Дело № 2-7588/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2016 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чеглаковой И.В. при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Петрозаводска к администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить определенные действия. Требования прокурора мотивированны тем, что Прокуратурой города проведена проверка по вопросу надлежащего содержания сетей водоотведения в районе многоквартирного жилого дома по <адрес>, и застройки многоквартирных жилых домов по программе расселения аварийного жилищного фонда по <адрес> в <адрес>. По результатам проверки установлено следующее. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2016 № А 26-4862/2015 по исковому заявлению ООО «ОнегоСтройСервис» на администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность по подаче в регистрационный орган заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества наружных сетей водоотведения в районе <адрес> в <адрес>: канализационной насосной станции, канализационных колодцев (от стены дома до КК- 1976). Вышеуказанным судебным решением установлено, что упомянутые в нем инженерные сети, в том числе и сеть водоотведения в районе <адрес>, являются бесхозяйным имуществом, подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйного и приему в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа. До настоящего времени решение Арбитражного суда РК от 13.01.2016 со стороны Администрации Петрозаводского городского округа исполнено не в полном объеме. Так, в ходе выездной проверки по обращению ООО «ОнегоСтройСервис» установлено, что участок сети водоотведения вблизи <адрес>, являющийся бесхозяйным имуществом, о постановке на учет которого Администрация Петрозаводского городского округа была обязана обратиться в регистрирующий орган, и обслуживание которого должна производить в силу закона - находится в аварийном состоянии. Канализационный колодец, расположенный между стеной <адрес> и пятном застройки многоквартирных домов, строящихся в рамках реализации региональной адресной Программы расселения аварийного жилищного фонда на 2015-2017 г.г.,- неисправен и переполнен сточными водами. Находящаяся в непосредственной близости канализационная насосная станция, предназначенная для обслуживания указанного участка канализационной сети, и также признанная судом бесхозяйным имуществом, находится в неисправном состоянии. Как установлено выездной проверкой прокуратуры города с участием представителя Администрации Петрозаводского городского округа в лице МКУ «Служба заказчика», представителя ООО «ОнегоСтройСервис»- по состоянию на 09.08.2016 авария на сети водоотведения до сих пор не ликвидирована. Учитывая изложенное Прокурор г. Петрозаводска просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 5 (пяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации аварии на сети водоотведения вблизи <адрес> в <адрес>: восстановить работу канализационной насосной станции и сети канализационных колодцев водоотведения от стены дома по <адрес> до наружной стены КК-1976; возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа до обнаружения собственника либо принятия указанного имущества в муниципальную собственность обязанность осуществлять содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения от стены дома по <адрес> до наружной стены КК-1976 (КНС, КК-184, КК- 1972, КК-1973, КК-1974, КК-1975, КК-2241, КК-2242, КК-2243, КК- 2244, КК-2245, КК-2246, КК-2050, КК-2051, КК-2052, КК-2053, КК- 2054).
В судебном заседании представитель Прокуратуры г. Петрозаводска Егорова Е.В. поддержала требования в полном объеме. Просила обратить к немедленному исполнению решение суда в части требования об обязании администрации ликвидировать аварию.
Представитель ответчика Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, строился Фондом государственного имущества, все разрешения на строительство организацией были получены. Администрация города не принимала участия в строительстве дома, а также в обслуживании и эксплуатации спорного объекта недвижимости, следовательно, администрация не должна нести ответственность за возникновение аварии на коммунальной сети.
Представитель третьего лица АО «ПКС-Водоканал» Зосим Я.Д., действующая на основании доверенности, вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Суд, заслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 3, 4, 25 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; организация благоустройства территории городского округа.
Аналогичные положения закреплены в ст. 14 Устава Петрозаводского городского округа.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петрозаводского городского совета от 03.06.2014 № 27/27-414 смотровые и дождеприемные колодцы, колодцы и люки подземных инженерных коммуникаций, тепловых, газовых и кабельных сетей, водопровода, канализации должны содержаться собственниками, владельцами соответствующих сетей или уполномоченными ими лицами в исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов.
Судом установлено, что Прокуратурой города проведена проверка по вопросу надлежащего содержания сетей водоотведения в районе многоквартирного жилого дома по <адрес>, и застройки многоквартирных жилых домов по программе расселения аварийного жилищного фонда по <адрес> в <адрес>. По результатам проверки установлено следующее. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2016 № А 26-4862/2015 по исковому заявлению ООО «ОнегоСтройСервис» на администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность по подаче в регистрационный орган заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества наружных сетей водоотведения в районе <адрес> в <адрес>: канализационной насосной станции, канализационных колодцев (от стены дома до КК- 1976). Вышеуказанным судебным решением установлено, что упомянутые в нем инженерные сети, в том числе и сеть водоотведения в районе <адрес>, являются бесхозяйным имуществом, подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйного и приему в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа. До настоящего времени решение Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ со стороны Администрации Петрозаводского городского округа исполнено не в полном объеме.
Так в соответствии с актом проведения проверки канализационной сети <адрес> в <адрес> от 09.08.2016 установлено, что канализационный колодец переполнен, канализационные стоки вытекают наружу и по уклону земли стекают в сторону лесного массива и близлежащей застройки многоквартирных жилых домов. Также в неисправном состоянии находится насосная станция, которая не осуществляет должным образом откачивание сточных вод. Указанные объекты канализационной сети признаны бесхозяйными объектами на основании решения Арбитражного суда РК от 13.01.2016.
Исходя из положений п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации и приложения 3 к постановлению, объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальной собственности, и независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства и Устава Петрозаводского городского округа - признанная по решению Арбитражного суда РК от 13.01.2016 в качестве бесхозяйной сеть водоотведения в районе <адрес> в <адрес> - до настоящего времени Администрацией Петрозаводского городского округа на обслуживание какой-либо организации не передана. Аварийное обслуживание указанного участка сети органом местного самоуправления также не организовано.
Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств передачи канализационных сетей на обслуживание какой-либо организации, учитывая предусмотренную законом обязанность администрации Петрозаводского городского округа нести бремя содержания принадлежащего имущества, суд считает исковые требования Прокурора г. Петрозаводска подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлено требование об обращении решения суда в части обязания ликвидировать аварию на канализационной сети к немедленному исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что наличие не устраненной аварии на канализационной сети нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, негативно влияет на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в г. Петрозаводске, решение суда в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа провести работы по ликвидации аварии на сети водоотведения вблизи <адрес> в <адрес>: восстановить работу канализационной насосной станции и сети канализационных колодцев водоотведения от стены дома по <адрес> до наружной стены КК-1976. Решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.
Возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа до обнаружения собственника либо принятия указанного имущества в муниципальную собственность обязанность осуществлять содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения от стены дома по <адрес> до наружной стены КК-1976 (КНС, КК-184, КК- 1972, КК-1973, КК-1974, КК-1975, КК-2241, КК-2242, КК-2243, КК- 2244, КК-2245, КК-2246, КК-2050, КК-2051, КК-2052, КК-2053, КК- 2054).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Чеглакова
Мотивированное решение составлено 15.09.2016.