Дело № 2-1165-2013
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 мая 2013 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием представителя истца ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» об оспаривании действий администрации <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации <адрес> и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконными отказа администрации <адрес> в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мк<адрес>, об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мк<адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего предоставления данного земельного участка в аренду, об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мк<адрес>.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление в администрацию <адрес> о предоставлении в аренду под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, и о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ; МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», рассмотрев заявление, отказало в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что выделение данного участка невозможно, так как он зарезервирован для других льготных категорий граждан.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что требования истца являются необоснованными в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в 9,10 кварталах <адрес> и предназначен для предоставления льготной категории граждан согласно отдельно сформированной очереди; помимо этого, право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления (л.д. 20-21).
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истец проживает и зарегистрирован в <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду на срок 4 года под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: Солонцы, мк<адрес>, площадью 1027 кв.м. и о выдаче в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 14); письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № администрация <адрес> сообщила, что испрашиваемый участок находится в 9 квартале <адрес> и зарезервирован для предоставления льготной категории граждан (л.д. 13).
В силу ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (то есть изъятых из оборота), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 28 Земельного кодекса РФ также предусматривает возможность предоставления гражданам в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и заключение соответствующего договора с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка заключается после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе.
Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства) по его выбору действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, согласно п. п. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу данной статьи проводить торги (конкурс, аукцион) при предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, не обязательно. Предоставление таких земельных участков гражданам без проведения торгов (конкурсов, аукционов) производится при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст. ст. 69, 70 ЗК РФ, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, по смыслу вышеназванных норм, обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, возникает только в случае реальной возможности предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и местоположении, то есть при наличии свободных земельных участков, причем именно в испрашиваемых размерах и местоположении.
Как установлено судом администрация <адрес> не публиковала сообщение о наличии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мк<адрес>, для предоставлениях его в аренду гражданам, так как данный участок находится в квартале <адрес> и предназначен для предоставления льготной категории граждан.
Предоставление истцу испрашиваемого участка в судебном порядке при таком положении приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, выраженных в намерении арендовать спорный земельный участок.
В соответствии со статьями 17, 36 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Учитывая изложенное, не имеется оснований для признания незаконными действий <адрес>, выраженных в отказе истцу в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.
Поскольку обжалуемые действия не признаны судом незаконными, отсутствуют основания для удовлетворения остальных требований истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконными отказа администрации <адрес> в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мк<адрес>, об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мк<адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего предоставления данного земельного участка в аренду, об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мк<адрес>, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: