РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
при секретаре Телятовой Л.В.,
с участием ответчика Сотникова Е.В.,
помощника военного прокурора Осипова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах Российской Федерации в лице МИФНС России № 4 к Сотникову Е.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Тоцкого гарнизона в интересах Российской Федерации в лице МИФНС России № 4 обратился в суд с иском к Сотникову Е.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указал, 01.03.2016 года ФГКУ «Центральное региональной управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ приняло решение № 79 о предоставлении Сотникову Е.В. как военнослужащему – гражданину РФ, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 6157368 рублей.
04 марта 2016 года на указанный Сотниковым Е.В. лицевой счет перечислена субсидия в размере 6157368 рублей, что подтверждается платежным поручением № 108047.
09 июня 2016 года на основании договора купли-продажи Сотниковым Е.В. приобретено жилое помещение с земельным участком, расположенное по адресу: <адрес>
26.01.2017 года Сотников Е.В. обратился с заявлениями о возврате излишне уплаченной суммы налога за 2015-2016 годы, подав соответствующие документы в МИФНС № 4 по Оренбургской области, в связи с приобретением жилого помещения с земельным участком.
По результатам рассмотрения представленных документов, МИФНС № 4 принято решение № 940, 941 от 05.05.2017 года о возврате излишне уплаченных сумму налога в размере 86586 рублей за 2015 года и 36913 рублей за 2016 год, а всего в размере 123499 рублей.
В ходе проверки установлено, Сотников Е.В. при приобретении квартиры собственных денежных средств не вносил, не имел правовых оснований для получения имущественного налогового вычета, в связи с чем причинен имущественный ущерб интересам государства.
Просили взыскать с Сотникова Е.В. в пользу Российской Федерации в лице МИФНС России № 4 сумму неосновательного обогащения в размере 123499 рублей.
В судебном заседании помощник военного прокурора Осипов Е.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.
Ответчик Сотников Е.В. в судебном заседании требования прокурора не признал. При этом, подтвердив доводы, изложенные прокурором, высказал позицию о том, что, несмотря на факт приобретения жилого помещения за счет средств жилищной субсидии, имел право на получение налогового вычета.
Представитель МИФНС России № 4 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление, в котором указали, что требования прокурора поддерживают, просят удовлетворить, рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя МИФНС России № 4 по Оренбургской области в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд, заслушав прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
В соответствие с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В рамках налоговой политики, направленной на поощрение граждан к самостоятельному улучшению своих жилищных условий, в Налоговом кодексе РФ с целью уменьшения дохода, учитываемого при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, закреплено право плательщика этого налога на получение имущественных налоговых вычетов при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, колмнаты или доли (долей) в них, а также определены основания, порядок предоставления и размере (статья 220)
На основании подпунктов 3, 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2000000 рублей, в том числе, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Согласно пункта 5 стаьи 220 Налогового кодекса РФ, имущественный налоговый вычет не применяется, если оплата расходов налогоплательщика на строительство, приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них производится, в частности, из средств бюджетной системы РФ.
Право военнослужащего на жилищную субсидию, исходя из статьи 40 Конституции РФ и подпунктов 1 и 16 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» является одним из способов реализации конституционного права военнослужащих на жилище.
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названым законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» разработан Порядок предоставления жилищной субсидии, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 года № 510.
Согласно пункта 5 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует и не оспорено ответчиком Сотниковым Е.В., последним 09 июня 2016 года на основании договора купли-продажи приобретено жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>
Согласно пунктов 5, 9 договора, цена земельного участка составляет 50000 рублей, цена квартиры 900000 рублей.
01.03.2016 года ФГКУ «Центральное региональной управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ приняло решение № 79 о предоставлении Сотникову Е.В. как военнослужащему – гражданину РФ, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
04 марта 2016 года на указанный Сотниковым Е.В. лицевой счет перечислена субсидия в размере 6157368 рублей, что подтверждается платежным поручением №.
По заявлению Сотникова Е.В. о возврате излишне уплаченной суммы налога за 2015-2016 годы, МИФНС № 4 приняты решения № 940, 941 от 05.05.2017 года о возврате сумм налога в размере 86586 рублей за 2015 год и 36913 рублей за 2016 год, а всего в размере 123499 рублей.
Как следует из отзыва, представленного МИФНС России № 4, на момент проведения камеральной проверки и принятия указанных решений, МИФНС России № 4 не обладало информацией о получении ответчиком средств жилищной субсидии. Решение о предоставлении жилищной субсидии, платежное поручение, ответчиком в налоговый орган не предоставлялось. Впоследствии в результате проведенного налоговым органом мониторинга предоставления имущественного налогового вычета, в адрес Сотникова Е.В. направлен запрос о предоставлении сведений об источнике получения расходуемых на указанные цели денежных средств. 14.06.2017 года Сотниковым Е.В. предоставлено пояснение о том, что квартира приобретена за счет военной жилищной субсидии.
Данные обстоятельства доведены налоговым органом до сведения военной прокуратуры Тоцкого гарнизона для принятии мер прокурорского реагирования.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм права в совокупности с представленными доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что Сотников Е.В. не имел право на получение налогового вычета, необоснованно заявил имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение жилого помещения, в результате чего получил из бюджета сумму налога на доходы физических лиц в общем размере 123499 рублей, в связи с чем, указанная сумма неосновательного обогащения подлежит взысканию в доход государства.
В силу части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
С ответчика также подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой, прокурор освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах Российской Федерации в лице МИФНС России № 4 удовлетворить.
Взыскать с Сотникова Е.В. в пользу Российской Федерации в лице МИФНС России № 4 сумму неосновательного обогащения в размере 123499 рублей.
Взыскать с Сотникова Е.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3669, 98 рубля.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2018 года.
Судья Сайфутдинова В.Г.