Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2014 года город Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области
В составе:
Председательствующего судьи: Гороховой О.В.
С участием прокурора: Ягодиной Ж.Е.
При секретаре: Квасовой М.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области Каширникова А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Калининский сельский совет признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов незаконным, о возложении обязанности в срок до 01 октября 2014 года провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Павловский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Калининский сельский совет признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов незаконным, о возложении обязанности в срок до 01 октября 2014 года провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов.
В обоснование иска указано.
Павловской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Павловского района.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12. 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции- это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ « О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами- в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст.4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах ( проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Согласно ч.3 ст.7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов ( проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов.
Решением сельского Совета муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образовании Калининский сельсовет и их проектов.
Согласно п.1.2 указанного Порядка антикоррупционная экспертизы проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет, подведомственных им учреждений и предприятий, а также в деятельности лиц, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования Калининский сельсовет.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории муниципального образования Калининский сельсовет нормативно-правовых актов не проводится. Так, администрацией муниципального образования Калининский сельсовет антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов, принятых в 2014 году, не проводилась.
Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.
В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга.
Просит признать бездействие администрации муниципального образования Калининский сельский совет по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Калининский сельсовет в срок до 01 октября 2014 года провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, принятых за истекший период 2014 года.
В судебном заседании истец в лице Ягодиной Ж.Е. свои исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик представитель администрации МО Калининский сельсовет Кривдина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснения на иск изложены в отзыве, который приобщен к материалам гражданского дела.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы по делу, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.
В соответствии с п.38 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
«К вопросам местного значения городского поселения относятся:
…осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статьи 2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В силу пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Проведение такой экспертизы закрепляется для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.
Согласно статье 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона.
Требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов" носят для органа местного самоуправления не рекомендательный, а обязательный характер.
Частью 3 ст.7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов.
Судом установлено, что в рамках реализации указанного полномочия Решением сельского Совета муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области №12 от 18.02.2010 г. был утвержден «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет и их проектов».
В соответствии с п.2.1 указанного порядка:
«Антикоррупционной экспертизе подлежат правовые акты:
1) регулирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления (муниципальных служащих) муниципального образования Калининский сельсовет во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий;
2) утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных муниципальных функций:
3) связанные с формированием, утверждением, исполнением местного бюджета и распределением бюджетных средств;
4) связанные с управлением муниципальной собственностью и приватизацией;
5) связанные с размещением муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования:
6) регламентирующие осуществление полномочий подведомственных учреждений и предприятии».
Павловский городской прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Калининский сельский совет Павловского района Нижегородской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, принятых за истекший 2014 года, в срок до 01 октября 2014 года. При этом Павловским городским прокурором в материалы дела представлен ответ на запрос, полученный Павловской городской прокуратурой от Администрации муниципального образования Калининский сельский совет Павловского района Нижегородской области, за исх. №241 от 11.06.2014г., в п.2 которого указано, что «антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов муниципального образования за истекший период 2014 года не проводилось». В связи с этим Павловский городской прокурор полагает, что администрацией Калининского сельсовета нарушены требования Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Судом установлено, что в соответствии с разделом 3 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет и их проектов предусмотрено, что:
«Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится по решению главы местного самоуправления, председателя сельского Совета.
Решение о проведений антикоррупционной экспертизы соответствующих правовых актов принимается на основании поступивших в адрес органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет письменных обращений органов государственной власти, иных государственных органов, граждан и организаций с информацией о возможной коррупциогенности указанных актов, полученной по результатам анализа практики их правоприменения.
Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится уполномоченным органом (должностным лицом), определенным распоряжением главы местного самоуправления муниципального образования».
В материалах дела имеется письмо, адресованное Главой местного самоуправления Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области Постновым А.Я. Павловскому городскому прокурору, в котором указывается, что «за истекший период 2014 года в адрес органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет письменных обращений органов государственной власти, иных государственных органов, граждан и организаций с информацией о возможной коррупциогенности нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов муниципального образования не поступало».
С учетом изложенного суд считает, что требования прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования Калининский сельский совет Павловского района Нижегородской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, принятых за истекший период 2014г., необоснованны и удовлетворению не подлежат.
В пункте 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо установлено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
То обстоятельство, что в соответствии со ст. 9.1 Закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре" на прокуроров возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов не исключает и не подменяет обязанность представительных органов местного самоуправления проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов, возложенную на них Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Вместе с тем, судом установлено также, что вышеуказанным порядком предусмотрено, кроме того, проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов.
В частности разделом 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет и их проектов установлено, что:
«4.1. Должностное лицо органов местного самоуправления при разработке проекта правого акта организует и проводит первичный анализ коррупциогенности проекта правового акта с целью выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в его тексте. Результатом анализа коррупциогенности проекта правового акта при его разработке является вывод об отсутствии в проекте коррупциогенных норм, содержащийся в пояснительной записке, оформленной должностным лицом органов местного самоуправления, его разработавшим.
4.2. Проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет, регулирующих контрольно-разрешительные, регистрационные полномочия органов местного самоуправления (муниципальных служащих) муниципального образования Калининский сельсовет во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий, а также проекты нормативных правовых актов муниципального образования Калининский сельсовет, утверждающих административные регламенты оказания муниципальных услуг, государственных услуг и выполнения отдельных муниципальных услуг, подлежат обязательному направлению в уполномоченный орган (должностному лицу) для организации и проведения в соответствии с настоящим порядком антикоррупционной экспертизы.
4.3. В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в его тексте коррупционных норм не выявлено, уполномоченным органом (должностным лицом) в срок не более 7 дней осуществляется визирование проекта без составления заключения».
Однако суд учитывает, что нормами раздела 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Калининский сельсовет и их проектов четко установлена обязанность должностных лиц местного самоуправления Калининский сельсовет проводить первичный анализ правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных норм, по результатам чего на проекте ставится виза соответствующего должностного лица либо составляется заключение. Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств соблюдения вышеуказанных требований раздела 4 Порядка, а именно п.4.1. и п. 4.3., в части визирования проектов правовых актов, прошедших предварительный антикоррупционный анализ. С учетом изложенного суд считает, что требования Павловского городского прокурора подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействия администрации МО Калининский сельсовет по не проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов в части не выполнения п. 4.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Калининский Сельсовет и их проектов.
При этом суд считает необходимым обязать администрацию МО Калининский сельсовет провести антикоррупционную экспертизу в части выполнения п. 4.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Калининский Сельсовет и их проектов, утвержденного Решением сельского Совета от 18.02.2010 года № 5, в отношении правовых актов, указанных в п.2.1 Порядка, не вступивших в законную силу на момент рассмотрения дела, в срок до 01.10.2014 года.
Руководствуясь ст.194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. 4.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18.02.2010 ░░░░ № 5.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 4.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18.02.2010 ░░░░ № 5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. 2.1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.10.2014 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░