УИД 77RS0002-02-2020-000852-85
ДЕЛО № 2-439/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2021 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Борисовой К.П.,
при секретаре судебного заседания Шматове А.Р.,
с участием представителя истца, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тонояна Ашота Артушевича к ГУ- Главному Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, в котором просил суд признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР
№ 10 по г. Москве и Московской области от 18 июня 2020 года
№ 200000014625/638105/20 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 22.06.1988 г. по 05.07.1996 г., с 06.07.1996 г. по
02.11.2008 г., с 02.11.2008 г. по 01.05.2010 г., с 01.01.2019 г. по 11.03.2020 г., обязать назначить страховую пенсию по старости с 11 марта 2020 года.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ; Приложение 6 к Закону N 400-ФЗ).
Вместе с тем, гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах
19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период
с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть первая статьи 35).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии. (часть вторая и третья статьи 35).
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу требований ч. ч. 1, 2, 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N сумма "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При рассмотрении дела установлено, что истец Тоноян А.А., паспортные данные, является гражданином Российской Федерации.
11 марта 2020 г. Тоноян А.А., паспортные данные, обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в назначении которой ему было отказано в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При оценке пенсионный прав истца учтены периоды работы
с 23.11.1976 г. по 01.08.1978 г., с 27.07.1979 г. по 30.04.1985 г., с 15.05.1985 г. по 15.02.1988 г., с 27.01.2017 г. по 31.12.2017 г., с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. Страховой стаж составил 12 лет 01 мес. 20 дн., ИПК – 10.967 при необходимом 18,6.
Тоноян А.А. зарегистрирован в системе индивидуального персонифицированного учета 24.02.2014 г.
Согласно трудовой книжке истец в период с 22.06.1988 г. по 05.07.1996 г. работал в Кооперативе «Ван» при Ленинаканском филиале ремонта и обуви «Наири» в должности председателя кооператива; с 06.07.1996 г. по
02.11.2008 г. в «Тоноенц» ООО «Семейное предприятие» в должности заместителя директора по производству; с 02.11.2008 г. работал в Гюмрийском государственном драматическом театре им. фио» ГНО в должности заместителя директора.
Из архивных справок следует, что на основании протокола № 4 Ширакского районного исполкома Ленгорсовета от 04.04.1988 г. создан кооператив ВАН. Также отмечено, что с 21.09.1991 г. город Ленинакан переименован в город Гюмри.
В подтверждение факта работы с 06.07.1996 г. по 02.11.2008 г. в должности заместителя директора по производству истцом представлена справка ООО «Тоноенц» от 27.05.2020 г. за подписью Тоноян С.А.
Вместе с тем, документов в подтверждение оплаты страховых взносов в период с 06.07.1996 г. по 01.11.2008 г. истцом в материалы дела не представлено.
В подтверждение факта работы с 02.11.2008 г. по 01.05.2010 г. в должности заместителя директора представлена справка «Гюмрийского государственного драматического театра им. фио» ГНКО № 45/19 от 24.12.2019 г.
Выписка № 82АS-05-21 из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 17.05.2021 г. подтверждает факт оплаты страховых взносов за период работы истца в ГНКО «Гюмрийский государственный драматический театр им. фио» в период с 02.11.2008 г. по 01.05.2010 г.
27.01.2017 г. истец поставлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и снят с учета 11.03.2020 г., что подтверждается налоговыми документами.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица истцом произведена уплата страховых взносов за период с 01.01.2019 г.
по 31.12.2019 г.
Поскольку трудовая книжка истца, содержит сведения о приеме и увольнении, со ссылкой на соответствующие приказы работодателей, послужившие основанием к их изданию, записи в трудовой книжке истца внесены последовательно, с соблюдением нумерации, следовательно, у ответчика отсутствовали правовые основания к исключению периода работы с 22.06.1988 г. по 05.07.1996 г., при оценке наличия у истца права на получение пенсии по старости, поэтому суд приходит к выводу о необходимости включения данного периода в стаж для назначения истцу страховой пенсии по старости, несмотря на имеющиеся недостатки в оформлении трудовой книжки, которые не могут быть поставлены ему в вину и он вправе рассчитывать на включение периода его работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости. Кроме того, положения вышеуказанных норм пенсионного законодательства не учитывают случаи, когда документы, подтверждающие стаж работы в определенный период, не могут быть представлены лицом, претендующим на назначение пенсии, по причинам, от него не зависящим. Ненадлежащее исполнение работодателем требований действующего законодательства по заполнению трудовых книжек, ведению делопроизводства не может создавать для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорных периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии по старости.
Также суд считает подлежащими включению в страховой стаж периоды работы истца с 02.11.2008 г. по 01.05.2010 г. в качестве заместителя директора Гюмрийского государственного драматического театра им. фио и с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку факт уплаты страховых взносов подтверждается выписками из индивидуального лицевого застрахованного лица.
Вместе с тем, оснований для включения в страховой стаж периодов работы с 06.07.1996 г. по 01.11.2008 г. и с 01.01.2020 г. по 11.03.2020 г. не имеется, поскольку истцом не представлено документов в подтверждении уплаты страховых взносов в указанные периоды.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку при включении в страховой стаж спорных периодов работы, у истца с учетом ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" на дату достижения им возраста 60 лет, то есть на 07.10.2019 г. и обращения с заявлением к ответчику 11.03.2020 г., образуется требуемая в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента 19,494 на 2020 год, суд считает возможным удовлетворить требования об обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 08 апреля 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░
№ 10 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2020 ░░░░
№ 200000014625/638105/20 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 10 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ 22.06.1988 ░. ░░ 05.07.1996 ░., ░ 02.11.2008 ░. ░░ 01.05.2010 ░., ░ 01.01.2019 ░. ░░ 31.12.2019 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 10 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 11 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░