РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2017 г. Нагатинский районный суд г. Москвы, в составе судьи Шумовой О.В., при секретаре Костине А.А., с участием помощника Нагатинского межрайонного прокурора г. Москвы Кононовой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-2161/17 по административному иску Толмачева П.К. к Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования в г Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в г. Москве по многомандатному избирательному округу № 1 Рекик А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Толмачев П.К. являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в г Москве по многомандатному избирательному округу № 1 обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования в г Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в г. Москве по многомандатному избирательному округу № 1 Рекик А.С.
В обоснование требований административный истец указал, что Решением Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное от 19.06.2017 года № 01-03-37 на 10.09.2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное.
01.07.2017 года Конференцией МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Толмачев П.К. был выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1.
27.07.2017 года Толмачев П.К. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное (далее - комиссия муниципального образования) необходимые по действующему законодательству документы о своем выдвижении и в этот же день документы для его регистрации. 27.07.2017 года решением указанной комиссии № 09/03 он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово- Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1.
31.07.2017 года по этому же многомандатному избирательному округу № 1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное Рекик А.С., выдвинутый МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Данное решение комиссии муниципального образования о регистрации вышеуказанного кандидата: Решение №10/06 от 31.07.2017 года «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1 Рекик А.С.» административный истец считает незаконным и нарушающим его права, установленные статьей 38 закона города Москвы № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Учитывая, что на Политическую партию КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ и ее региональное отделение в городе Москве не распространяется действие пунктов 3, 4 и 6 статьи 35.1 Федерального закона, для регистрации выдвинутых ею кандидатов требуется поддержка избирателей, которая должна быть подтверждена необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
Требования к порядку сбора подписей, оформлению подписных листов и подписей избирателей установлены статьей 34 Федерального закона и статьей 34 Закона города Москвы.
Требования к порядку сбора подписей, оформлению подписных листов и подписей избирателей установлены статьей 34 Федерального закона и статьей 34 Закона города Москвы.
В соответствии с решением комиссии муниципального образования № 02/05 от 23.06.2017 года, установлено, что для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1 необходимо 25 подписей избирателей. При этом максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию 29. При этом в соответствии с решением комиссии муниципального образования от 26.06.2017 года № 03/08 осуществляется проверка всех подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата.
По результатам проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах и представленных кандидатом Рекик А.С., все подписи избирателей в поддержку его выдвижения были признаны Рабочей группой избирательной комиссии муниципального образования достоверными.
На основании итогового протокола проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения указанного кандидата, комиссией муниципального образования и было принято оспариваемое решение.
Однако, сначала рабочей группой, а затем комиссией муниципального образования не было дано соответствующей оценки имеющимся нарушениям в оформлении подписных листов указанного кандидата.
Все подписные листы с подписями избирателей, представленные кандидатом Рекик А.С., в нарушение требований пункта 9 части 6 статьи 34 Закона города Москвы, в случае если кандидат выдвинут избирательным объединением, то в каждом подписном листе указывается наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата. Однако, во всех подписных листах, представленных Рекик А.С., вместо требуемых законом сведений указано наименование политической партии - Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ. Согласно ст. 26 Закона города Москвы, наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. В соответствии с требованием пункта 1 части 7 статьи 32 закона города Москвы, каждый кандидат выдвинутый избирательным объединением должен представить одновременно с иными документами о выдвижении, также копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Согласно указанному документу, наименованием избирательного объединения которым выдвинут указанный кандидат, является МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Таким образом, кандидатом Рекик А.С. были нарушены установленные законом требования по оформлению подписных листов для сбора подписей избирателей в свою поддержку, что является основанием для признания всех подписей содержащихся в таких подписных листах недействительными на основании пункта 9 части 7 статьи 37 закона города Москвы.
С учетом допущенных кандидатом Рекик А.С. нарушений, комиссия муниципального образования обязана была отказать ему в регистрации на основании пункта 5 части 20 статьи 37 закона города Москвы в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Очевидно, что допущенные кандидатом Рекик А.С. нарушения при оформлении подписных листов для сбора подписей в поддержку своего выдвижения, влекут признание указанных подписей недействительными и как следствие, являются основанием для отмены оспариваемого решения о регистрации кандидата.
Учитывая, что решение о регистрации указанного кандидата №10/13 от 31.07.2017 года «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1 Рекик А.С.» с имеющимися нарушениями оформления подписных листов нарушает его Толмачева П.К., права, как кандидата, баллотирующегося по этому же избирательному округу и гарантированные статьей 39 Федерального закона и статьей 38 закона города Москвы, руководствуясь ст. 87 Избирательного Кодекса города Москвы, статьями 239, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит:
- признать решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное №10/10 от 31.07.2017 года «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1 Рекик А.С.» незаконным и отменить.
Толмачев П.К. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель территориальной избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования в г. Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное, против удовлетворения требований возражал, в материалы дела были представлены письменные возражения.
Рекик А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Согласно статье 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5. процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.
Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ).
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума (пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ).
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, Решением Совета депутатов муниципального округа Орехово- Борисово Северное от 19 июня 2017 года № 01-03-37 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Орехово- Борисово Северное.
Решением избирательной комиссии № 10/06 от 31.07.2017 года «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1 Рекик А.С.» был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово - Борисово Северное Рекик А.С., выдвинутый МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Как усматривается из материалов дела, в избирательную комиссию Рекик А.С. были представлены необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в городе Москве по многомандатному избирательному округу № 1 документы, в том числе, подписные листы, содержащие подписи избирателей в ее поддержку.
По результатам проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, рабочей группой нарушений не выявлено.
28 июля 2017 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Рекик А.С., в соответствии с которым 28 проверенных рабочей группой подписей избирателей признаны действительными. Количество представленных достоверных подписей признано достаточным для регистрации кандидата.
Форма подписных листов, представленных Рекик А.С. в поддержку его выдвижения, соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2012 года № 67-ФЗ.
Довод истца о том, что в подписных листах не указано наименование отделения партии, выдвинувшего кандидата Рекик А.С. не состоятельны и не могут служить основанием для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах. В подписных листах содержатся сведения об избирательном объединении, выдвинувшего данного кандидата. Не указание в подписных листах наименования отделения партии, выдвинувшего кандидата, само по себе не свидетельствует о недостоверности таких сведений. Эти сведения избирательной комиссией правильно оценены с учетом их значимости для формирования у избирателей мнения о кандидате. В этой связи суд приходит к выводу, что указание Рекик А.С. в подписных листах сведений в такой форме не могло повлиять на формирование у избирателей, поставивших свои подписи, мнения о кандидате, повлечь какое-либо иное толкование или сомнение относительно данных о личности кандидата, его принадлежности к выдвинувшей его партии, равно как и не вводило в заблуждение избирательную комиссию, в распоряжении которой на момент проверки подписных листов находилось решение конференции МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ о выдвижении кандидатов в депутаты на выборы в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве.
В соответствии с частью 1 ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы, если в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность Мэра Москвы - один процент от числа избирателей города Москвы, для кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, для муниципального списка кандидатов, для кандидата на должность главы муниципального образования - 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 0,5 процента от числа избирателей указанного в схеме многомандатных избирательных округов соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10.
Согласно ч.2 ст. 37 Кодекса количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество 'представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, не более чем на 4.
Минимальное количество представляемых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1 подписей избирателей составляет 25 подписи, максимальное 29.
Рекик А.С. было представлено достаточное количество подписей для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу № 1.
Требования приложения №8 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Рекик А.С. не нарушены, оснований для признания подписей избирателей в подписных листах недействительными и в связи с этим незаконным решения избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования в г Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное о регистрации кандидата Рекик А.С. не имеется.
Оценив доводы сторон, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение принято избирательной комиссией внутригородского Муниципального образования в г Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное в соответствии с требованиями избирательного законодательства, принцип равенства кандидатов и прав административного истца не нарушает, в связи с чем и отсутствуют какие –либо правовые основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного заявления Толмачеву П.К. к Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования в г Москве Муниципального округа Орехово-Борисово Северное об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное в г. Москве по многомандатному избирательному округу № 1 Рекик А.С.- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение 5 дней.
Судья О.В. Шумова