Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-21509/2019 от 13.05.2019

Судья Ягудина В.И. дело N 33-21509/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.,

судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,

по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,

при секретаре Власенко В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернышова Ю.В. к Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвалида с апелляционной жалобой Чернышова Ю.В. на решение Кореновского районного суда от 12 июля 2018 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Чернышов Ю.В. обратился в суд с иском к Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвалида.

В обоснование требований указано, что истец является инвалидом третьей группы <...>. В 2014 г. был направлен на очередную медико­-социальную экспертизу в Бюро медико-социальное экспертизы N 53 (общего профиля), по результатам которой инвалидность ему была подтверждена, Акт освидетельствования N <...> от 26 декабря 2014 г. На основе акта освидетельствования от 26 декабря 2014 г. для него была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, включающая в себя мероприятия профессиональной реабилитации, мероприятия социальной реабилитации, рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, в том числе необходимость приобретения следующих технических средств: <...>. Указанные технические средства он получает в установленном законодательством порядке с момента установления инвалидности с периодичностью, установленной законом - один раз каждые два года. Стоимость всего комплекта технических средств в период предыдущего обеспечения ими составляла 320 000 руб., которая определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделия­ми, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240. В ноябре 2017 г. был очередной срок выдачи (замены) ему технических средств реабилитации, установленный Министерством труда и социальной защиты РФ (пункт 9 Правил). Согласно пункту 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. В ноябре 2017 г. он направил ответчику заявление о выдаче ему технических средств реабилитации с приложением к нему всех необходимых документов и 21 ноября 2017 г. Уведомлением N 10015 был извещен о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако по настоящее время ответчиком компенсация ему в размере стоимости технического средства реабилитации не выплачена, направление на получение технического средства не выдано, техническими средствами он не обеспечен.

В связи с чем, уточнив требования, Чернышов Ю.В. просил суд обязать Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить истцу компенсацию за технические средства реабилитации согласно ИПР в размере 320000 рублей, которыми ответчик не в состоянии его обеспечить; в счет компенсации морального вреда взыскать с ответчика Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в его пользу 100 000 руб.

Решением Кореновского районного суда от 12 июля 2018 г. исковые требования Чернышова Ю.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Чернышов Ю.В. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Заслушав Чернышова Ю.В., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, просившего решение отменить, представителя Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Демидову И.В., просившую решение оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.

Согласно статье 6.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту Закон N 181-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии со статьей 10 Закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 11 Закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В статье 11.1 Закона N 181-ФЗ определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Согласно части 14 статьи 11.1 Закона N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила).

В абзаце 1 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 1 Закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, Чернышов Ю.И. в соответствии со справкой серии <...> от <...> является инвалидом третьей группы бессрочно и ему к акту освидетельствования <...> от <...> была разработана индивидуальная про грамма реабилитации, в соответствии с которой он должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, в том числе протезом <...>.

21 ноября 2017 г. Чернышов Ю.В. обратился в Филиал N214 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением на оказание государственной услуги по обеспечению <...>.

21 ноября 2017 г. истцу было выдано уведомление N 10015 от 21 ноября 2017 г. о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.

При этом направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации (протеза) N10015 от 6 апреля 2018 г. было направлено Чернышову Ю.И. 10 апреля 2018 г. после заключения учреждением 26 марта 2018 г. Государственного контракта N 2049 на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами <...>, что подтверждается реестром почтовых отправлений. Данное направление истцом использовано не было. Не было приобретено Чернышовым Ю.И. техническое средство реабилитации и за свой счет.

Согласно части 6 статьи 11 1 Закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-­правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что инвалид имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, если он не был обеспечен техническими средствами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Между тем, технические средства реабилитации Чернышовым Ю.И. самостоятельно не приобретались, и как указано выше, 10 апреля 2018 г. в его адрес было направлено направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации (<...>) N 10015 от 6 апреля 2018 г., что свидетельствует о том, что возможность предоставления истцу услуги, предусмотренной индивидуальной программой реабилитации имелась.

Статья 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает судебную защиту только нарушенных прав и интересов сторон.

Между тем, на момент обращения Чернышова Ю.И. в суд с иском, его заявление на обеспечение техническим средством реабилитации (<...>) было удовлетворено ответчиком путем выдачи направления N 10015 от 6 апреля 2018 г., на получение либо изготовление технического средства.

Из представленных материалов так же следует, что 16 апреля 2018 г. Чернышовым Ю.В. была получена новая индивидуальная программа реабилитации инвалида N 523.23.23/2018.

25 мая 2018 г. Чернышов Ю.В. обратился в Филиал N 214 с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению ТСР и ПОИ в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 16 апреля 2018 г.

25 мая 2018 г. Чернышову Ю.И. было вручено уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР и ПОИ и в этот же день подготовлено направление N5456 на получение либо изготовление технического средства реабилитации, получить которое он отказался.

Данное обстоятельство подтверждается актом об отказе в получении направления от 25 мая 2018 г.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кореновского районного суда от 12 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышова Ю.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи краевого суда:

33-21509/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чернышов Юрий Валентинович
Ответчики
Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Цехомская Елена Викторовна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
14.05.2019Передача дела судье
13.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее