<***>
Дело № 2-5220/2021
УИД № 66RS0003-01-2021-004472-86
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Екатеринбург 11 октября 2021 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмаковой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нейской Елены Анатольевны, Нейской Дарьи Владимировны, Нейской Евгении Владимировны к Администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным распоряжений и о возложении обязанности поставить на учет в целях обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования,
У С Т А Н О В И Л:
Нейская Е. А., Нейская Д. В., Нейская Е. В. обратились в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным распоряжений и о возложении обязанности поставить на учет в целях обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В обоснование иска указали следующее.
*** истцы обратились к ответчику с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от *** истцам было отказано в принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учёте.
*** истцы повторно обратились с заявлением, о принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Однако Распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от *** истцам вновь было отказано в принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учёте.
При этом, ни в одном из распоряжений не указано, какие именно документы требовалось представить заявителям при подаче соответствующего заявления.
Настоящим истцы считают, что принятыми решениями грубым образом нарушены их жилищные права, которые подлежат восстановлению.
Истцы просят суд признать незаконным распоряжение Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № *** от ***, которым отказано в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования семьи Нейской Елены Анатольевны; признать незаконным распоряжение Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № *** от ***, которым отказано в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования семьи Нейской Елены Анатольевны; возложить обязанность на Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга, принять Нейскую Елену Анатольевну и членов ее семьи - Нейскую Дарью Владимировну и Нейскую Евгению Владимировну на учет в целях обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, считая их принявшими на такой учет с *** г. в соответствии с ч. 3 ст. 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец Нейская Е. А. и ее представитель адвокат Патраков А. Ю., действующий на основании ордера от ***, в судебном заседании исковые требования поддержали по заявленному предмету и основаниям, на их удовлетворении настаивали.
Представитель ответчика Администрации Кировского района г. Екатеринбурга Слепухина В. А., действующая на основании доверенности от ***, в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что оба оспариваемых истцом распоряжений вынесены законно, поскольку при обращении *** истцами не были представлены документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие родственные отношения обратившихся, не были представлены сведения о доходах заявителя и членов его семьи за *** годы, правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение, информация об имуществе, подлежащая налогообложению. При обращении истцов *** ими были приложены к заявлению копии паспортных данных, копия свидетельства о регистрации по месту пребывания, копии справок о доходах заявителя за *** годы, копия справки о доходах за *** год Нейской Е. В., копия справки от *** Нейской Д. В., копия решения и копия апелляционного определения по делу № 2-4337/2021. При проверке обращения истцов было установлено, что по адресу, указанному истцами как место их жительства, никто не зарегистрирован. В связи с этим *** истцам Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга было отказано в постановке на учет по причине отсутствия регистрации по месту жительства в муниципальном образовании «город Екатеринбург», отсутствия документов, подтверждающих родственные отношения и сведений о доходах заявителей за *** годы.
Представитель третьего лица Администрации города Екатеринбурга Страхова Н. А., действующая на основании доверенности от ***, в судебном заседании поддержала позицию ответчика, полагая оспариваемые распоряжения законными.
Истцы Нейская Е. В. и Нейская Д. В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
При таких обстоятельствах, с учетом положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке по представленным суду доказательствам.
Заслушав объяснения истца, ее представителя, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что *** истцы обратились к ответчику с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от *** истцам было отказано в принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учёте.
*** истцы повторно обратились с заявлением, о принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Однако Распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от *** истцам вновь было отказано в принятии их на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учёте.
В соответствии с пояснениями представителя ответчика, при обращении *** истцами не были представлены документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие родственные отношения обратившихся, не были представлены сведения о доходах заявителя и членов его семьи за *** годы, правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение, информация об имуществе, подлежащая налогообложению. При обращении истцов *** ими были приложены к заявлению копии паспортных данных, копия свидетельства о регистрации по месту пребывания, копии справок о доходах заявителя за *** годы, копия справки о доходах за *** год Нейской Е. В., копия справки от *** Нейской Д. В., копия решения и копия апелляционного определения по делу № 2-4337/2021. При проверке обращения истцов было установлено, что по адресу, указанному истцами как место их жительства, никто не зарегистрирован. В связи с этим *** истцам Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга было отказано в постановке на учет по причине отсутствия регистрации по месту жительства в муниципальном образовании «город Екатеринбург», отсутствия документов, подтверждающих родственные отношения и сведений о доходах заявителей за *** годы.
Согласно ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 1, 3 ст. 40).
В соответствии с п. 4 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.
Согласно ст. 91.1 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона - лицо, указанное в ч. 1 ст. 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 ст. 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:
1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.
Указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и не может превышать размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации, учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется органом местного самоуправления.
Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным частью 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.
В соответствии с Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 25.12.2015 № 3859 «Об организации работы по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования на территории муниципального образования "город Екатеринбург» обязанности по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, возложены на глав администраций районов города Екатеринбурга.
В Свердловской области нормативным правовым актом, регламентирующим порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядок принятия на это учет, отказа в принятии на него, является Закон Свердловской области от 20.07.2015 № 77-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере предоставления на территории Свердловской области гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» (далее - Закон № 77-03).
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 77-ОЗ заявления о принятии на учет подаются гражданами в органы местного самоуправления, осуществляющие ведение учета по месту жительства граждан либо через многофункциональный центр.
Согласно ч. 3 с. 4 названного Закона граждане, совместно проживающие с членами семьи, подают заявление о принятии на учет от имени всех совместно проживающих с ними членов семьи.
Гражданин, подающий заявление о принятии на учет, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет.
Согласно ч. 4 Закона № 77-ОЗ граждане, подающие заявление о принятии на учет, прилагают к ним документы, указанные в п. 2 ст. 16 Закона, а также вправе по собственной инициативе представить иные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), являющиеся основаниями для принятия граждан на учет.
В соответствии с п. 2 ст. 16 к документам, необходимым для определения дохода гражданина и постоянно проживающих с ним членов его семьи, относятся следующие документы:
1) справки, подтверждающие получение доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, в случаях, если эти лица получали доходы, подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, и не были обязаны подавать налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) копии налоговых деклараций по налогам, указанным в подпунктах 1-4 пункта 5 настоящей статьи (далее - копии налоговых деклараций), - в случаях, если эти лица были обязаны подавать налоговые декларации по этим налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
3) копии документов, удостоверяющих право применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения (далее - копии патентов), - в случаях, если эти лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах применяли патентную систему налогообложения;
4) сформированные с использованием мобильного приложения "Мой налог" документы, подтверждающие получение доходов, подлежащих налогообложению налогом на профессиональный доход (далее - документы о профессиональном доходе), - в случаях, если эти лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах применяли специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Согласно ст. 6 Закона 77-03 к документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет, относятся:
1) копия паспорта иди иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет;
2)документы, необходимые в соответствии с главой 3 настоящего Закона для определения дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества.
Часть 2 ст. 6 Закона № 77-03 указывает, что к документам, являющихся основанием для принятия граждан на учет, помимо документов, указанных выше, относятся:
1) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность каждого членам семьи;
2) копии документов, подтверждающих родственные отношения или иные отношения гражданина, подавшего заявление с совместно проживающими с ним членами семьи, в том числе, копии свидетельства о заключении брака, копии свидетельства о рождении.
Согласно статье 17 Закона № 77-03 граждане для определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина и постоянно прожинающих совместно с ним членов его семьи, указывают в приложении к заявлению о принятии на учет, в том числе, сведения о находящемся в их собственности имуществе, относящемся в соответствии с федеральным законом к объекту налогообложения налогом на имущество физических лиц.
Оценив перечень документов, представленный истцами *** для рассмотрения вопроса о постановке их на учет, суд полагает, что все документы, предусмотренные вышеобозначенными положениями Закона 77-ОЗ, истцами были представлены.
В соответствии с заявлением от *** Нейской Е. А. были представлены копии паспортов – 3 листа, свидетельства о регистрации № *** – 1 лист, справок формы 2 –НДФЛ – 6 листов, справка от *** - 1 лист, апелляционного определения – 2 листа, решения Кировского суда - 2 листа.
На всех документах проставлен штамп Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, данные сотрудника администрации, дата приема документов и подпись сотрудника.
Таким образом, документы, удостоверяющие личность заявителей, а также подтверждающие доход заявителей, были представлены в Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга.
В заявлении от *** Нейская Е. А. указала, что состав ее семьи - это она и дочери Нейская Е. В. и Нейская Д. В.
При этом, Нейская Е. В. и Нейская Д. В. самостоятельно подписали заявление.
Заявление у истцов было принято, дополнительные документы запрошены не были, а потому, с учетом длительности истории обращений Нейской Е. А. и членов ее семьи в орган местного самоуправления, в судебные органы за защитой нарушенных прав, суд приходит к выводу, что у Администрации Кировского района города Екатеринбурга не имелось оснований делать вывод об отсутствии представленных доказательств родственных отношений.
Также суд полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа истцам в принятии их на учет по основанию отсутствия регистрации по месту жительства в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Действующий в настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривает принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства, и не ставит данное право в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации.
Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Отсутствие регистрации, как и ее наличие, не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Поэтому в обязанность Администрации Кировского района г. Екатеринбурга входила проверка того обстоятельства, произошла ли фактическая смена места жительства истцов при отсутствии регистрации, или они по-прежнему занимают указанное жилое помещение.
Суд полагает, что проверка документов, представленных истцами, Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга была проведена формально, в случае возникновения сомнений в предоставленных сведениях, такие сомнения не устранялись, дополнительные сведения и пояснения от истцов не затребовались.
В связи с изложенным отказ ответчика в принятии истцов на учет по формальным основаниям является неправомерным.
Вместе с тем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленного искового требования о возложении обязанности на Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга, принять Нейскую Елену Анатольевну и членов ее семьи - Нейскую Дарью Владимировну и Нейскую Евгению Владимировну на учет в целях обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, считая их принявшими на такой учет с *** г. в соответствии с ч. 3 ст. 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:
1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.
Из приведенной нормы следует, что в силу прямого указания закона жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются только гражданам, признанным нуждающимися в предоставлении жилых помещений именно по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, имеющим при этом доход и стоимость имущества ниже установленного максимального размера, но не являющимся малоимущими и не имеющим основания для признания малоимущими.
Судом установлено, и не оспаривается ответчиками, что проверка предоставленных истцами документов по существу не проводилась, в принятии на учет им было отказано только по основанию отсутствия доказательств, подтверждающих родственные отношения, подлинных документов, удостоверяющих личность заявителей и подлинных документов, подтверждающих доход заявителей, а также отсутствие регистрации истцов на территории МО «город Екатеринбург» на момент вынесения решения. Основания постановки на учет, указанные в ст. 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации не проверялись.
Принимая во внимание, данные обстоятельства в их совокупности, учитывая также, что суд не может подменять функции органа местного самоуправления, проверяя только законность их выполнения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга обязанности поставить истцов на учет в целях обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу признания незаконным распоряжения главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от ***, суд не дает оценку распоряжению от ***, приходя к выводу, что для восстановления нарушенных прав истцов распоряжение от *** не имеет юридического значения в силу принятия в дальнейшем распоряжения от ***. Требования в данной части оставляет без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Нейской Елены Анатольевны, Нейской Дарьи Владимировны, Нейской Евгении Владимировны к Администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным распоряжений и о возложении обязанности поставить на учет в целях обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования - удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № *** от *** об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования семье Нейской Елены Анатольевны и членам ее семьи в составе: дочь Нейская Евгения Владимировна, дочь Нейская Дарья Владимировна.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья <***> К. В. Исакова
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>