Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-304/2021 (2-1864/2020;) ~ М-2463/2020 от 23.12.2020

                                                               Дело № 2-304/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2021 года                                                        город Елизово, Камчатский край

           Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                 Конышевой Я.А.,

при секретаре                         Палаткиной М.А.,

с участием представителя ответчика Лобовой Е.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дразе Татьяны Валерьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности,

установил:

Дразе Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) (далее – Управление пенсионного фонда, ответчик) с учетом дополнений и уточнений, в котором просила признать незаконным и отменить решение от 28 сентября 2020 года № 2263 об отказе в досрочном назначении пенсии и обязать ответчика принять решение о досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях.

В обоснование иска истец ссылается на то, что 19 марта 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии на основании п.п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 28 сентября 2020 года ответчик решением № 2263 отказал в досрочном назначении страховой пенсии, не зачел в специальный стаж время нахождения на курсах повышении квалификации, а именно: с 05.11 2007 года по 07 ноября 2007 года; с 11 марта 2008 года по 15 марта 2008 года; с 07 апреля 2008 года по 10 апреля 2008 года; с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года; с 09 декабря 2013 года по 14 декабря 2013 года; с 16 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года, тогда как исключение из специального стажа этих периодов противоречит действующему законодательству, поскольку периоды нахождения на учебе являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления. Также полагает незаконным не включение в её специальный стаж периода работы в сфере просвещения с 01 октября 1993 года по 07 декабря 1999 года, поскольку фактически она с 01 октября 1993 года исполняла обязанности педагога-организатора, так как структура пионервожатых в общеобразовательных учреждениях прекратила своё существование ввиду политических изменений в общественном строе государства, а также не включение в специальный стаж период работы в Мильковской средней школе № 2 Камчатского края с 01 сентября 2017 года по 28 сентября 2018 года.

В судебном заседании истец не участвовал, о времени и месте рассмотрения иска извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Лобова Е.Я. исковые требования не признала в полном объеме по изложенным в письменных возражениях на иск, полагала, что решение пенсионного органа в части не включения в специальный стаж периодов работы и времени нахождения на курсах повышения квалификации является законным и обоснованным. Дополнительно суду пояснила, что период работы истца в Мильковской средней школе № 2 Камчатского края с 01 сентября 2017 года по день обращения за назначением пенсии включен в специальный стаж истца, что следует из материалов выплатного дела и данных о стаже.

На основании ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем, с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона № 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н (далее - Правила № 884н), граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

В силу пункта 23 Правил № 884н решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Пенсионное законодательство РФ предусматривает обязательное соблюдение определенной процедуры назначения гражданам страховой пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого в соответствующей части с 01 января 2015 года в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Положениями подпункта "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Аналогичная позиция содержится в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дразе Т.В. 19 марта 2020 года обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от 28 сентября 2020 года истцу отказано в досрочном назначении пенсии на основании в соответствии с п.п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, поскольку педагогический стаж работы истца составил 22 года 4 месяцев 17 дней. В педагогический стаж не включено время нахождения Дразе Т.В. на курсах повышения квалификации в период с 05.11 2007 года по 07 ноября 2007 года; с 11 марта 2008 года по 15 марта 2008 года; с 07 апреля 2008 года по 10 апреля 2008 года; с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года; с 09 декабря 2013 года по 14 декабря 2013 года; с 16 апреля 2014 года по 25 апреля 2014, а также период работы в должности старшей пионервожатой с 01 октября 1993 года по 06 декабря 1999 года. Также несмотря на указание, что период работы истца с 27 августа 2017 года по 27 августа 2018 года не подлежит зачету в страховой и педагогический стаж, фактически данный стаж был учтет ответчиком при подсчете как страхового, так и педагогического стажа с 01 сентября 2017 года по день обращения с заявлением о назначении пенсии -18 марта 2020 года, что следует из таблицы (л.д.8-9).

Учитывая, что период работы истца в Мильковской средней школе № 2 Камчатского края с 01 сентября 2017 года по 28 сентября 2018 года учтен ответчиком при подсчете педагогического и страхового стажа, что следует как из таблицы, приведенной в решении об отказе в установлении пенсии, так и из материалов выплатного дела, оснований для рассмотрения требований истца в данной части суд не усматривает.

Разрешая требования истца в части возложения на ответчика обязанности по включению в педагогический стаж истца периода работы в должности старшей пионервожатой с 01 октября 1993 года по 06 декабря 1999 года суд приходит к следующему.

Так, для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года.

В разделе "Наименование должностей" Списка должность вожатой (старшей вожатой) не указана.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Однако, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 г.

С учетом анализа приведенных правовых норм суд приходит к выводу, что законодательство, действовавшее до 01 октября 1993 года, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых. В то же время после 01 октября 1993 года пенсионное законодательство, вопреки позиции истицы, не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности вожатых, пионерских вожатых, (старших вожатых), соответственно решение пенсионного органа в части не включения в педагогический стаж истца периода работы в должности старшей пионервожатой с 01 октября 1993 года по 06 декабря 1999 года является законным и обоснованным.

Вместе с тем, суд не может согласиться с отказом ответчика по не включению в педагогический стаж истца периода нахождения её на курсах повышения квалификации с    05.11 2007 года по 07 ноября 2007 года; с 11 марта 2008 года по 15 марта 2008 года; с 07 апреля 2008 года по 10 апреля 2008 года; с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года; с 09 декабря 2013 года по 14 декабря 2013 года; с 16 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года.

В судебном заседании и из материалов выплатного дела, справки от 24 сентября 2019 года № 805 следует, что Дразе Т.В. находилась на курсах повышения квалификации в указанные выше периоды.

Согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника в силу действующего законодательства (ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), истец направлен на курсы повышения квалификации работодателем, в период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось место работы, средняя заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд, что соответствует положениям ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в силу ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, такие периоды сопряжены с работой, дающей право на досрочное назначение пенсии, а соответственно указанные периоды подлежат включению в специальный стаж и решение пенсионного органа в данной части является незаконным.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению и в педагогический стаж подлежат включению периоды нахождения Дразе Т.В. на курсах повышения квалификации, в связи с чем решение пенсионного органа от 28 сентября 2020 года № 2263 в данной части является незаконным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дразе Татьяны Валерьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) о признании незаконным решения от 28 сентября 2020 года № 2263 - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) от 28 сентября 2020 года № 2263 в части не включения в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 05.11 2007 года по 07 ноября 2007 года; с 11 марта 2008 года по 15 марта 2008 года; с 07 апреля 2008 года по 10 апреля 2008 года; с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года; с 09 декабря 2013 года по 14 декабря 2013 года; с 16 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) включить в специальный (педагогический) стаж работы Дразе Татьяны Валерьевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды с 05.11 2007 года по 07 ноября 2007 года; с 11 марта 2008 года по 15 марта 2008 года; с 07 апреля 2008 года по 10 апреля 2008 года; с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года; с 09 декабря 2013 года по 14 декабря 2013 года; с 16 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года.

В удовлетворении требований Дразе Татьяны Валерьевны в части признания решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) от 28 сентября 2020 года № 2263 незаконным и возложении обязанности включения в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода с 01 октября 1993 года по 07 декабря 1999 года -отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления мотивированного решения, то есть с 17 февраля 2021 года.

Судья                                                                                                     Я.А. Конышева

2-304/2021 (2-1864/2020;) ~ М-2463/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дразе Татьяна Валерьевна
Ответчики
ПФ РФ ГУУПФ РФ в Елизовском районе Камчатского края
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Конышева Яна Александровна
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
23.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2021Дело оформлено
25.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее