Дело №2-114/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кириллов 27 апреля 2011 года
Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Смирнова В.М., при секретаре Семеновой Л.В., с участием прокурора Игнатова А.В., представителя ответчика Афаныгиной В.Н., представителя третьего лица Моисеева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кирилловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кириллова об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кирилловского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кириллова, в котором просит обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности при содержании пожарных водоемов на территории города, обязать оборудовать территории г. Кириллова пожарным водопроводом и гидрантами в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, просил в целях обеспечения обязательных требований пожарной безопасности и соблюдения законных прав граждан на охрану жизни и здоровья обязать ответчика: 1). в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать подъезды шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров к имеющимся водоисточникам по адресу ..., ..., с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 14х14 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; водоисточники по адресу ..., ... привести в исправное состояние, почистить от ряски и травы, углубить, оборудовать подъезд для пожарной техники шириной не менее 6 метров, установить указатели направления движения; к водоисточнику по адресу ..., ... оборудовать подъезд, установить указатель его местонахождения; 2). В срок до ххх года оборудовать территории ... пожарным водопроводом или гидрантами, установленными на хозяйственно-питьевую водопроводную сеть.
Представитель ответчика – Администрации города Кириллова Афаныгина В.Н. заявленные исковые требования признала частично, не признав их по второму пункту в части оборудования пожарного водопровода и установки гидрантов, пояснив суду, что обустройство пожарного водопровода в срок, указанный прокурором, невозможно в связи с отсутствием в бюджете города денежных средств.
Представитель третьего лица – ОГПН по Кирилловскому району поддержал заявленные прокурором района требования, суду пояснил, что пожарные водоемы в городе содержаться в неудовлетворительном состоянии, при наличии естественных природных источников воды подъезды к ним практически отсутствуют. При этом Администрация города Кириллова бездействует, несмотря на неоднократно вынесенные в ее адрес предписания.
Проверив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
1 марта 2011 г. в прокуратуру района от начальника 7 отряда ФПС по Вологодской области поступило сообщение о том, что 28.02.2011 г. при тушении пожара в жилом доме по адресу: ..., ..., ... пожарные расчеты не смогли воспользоваться ни одним из пожарных водоемов, имевшихся вблизи указанного дома. Доступ к водоемам был не возможен в связи с отсутствием оборудованных подъездов к водоисточникам и отсутствием прорубей. В этой связи для водозабора пожарным расчетам пришлось воспользоваться водоисточником, расположенным в 2,5 км. от места пожара.
По данному факту прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией города Кириллова, в ходе которой установлено, что предписания отделения ГПН по Кирилловскому району УГПН ГУ МЧС России по Вологодской области длительное время не исполняются, в настоящее время на территории города отсутствуют пригодные для нужд пожаротушения водоисточники, отсутствуют подъезды к водоисточникам, отсутствует противопожарный водопровод.
Указанные факты представитель Администрации г. Кириллова не оспаривал.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статье 10 Закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть3).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора района, заявленное к администрации города Кириллова об устранении нарушений законодательства об обеспечении пожарной безопасности граждан города Кириллова являются обоснованными, в том числе в части сроков исполнения обязанности, и подлежат удовлетворению.
Суд принимает во внимание, что на территории города преобладают здания преимущественно из деревянных конструкций при высокой площади застройки, в связи с чем отсутствие водоисточников и подъездов к ним, а также их ненадлежащее содержание создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Доводы Администрации города о недостаточности бюджетных средств на указанные цели не могут быть приняты судом во внимание, так как это не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные прокурором Кирилловского района в интересах неопределенного круга лиц исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Кириллов:
- оборудовать территорию города Кириллова пожарным водопроводом или гидрантами, установленными на хозяйственно-питьевую водопроводную сеть в соответствии с требованиями пожарной безопасности, в срок до 1 августа 2011 года;
- оборудовать подъезды шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров к имеющемуся водоисточнику по ..., ..., с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 14 х 14 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; привести в исправность водоисточник по ..., ..., почистить его от ряски и травы, углубить, обеспечить запас воды, достаточный для нужд пожаротушения, оборудовать подъезд к нему шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров, установить соответствующие указатели направления движения и его местонахождения; оборудовать подъезд к водоисточнику по ..., ..., установить соответствующий указатель его местонахождения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Смирнова В.М.
Решение составлено: 3 мая 2011 года
Судья: Смирнова В.М.
Копия решения верна: судья Смирнова В.М.