Дело № 2-2019/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 25 ноября 2013 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора ФИО1,
представителя ответчика - администрации <...> ФИО3,
при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <...> края о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Соликамский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <...> края о возложении обязанности совершить определенные действия, указывая, что Соликамской городской прокуратурой в соответствии с заданием первого заместителя Генерального прокурора РФ от <дата> № «О проведении проверки исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины» была проведена проверка в Соликамском городском округе, в ходе которой установлено, что в муниципальной собственности Соликамского городского округа находятся городские леса площадью <данные изъяты> По целевому назначению указанный лес является защитным, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Отношения, связанные с использованием, охраной, защитой воспроизводством городских лесов, расположенных в границах Соликамского городского округа, регламентированы Положением о городских лесах, расположенных в границах Соликамского городского округа, утвержденного решением Соликамской городской Думы от 25.03.2009 года № 562. В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 данного Положения к полномочиям администрации <...> относится владение, пользование, разработка лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, находящихся в муниципальной собственности Соликамского городского округа и т.д. Утверждение лесохозяйственного регламента относится к полномочиям Соликамского городской Думы (п. 2.1.8 Положения). Однако по состоянию на <дата> администрацией <...> края не разработан в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент в отношении земельных участков под городскими лесами, на территории <...> отсутствует лесничество и (или) лесопарк. В 2011 году Пермским филиалом ФГУП «Рослесинфорг» на основании муниципального контракта от <дата> № 1, заключенного с МУ «Управление по охране окружающей среды и природопользованию <...>» разработан лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов. Однако, администрацией <...> полномочия по разработке лесохозяйственного регламента в МУ «Управление по охране окружающей среды и природопользованию <...>» переданы не были. Указанный регламент разработан без выдела на городских лесах лесничеств и лесопарков. Разработка указанного регламента относится к полномочиям органов местного самоуправления. Отсутствие лесохозяйственного регламента, разработанного в установленном законом порядке, и отсутствии на территории <...> лесничества и (или) лесопарка не позволяет органам местного самоуправления реализовать полномочия, предусмотренные Лесным кодексом РФ, препятствует рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных в границе городского округа.
Соликамский городской прокурор просит возложить на администрацию <...> обязанность разработать в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент в отношении земельных участков под городскими лесами и направить для утверждения в Соликамскую городскую Думу. Срок исполнения установить до <дата> года.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на иске настаивает по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика – администрации <...> ФИО3, действующий на основании доверенности, с иском не согласен по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которых в соответствии с положениями ст. 23 Лесного кодекса РФ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются на землях лесного фонда, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Согласно п. 4 данной статьи, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов может осуществляться только в отношении лесничеств и лесопарков. В силу п.п. 32 ст. 81 Лесного кодекса РФ, в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений входит, в том числе, установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества. Пунктом 5 ст. 23 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 5.5. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года № 736, указанные функции возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). В соответствии с п.п.1.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых распложены городские леса. Полагает, что стадии разработки и утверждения муниципальным образованием лесохозяйственного регламента должна предшествовать стадия образования Рослесхозом на базе городских лесов лесничеств и лесопарков. Между тем, в настоящее время леса Соликамского городского округа статуса лесничества (лесопарка) не имеют, что исключает для муниципального образования возможность для разработки и утверждения лесохозяйственного регламента в отношении лесов названной категории <данные изъяты>
Третье лицо – Федеральное агентство лесного хозяйства явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого против удовлетворения исковых требований представитель не возражает, поскольку согласно положениям Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений относится, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов. Разработка и утверждение лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) в городских лесах должны осуществляться после установления его границ Федеральным агентством лесного хозяйства. Для создания и организации лесничества на землях населенных пунктов, занятых городскими лесами, необходимо представить в Федеральное агентство лесного хозяйства копии материалом лесоустройства, утвержденные в установленном порядке (лесоустроительные планшеты и планы лесонасаждений), копии решения уполномоченного органа государственной власти об установлении черты населенного пункта и другие правоустанавливающие документы <данные изъяты>
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В судебном заседании установлено, что в муниципальной собственности Соликамского городского округа находятся городские леса площадью <данные изъяты>, по целевому назначению – защитные леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
Отношения, связанные с использованием, охраной, зашитой, воспроизводством городских лесов, расположенных в границах Соликамского городского округа, регламентируются Положением о городских лесах, расположенных в границах Соликамского городского округа, утвержденным решением Соликамской городской Думы от 25.03.2009 года № 562.
В соответствии с п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 данного Положения к полномочиям администрации <...> относится владение, пользование, распоряжение лесными участками в пределах своих полномочий, разработка лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, находящихся в муниципальной собственности Соликамского городского округа. Утверждение лесохозяйственного регламента относится к полномочиям Соликамской городской Думы (п. 2.1.8 Положения).
В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются, в том числе, и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5.5. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 736, установление границ лесничеств (лесопарков), независимо от категории земель, на которой расположены леса, относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим законом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая приведенные выше нормы закона, а равно то, что на день рассмотрения дела по существу администрацией <...> лесоустройство на землях Соликамского городского округа не проведено, что не опровергается представителем ответчика, доказательств наличия лесничеств, лесопарка, в отношении которых прокурор просит возложить обязанность разработать лесохозяйственный регламент, в судебное заседание не представлено, в связи с чем правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Довод представителя ответчика о том, что без образования на территории Соликамского городского округа лесничества (лесопарка) обязанность по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента не может быть возложена на органы местного самоуправления, суд считает обоснованным, поскольку разработка и утверждение лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) является заключительным этапом работы, до его утверждения необходимо определиться с принадлежностью лесов, обозначить границы, утвердить приказом уполномоченного органа - Федерального агентства лесного хозяйства.
Судом установлено, что в 2011 администрацией <...> края в лице Управления по охране окружающей среда и природопользованию <...> разработан в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент в отношении земельных участков под городскими лесами Соликамского городского округа, однако данный регламент не утвержден Соликамской городской Думой в виду отсутствия на территории <...> лесничеств и (или) лесопарка.
Довод ответчика о том, что до разработки и утверждения лесохозяйственного регламента необходимо создание лесничеств и (или) лесопарка соответствует предложениям Председателя контрольно-счетной палаты Соликамского городского округа, содержащимся в отчете по результатам проверки использования средств местного бюджета, выделенных в 2012 года по ГРБС «ОМС Администрация <...>» на лесоохранные и лесовосстановительные мероприятия от <дата> <данные изъяты>
В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Соликамского городского прокурора не основаны на законе, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <...> края о возложении обязанности разработать в установленном порядке лесохозяйственный регламент в отношении земельных участков под городскими лесами и направить на утверждение в Соликамскую городскую Думу отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд <...> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме <дата>.
Судья Н.В.Рублева