандус и поручни к объекту здания садика, находящегося по адресу: <адрес>

В обоснование иска указал, что <адрес> проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов.

Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2,7,18 и 19)

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа    к    объектам    социальной    инфраструктуры. Так, согласно статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов    через    транспортные    коммуникации).

Согласно п. 5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:    обеспечение содержания зданий и сооружений

муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания    принадлежащего    ему имущества.

Согласно Уставу МБОУ СШ данное учреждение является муниципальным бюджетным средним общеобразовательным учреждением, его учредителем является администрация муниципального образования «<адрес>», в компетенцию которого входит финансирование учреждения. Непосредственное руководство и управление СШ осуществляет директор.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, в образовательном учреждении отсутствует пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла- коляски, к объекту социальной инфраструктуры.

На основании п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст.ст. 1, 4, 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в том числе органами местного самоуправления (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ). При этом, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. При осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Право прокурора на обращение в суд о понуждении органов местного самоуправления и юридических лиц исполнить требования федерального законодательства в защиту интересов значительного числа граждан, круг которых не определен, предусмотрено также ст.45 ГПК РФ. Круг воспитанников, работников и посетителей образовательного учреждения не определен, т.к. может изменяться.

Однако, как установлено в ходе проверки в нарушение вышеуказанных требований в образовательном учреждении отсутствует пандус.

На основании п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст.ст. 1, 4, 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления (в Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31 -ФЗ). При этом, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. При осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Просит обязать МБОУ СШ <адрес> установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры – к объекту школы, находящейся по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры- к объекту социальной инфраструктуры – к объекту школы, находящейся по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 уточнила исковые требования и просила в связи с разработкой администрацией МО «<адрес>» муниципальной программы «Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях образования муниципального образования «<адрес>» на 2018-2020годы» дополнить п.2 резолютивной части искового заявления словами: «в сроки, установленные муниципальной программой ««Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях образования муниципального образования «<адрес>» на 2018-2020годы».

Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>» ФИО4 в судебном заседании пояснила, что разработана муниципальная программа «Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях образования муниципального образования «<адрес>» на 2018-2020годы» в соответствии с которой пройдет финансирование этих мероприятий и просила указать об этих сроках.

Представитель ответчика МБОУ СШ <адрес> и третьего лица Управления образования администрации МО «<адрес>» ФИО6 с иском согласилась и просила обязательства соотносить с муниципальной программой.

Суд, выслушав помощника прокурора ФИО3, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, считает исковые требования <адрес> обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, МБОУ СШ <адрес> не обеспечено ни пандусом ни поручнями, соответствующих государственным стандартам, не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту инфраструктуры- зданию школы.

Ответчики подтвердили отсутствие пандусов и поручней.

Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2,7,18 и 19)

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа    к    объектам    социальной    инфраструктуры. Так, согласно статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов    через    транспортные    коммуникации).

Согласно п. 5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:    обеспечение содержания зданий и сооружений

муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания    принадлежащего    ему имущества.

Согласно Уставу МБОУ СШ данное учреждение является муниципальным бюджетным средним общеобразовательным учреждением, его учредителем является администрация муниципального образования «<адрес>», в компетенцию которого входит финансирование учреждения. Непосредственное руководство и управление СШ осуществляет директор.

На основании п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст.ст. 1, 4, 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления (в Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31 -ФЗ). При этом, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. При осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Администрацией МО «<адрес>» разработана муниципальная программа «Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях образования муниципального образования «<адрес>» на 2018-2020годы».

Таким образом, отсутствие пандусов и поручней препятствует беспрепятственному доступу инвалидов, использующих кресла-коляски к объекту инфраструктуры- зданию садика.

На основании изложенного, суд считает исковые требования <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать МБОУ СШ <адрес> установить пандус и поручни, соответствующие государственным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры - зданию школы находящейся по адресу <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой пандуса и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры- к зданию МБОУ СШ <адрес> в сроки, установленные муниципальной программой ««Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях образования муниципального образования «<адрес>» на 2018-2020годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья                        Дагуф С.Е.

2-3091/2016 ~ М-3501/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Тахтамукайского района
Ответчики
МБОУ "СШ №2"
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Дагуф С.Е.
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
07.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2016Передача материалов судье
09.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Подготовка дела (собеседование)
15.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2016Судебное заседание
24.11.2016Судебное заседание
24.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2017Дело оформлено
30.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее