Дело № 12-243/2021
УИДRS0003-01-2021-003915-41
РЕШЕНИЕ
18 августа 2021 г. Ставрополь
Судья Октябрьского районного суда <адрес> края ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Филимонов В.С. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонов В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ Филимонов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением Филимонов В.С. подал жалобу, в которой указал, что ООО «СХП «Победа» получила в Управлении по недропользованию по <адрес> лицензию на право пользования недрами серии СТВ № ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.1. раздела 4 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии СТВ № ВЭ (далее - лицензионное соглашение), пользователю недр предоставлено исключительное право на добычу подземных вод на лицензированных участках. При этом из предмета лицензионного соглашения не следует, на какую именно воду (питьевую или техническую) предоставлено исключительное право на добычу. В свою очередь, на лицензированном участке находятся тринадцать скважин со следующими номерами 30-рэ, 1705, 1957, 2035, 302-Д, 1248, 1256, 1256-А, 1403, 1529, 1769, 2033, 2072. Из них, скважины №№-Д, 1248, 1256, 1256-А, 1403, 1529, 1769, 2033, 2072 выведены из эксплуатации, их эксплуатация на данный момент экономически не эффективна. В целях сохранения санитарно-технического состояния водозаборных сооружений, а также исключения попадания загрязнений с поверхности в верхнесарматский водоносный горизонт, Обществом принято решение о переводе водозаборных сооружения в режим консервации. Общество реализует своё право на добычу подземных вод на лицензированном участке только в скважинах №№-рэ, 1705, 1957, 2035. ДД.ММ.ГГГГ Обществом получено заключение экспертной комиссии Федерального бюджетного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (Северо-Кавказского филиала ФБУ «ГКЗ» <адрес>) из которого в том числе следует: «... что воды из указанных скважин на лицензионных участках ООО «Победа» не соответствуют требованиям к питьевым водам по величине общей минерализации и жёсткости» (абз. 6 стр. 4). На основании данного заключения, авторской справки, заключения эксперта ФИО4, заключения эксперта ФИО5 было проведено заседание территориальной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (ТКЗ) при Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) по результатам которого ТКЗ Кавказнедра постановил: «3.1. Утвердить заключение экспертной комиссии Северо-Кавказского филиала ФБУ «ГКЗ» о результатах оценки запасов технических подземных вод Ладовско-Балковского участка, расположенного в с. ФИО1 <адрес>, представленных ООО «Победа». 3.2. Именовать лицензионный участок технических подземных вод, разведанный в Егорлыкском артезианском бассейне (Азово-Кубанский артезианский бассейн II порядка) и расположенный в с. ФИО1 <адрес>, в соответствии с местоположением и Методическими рекомендациями Роснедра (2010г.), - Ладовско-Балковским участком технических подземных вод (УТПВ)». Таким образом, после полного изучения качества подземных вод на лицензированном участке эксперты пришли к выводу, что запасы подземных вод могут быть приняты только для технического водоснабжения. Во исполнение требований пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения ООО «Победа» составлен, согласован начальником департамента по недропользованию Северо-<адрес> и утверждён генеральным директором ООО «Победа» проект водозабора Ладовско-Балковского участка технических подземных вод ООО «Победа» в с. ФИО1 <адрес>. Проект мониторинга подземных вод, проведена геологическая экспертиза. Соблюдая требования пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения и исходя из целевого использования подземных вод на участках недропользования ООО «Победа» оборудовало: скважину №-рэ кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 215,0-222,0 м и 230,0-256,0 м. Данная скважина имеет двухколонную конструкцию, минимальная глубина посадки эксплуатационной колонны, обеспечивающей спуск насоса ЭЦВ 6- 10-110 с производительностью 10 м3/час (производительность обеспечивающая потребность при периодическом включении насоса) составляет 110,0м при глубине «головы» фильтровой колонны 120 м. Оборудована водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 60,0x60,0 м, ограждение в виде металлических столбов с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов; скважину № кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 190,1-200,2 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 30,0x30,0 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов; скважина № кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 216,0-223,0 м и 231,0-255,0 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 30,0x30,0 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов; скважину № кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 127 мм в интервале 231,6-237,0 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму прямоугольника 30,0Х60,0 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов, что соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. Согласно требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. зоны санитарной охраны артезианских скважин обустроены: имеются ограждения, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устья скважин расположены в бетонных колодцах, оборудованных металлическим люком. На территории расположения скважин отсутствуют посторонние строения, коммуникации, свалки, пахотные земли и другие источники загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов. Соблюдаются все мероприятия для сохранения постоянства природного состава воды в водозаборе путём предупреждения возможности её загрязнения. Ухудшение качества подземных вод на эксплуатируемых артезианских скважинах зафиксировано не было. Ущерба окружающей среде, загрязнения подземных вод причинено не было. Добыча подземных вод на эксплуатируемых водозаборных скважинах осуществляется только для обеспечения технических нужд предприятия. Пользование недрами по имеющемуся только техническому водоснабжению осуществляется Обществом в соответствии с Лицензией СТВ 01057 ВЭ. Добыча питьевой воды для водоснабжения населения Обществом не осуществляется, в виду отсутствия таковой на лицензионном участке. Фактов добычи и использования питьевой воды для водоснабжения населения проверкой также не установлено. В оспариваемом постановлении имеются указания на положения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, которые не применимы к воде, предназначенной для технических целей. Так, из текста Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения»» следует, что распространяется оно на зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения (2.1.4. питьевая вода и водоснабжение населённых пунктов). СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. На лицензированном участке водоснабжение и водопроводы питьевого назначения отсутствуют, качество добываемой подземной воды пригодно для технического водоснабжения. В связи с отсутствием на эксплуатируемых скважинах источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, возможности разработать проект ЗОС с мониторингом подземных вод питьевой воды, провести его геологическую экспертизу и в дальнейшем согласовать не имелось. Однако, не принимая во внимание предоставленные Обществом и Заявителем письменные пояснения, с документированным подтверждением, ссылаясь на нормы права, не подлежащие применению, в отсутствие события и состава административного правонарушения, проверяющий орган пришёл к выводу, что должностное лицо - проект-менеджер Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» Филимонов В.С. в нарушение своих должностных обязанностей, требований подпункта 10 статьи 22 Закона № и пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения, не выполнило его условия, а именно: проект ЗСО с планом мероприятий на эксплуатируемые скважины не разработало, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не получило. Просит суд признать незаконным Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, о привлечении должностного лица - проект-менеджера Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» Филимонов В.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В судебное заседание Филимонов В.С., извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания не явился, получение судебного извещения подтверждается почтовым идентификатором 35504861578273, обеспечил явку своего представителя в судебном заседании.
Представитель Филимонов В.С. по доверенности ФИО6 в судебном заседании, доводы жалобы поддержала, просила постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать по доводам изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы Филимонов В.С., выслушав представителей, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее – КоАП РФ) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании установлено, что ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена соответствующая запись, присвоен государственный регистрационный №.
ООО «СХП «Победа» состоит на налоговом учете по месту нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, ИНН/КПП 2611008590/261101001.
Основным видом экономической деятельности ООО «СХП «Победа» является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (ОКВЭД 01.11).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «СХП «Победа» является правопреемником ООО «Победа» (ОГРН 1072644000428, ИНН 2611008180), прекратившим свое существование в форме присоединения к ООО «СХП «ПОБЕДА».
В силу положений части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
ООО «Победа» (ОГРН 1072644000428, ИНН 2611008180) в Управлении по недропользованию по <адрес> получена лицензия на право пользования недрами серии СТВ № ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого снабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия лицензии установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям лицензионного соглашения на право пользования недрами, являющегося неотъемлемой частью лицензии СТВ № ВЭ (Приложение №), Пользователь недр обязан:
пункт 6.16, а именно: соблюдать установленный режим использования зон санитарной охраны строгого режима скважин №-рэ, №-Д, №, №, №а, №, №, №, №, №, №, № и № в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Из положений пункта 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02), следует, что зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4. 1110-02 определено, что зоны санитарной
охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (п. 1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно статье 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что ООО «СХП «Победа» в нарушение требований подпункта 10 статьи 22 Закона № и пунктами 6.16, 6.1 Лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, условия лицензионного соглашения не выполнило, а именно: проект ЗСО с планом мероприятий на эксплуатируемые скважины не разработало, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не получило.
Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 58 ГК РФ ООО «СХП «Победа» с момента государственной регистрации лицензии, по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось пользование недрами (в том числе добыча подземных вод) с нарушением условий, определённых пунктами 6.16, 6.1 Лицензионного соглашения.
В соответствии с пунктом 1.5 рабочей инструкции проект-менеджера ООО «СХП «Победа», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «СХП «Победа» ФИО8, проект-менеджер несет ответственность за подготовку документов на пользование водными ресурсами и поддержание скважин в рабочем состоянии. На данной должности в соответствии с приказом начальника генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ №с-54п «О переводе работника на другую работу» состоит Филимонов В.С..
В силу ст. 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы Заявителя о том, что из предмета лицензионного соглашения к лицензии СТВ № ВЭ не следует, на какую именно воду (питьевую или техническую) предоставлено исключительное право на добычу не соответствует действительности, так как в самой лицензии и в данном соглашении указано, что недропользователю предоставляется право на пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности.
В своем заявлении должностное лицо - проект - менеджер ООО «СХП «Победа» Филимонов В.С. сообщает, что из 13 скважин, расположенных на лицензионном участке, добыча ведется только в 4 скважинах №№-рэ, №, №, №. При этом документы, подтверждающие факт консервации остальных скважин, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении предприятием не предоставлялись.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного по делу решения, не допущено.
При назначении наказания должностное лицо учло данные о должностном лице, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Филимонов В.С. в соответствии с требованиями Кодекса об Административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
жалобу Филимонов В.С. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонов В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - оставить без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонов В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - оставить без изменения
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО9