Дело № 2-1126/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 29 июля 2015 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.А.,
при секретаре Пилипенко А.С.,
с участием истицы Хандошко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хандошко ФИО7 к Управлению социальной защиты населения администрации г. Енисейска, Муниципальному образованию г. Енисейск в лице финансового управления г. Енисейска, Енисейскому городскому Совету депутатов о взыскании денежной суммы и возложении обязанности возобновить выплату муниципальной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Хандошко В.С. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Управлению социальной защиты населения администрации г. Енисейска, Муниципальному образованию г. Енисейск в лице финансового управления г. Енисейска, Енисейскому городскому Совету депутатов о взыскании денежной суммы и возложении обязанности возобновить выплату муниципальной пенсии.
Свои требования мотивировала тем, что до выхода на пенсию по старости она занимала должность муниципальной службы, имела необходимый для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет стаж работы, в связи с выходом на пенсию прекратила муниципальную службу и до 1 февраля 2015 г. в соответствии с п. 2.2 раздела 2 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Енисейске, получала минимальную муниципальную пенсию. С принятием Енисейским городским Советом депутатов решения от 27 апреля 2011 г. № 14-127, исключившего из п. 2.2 указанного Положения второго абзаца, выплаты были незаконно прекращены с 1 февраля 2015 г. Ссылаясь на незаконность прекращения выплаты муниципальной пенсии, истец просит взыскать с Управления социальной защиты населения администрации г. Енисейска недополученную муниципальную пенсию за период с февраля 2015 г. по июнь 2015 г. в сумме 5000 руб. (из расчета 1000 руб. в месяц), возложить на Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска обязанность возобновить выплату муниципальной пенсии в размере 1 000 руб. ежемесячно, начиная с 1 июля 2015 г., вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета.
В судебном заседании истец Хандошко В.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, и.о. руководителя Управления Шмидт Д.Н. обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Ответчик Муниципальное образование г. Енисейск в лице финансового управления г. Енисейска о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, руководитель финансового управления Исмагилов Ш.Г. обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Енисейский городской Совет депутатов о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представитель Добрицкая Н.В. в суд не явилась, обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Третье лицо Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Енисейске и Енисейском районе о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истицы Хандошко В.С., суд приходит к следующему.
Статья 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает для муниципальных служащих гарантию в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение в силу требований ст. 72 Конституции РФ и п. 1 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Пенсионное обеспечение муниципального служащего на территории Красноярского края регламентируется ст. 9 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 г. № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Согласно данной норме муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы в ряде случаев, в том числе и при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию, при переводе на другую работу после достижения пенсионного возраста. Непрерывная продолжительность муниципальной службы перед увольнением по одному из названных оснований должна составлять не менее 12 месяцев.
Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору муниципального служащего, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, исходя из месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Из содержания п. 3 ст. 9 Закона очевидно, что при этом во всех муниципальных образованиях края пенсия за выслугу лет может устанавливаться только при определенных условиях:
- наличии не менее 15 лет стажа муниципальной службы (а до внесения изменений Законом Красноярского края от 25 ноября 2010 г. № 11-5335, т.е. до 1 января 2011 г. - при наличии 12,5 лет стажа у мужчин и 10 лет – у женщин),
- в размере не более 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер пенсии за выслугу лет может увеличиваться не более чем на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего края за каждый полный год стажа муниципальной службы, свыше установленной настоящей статьей продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания,
- размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки за работу на территории с особыми климатическими условиями по замещавшимся должностям муниципальной службы.
Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных настоящей статьей, при увеличении в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы, а также при изменении размера трудовой пенсии, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет. При этом размер пенсии за выслугу лет пересчитывается со сроков, установленных для изменения трудовой пенсии или изменения денежного содержания.
По смыслу изложенного, при перерасчете пенсии по выслуге лет ее размер может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, либо разница между пенсией по выслуге лет и пенсией по старости окажется «нулевой», что обусловлено мерами по увеличению размера пенсий по старости, выплачиваемых в Российской Федерации. В целях социальной защищенности пенсионеров в соответствии с положениями ст. 2 Закона Красноярского края от 25 ноября 2010 г. № 11-5335 «О внесении изменений в Закон края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», в случае уменьшения размера пенсии либо в случае, когда разница станет «нулевой», пенсия за выслугу лет должна быть сохранена и подлежит выплате в прежнем объеме.
При этом в рассматриваемом случае речь идет не о сохранении прежнего размера муниципальной пенсии, а о сохранении некой социальной гарантии - минимальной муниципальной пенсии, установленной в муниципальном образовании г. Енисейск в соответствии с решениями главы города, а затем и решением Енисейского городского Совета депутатов.
Между тем, анализ всех редакций Закона Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» позволяет сделать вывод о том, что в него никогда не включалось понятие «минимальная муниципальная пенсия» и соответственно не определялся размер таких выплат.
Абзацем вторым п. 2.2 раздела 2 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Енисейске, утвержденного решением Енисейского городского Совета депутатов от 9 сентября 2009 г. № 61-427, определено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 3 938 руб., что, по сути, означало, что в любом случае, даже при так называемой «нулевой» разнице между пенсией по старости и пенсией по выслуге лет муниципальному служащему, имеющему право на получение муниципальной пенсии по выслуге лет, будет выплачиваться указанная сумма.
Между тем, размер муниципальной пенсии по старости на территории Красноярского края определяется в соответствии со ст. 9 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 г. № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться лишь условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет. Установление на территории того или иного муниципального образования размера пенсии за выслугу лет, каких-либо доплат к ней в большем размере, чем определено краевым нормативным актом, возможно, но лишь в том случае, если муниципальное образование обладает достаточными к тому собственными финансовыми средствами.
Этот вывод суда основан на положениях ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Согласно данной норме органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств за исключением межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Доходная часть бюджета г. Енисейска на протяжении многих лет состоит из межбюджетных трансфертов.
Енисейский городской Совет депутатов при включении 9 сентября 2009 г. в Положение о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Енисейске нормы (абзаца второго п. 2.2), установившей больший размер таких выплат, чем в целом по краю, вышел за пределы своих полномочий и принял незаконное решение.
Решением Енисейского городского Совета депутатов от 27 апреля 2011 г. № 14-127 в подпункте 2.2. пункта 2 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Енисейске, утвержденного решением Енисейского городского Совета депутатов от 9 сентября 2009 г. № 61-427, абзац второй был исключен.
Исключение из Положения нормы, позволяющей производить такие незаконные выплаты, следует рассматривать как приведение нормативного акта в соответствие с действующим краевым нормативным актом, имеющим в данном случае большую юридическую силу.
Оценка законности решения Енисейского городского Совета депутатов от 27 апреля 2011 г. № 14-127 дана Енисейским районным судом при рассмотрении требований Осипенковой и др. В удовлетворении требований было отказано, решение суда от 15 декабря 2011 г. вступило в законную силу.
Как установлено в судебном заседании, Хандошко В.С. стала получателем пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста, занимала должности муниципальной службы и имела необходимый на момент выхода на пенсию стаж муниципальной службы. Назначенная истице пенсия по старости превышала размер ее муниципальной пенсии за выслугу лет, в связи с чем до 1 февраля 2015 г. Хандошко В.С. получала через УСЗН ежемесячно муниципальную пенсию в различных размерах.
Прекращение выплат с 1 февраля 2015 г. связано с внесением изменений в упомянутое Положение решением Енисейского городского Совета депутатов от 27 апреля 2011 г. № 14-127, исключившим из п. 2.2 раздела 2 Положения абзац второй.
Однако полное прекращение истице с 1 февраля 2015 г. выплаты пенсии за выслугу лет следует признать неправильным исходя из следующего.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение гражданских служащих в Красноярском крае регламентируется ст. 11.1 Закона Красноярского края от 20 декабря 2005 г. № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края». Статья 11.1 введена в упомянутый закон 26 июня 2008 г. Законом Красноярского края № 6-1830. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим должности гражданской службы, идентичны условиям назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим должности муниципальной службы в Красноярском крае, с той лишь разницей, что лица, получавшие пенсию за выслугу лет, занимавшие должности гражданской службы, в соответствии со вторым абзацем п. 4 ст. 11.1 имели право с момента ее введения на получение минимального размера пенсии за выслугу лет, которая при всех условиях не могла быть ниже 1 000 руб.
В настоящее время в связи с принятием Закона Красноярского края от 25 ноября 2010 г. № 11-5337 данный абзац исключен из п. 4 ст. 11.1. Таким образом, назначение выплаты минимального размера пенсии за выслугу лет более осуществляться не может.
Вместе с тем, согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 25 ноября 2010 г. № 11-5337, в случае если в результате перерасчета размера пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом размер уже назначенной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет подлежит уменьшению (в том числе в связи с отменой минимального размера пенсии за выслугу лет) либо право на пенсию за выслугу лет утрачивается, пенсия за выслугу лет сохраняется и выплачивается в прежнем размере.
Фактически это означает, что получатели пенсии за выслугу лет из числа бывших гражданских служащих края продолжат получение данной выплаты в размере 1 000 руб. в том случае, если размер их пенсии по старости превысит размер пенсии за выслугу лет.
По мнению суда, изложенные положения полностью распространяются и на получателей пенсии за выслугу лет из числа бывших муниципальных служащих, в том числе и истицу.
Таким образом, с 1 февраля 2015 г. Хандошко В.С. следовало сохранить выплату 1 000 руб. ежемесячно.
Исключение из Положения второго абзаца п. 2.2 не привело к утрате ею самого права на получение пенсии за выслугу лет.
В связи с этим выплату указанной суммы следует осуществлять вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета, связанного с увеличением в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы либо изменения размера трудовой пенсии по старости, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет Хандошко В.С. При любом перерасчете получаемая ежемесячно сумма не может быть для нее менее 1 000 руб.
Выплату следует осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск независимо от доли межбюджетных трансфертов.
В связи с необоснованным прекращением выплат минимального размера муниципальной пенсии за выслугу лет, начиная с 1 февраля 2015 г., образовалась задолженность перед истицей в размере 5 000 руб. (1 000 руб. х 5 месяцев с февраля 2015 г. по июнь 2015 г.), которая подлежит взысканию в пользу истицы.
Поскольку п. 3.4 Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Енисейске, обязанность по осуществлению расчетов (а следовательно и перерасчетов) выплат и самих выплат возложена на УСЗН администрации г. Енисейска, взыскание задолженности следует осуществить с указанного ответчика за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск. На УСЗН следует возложить обязанность по осуществлению выплат минимальной муниципальной пенсии Хандошко В.С. в размере не менее 1 000 руб. ежемесячно вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации г. Енисейска за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск в пользу Хандошко ФИО9 5 000 руб.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска осуществлять в пользу Хандошко ФИО8 выплату 1 000 руб. ежемесячно, начиная с 1 июля 2015 г., за счет средств бюджета муниципального образования город Енисейск.
Выплату указанной суммы осуществлять вплоть до ее возможного увеличения в результате перерасчета, связанного с увеличением в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы либо изменения размера трудовой пенсии по старости, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья А.А. Ефимов
Мотивированное решение составлено 30 июля 2015 г.