63RS0039-01-2021-005952-21
2а-4209/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4209/2021 по административному исковому заявлению Захарова Евгения Валерьевича, Захаровой Людмилы Владимировны к Министерству строительства Самарской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,
установил:
Захаров Е.В., Захарова Л.В. обратились в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области об оспаривании исключения истцов из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, восстановлении в реестре и возложении обязанности включить в список дольщиков ООО «Строй Центр».
В обоснование заявления указано, что истцы, являясь законными супругами, в целях улучшения своих жилищных условий вступили в долевое строительство с застройщиком ООО «Дальстрой» посредством заключения договора целевого займа от 16.05.2008г. и предварительного договора от 16.05.2008г. на строительство 3-х комнатной квартиры во 2-й секции на 10 этаже общей площадью 110,67 кв.м, в доме под номером 2Б (строительный) в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары. В соответствии с дополнительными соглашениями №1 от 16.05.2008г. и №2 от 05.08.2008г. к предварительному договору от 16.05.2008г. стороны определили, что стоимость 55,34 кв.м квартиры из 110,67 кв.м, будет составлять 2 434 740 руб., а стоимость оставшихся 55,33 кв.м. – 2 434 520 руб. Во исполнение выше указанных договоров каждый истец, как соинвестор, оплатил по 1 712 370 руб. (1217370 руб. + 495000 руб.). Таким образом, оба истца оплатили за одну квартиру всего 3 424 740 руб. (1712370 руб. + 1712370 руб.). Однако застройщик свои обязательства не исполнил, дом не построил, квартиру истцам не передал. Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2011г. по делу №А55-17311/2009 был признан банкротом и ликвидирован, а директор ООО «Дальстрой» и ООО «Материк» Кузнецов В.Ю. был привлечен к уголовной ответственности. Постановлением старшего следователя СЧ по РОПД СУ при УВД по г.Самаре от 11.05.2011 по уголовному делу №200712523 истцы признаны потерпевшими. На основании заявления истцов от 14.01.2016г. №3777 Министерством строительств Самарской области истцы (в лице истца Захарова Евгения Валерьевича) 01.02.2016 включены в реестр граждан под №МС-2922, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Самарское области, объект долевого строительства - Самарская область, г. Самара, Арцыбушевская/Буянова/Рабочая/Одесского переулка. Истцы неоднократно обращались к ответчику о порядке и сроках получения квартиры, на что им ответчик пояснял, что вопрос скоро решиться, называя разные сроки получения квартиры и разных застройщиков, которые удовлетворят их права на получение квартиры. В одном из ответов от 26.07.2019г. исх.№01-05/1045 ответчик пояснил, что в настоящее время министерством готовится проект соглашения с ООО «Строй-Центр» об удовлетворении их прав в ЖК «Рассвет» (дома №№1-10), строящемся в границах улиц 18 км. Московского шоссе/Ракитовское шоссе в Кировском районе г.о.Самара. Заключение договоров долевого участия в строительстве с ООО «Строй-Центр» будет организовано не позднее 30.12.2019г. Истцы вправе выразить свое согласие или не согласие на передачу своих прав требований для удовлетворения ООО «Строй-Центр», посредством предоставления ответчику соответствующего письма, что и было сделано истцами. Так как обещанный ответчиком срок 30.12.2019г. прошел, истцы в очередной раз 30.11.2020г. обратились к ответчику с просьбой сообщить о порядке и сроках получения жилья. В ответ Минстрой сообщило, что в целях рассмотрения вопроса об оказания мер государственной поддержки рекомендуется обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в Минстрой. Такое заявление было подано, в ответ Минстрой прислал уведомление от 22.07.2021, которым отказал во включении в реестр, ссылаясь на Закон Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД. Истцы полагают, что ответчик незаконно исключил их из реестра обманутых дольщиков, ранее стоявших в нем, на основании Закона Самарской области №84-ГД, вступившего в силу значительно позже. До настоящего времени меры государственной поддержки истцам не предоставлены. Между Минстроем и ООО «Строй-Центр» заключено соглашение от 03.08.2020 о порядке удовлетворения требований обманутых дольщиков путем предоставления жилых помещений в жилом комплексе «Рассвет». Истцы вправе и согласны получить квартиру в этом жилом комплексе. Ссылаясь на изложенное, просят:
- признать незаконным исключение истцов из реестра граждан, чьи денежные среда привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены на территории Самарской области, объект долевого строительства Самарская область, г. Самара, Арцыбушевская/Буянова/Рабочая/Одесского переулка;
- обязать ответчика восстановить истцов с 01.02.2016г. в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены на территории Самарской области, объект долевого строительства - Самарская область, г. Самара Арцыбушевская/Буянова/Рабочая/ Одесского переулка;
- обязать ответчика включить истцов в список дольщиков на удовлетворение их прав требования путем предоставления жилых помещений, строящихся ООО «Строй Центр» в жилом комплексе «Рассвет» по адресу: г.Самара, Московское шоссе, 18 кв.м.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Кузьмин В.В. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, просил отложить рассмотрение дела для представления доказательств, ранее в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Ходатайство представителя административного ответчика об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения, поскольку не представлено доказательств уважительности причин неявки, не раскрыты доказательства, которые ответчик намерен представить, и причины невозможности их предоставления ранее, при этом участникам процесса было предоставлено достаточное время для подготовки к судебному разбирательству.
Представитель заинтересованного лица ООО «Строй Центр» не явился, извещен, ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований, указал, что ООО «Строй Центр» в рамках заключенного с Министерством строительства Самарской области соглашения удовлетворило права требования не всех дольщиков, поэтому готово предоставить истцам жилое помещение в случае возложения такой обязанности судом.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что административные истцы являются участниками долевого строительства с застройщиком ООО «Дальстрой» посредством заключения договора целевого займа от 16.05.2008г. и предварительного договора от 16.05.2008г. на строительство 3-х комнатной квартиры во 2-й секции на 10 этаже общей площадью 110,67 кв.м, в доме под номером 2Б (строительный) в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары.
Истцы оплатили стоимость квартиры в размере 3 424 740 руб. в кассу застройщика, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам
Застройщик свои обязательства не исполнил, дом не построил, квартиру не передал. Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2011г. по делу №А55-17311/2009 признан банкротом и ликвидирован.
Постановлением старшего следователя СЧ по РОПД СУ при УВД по г.Самаре от 11.05.2011 по уголовному делу №200712523 Захарова Л.В. признана потерпевшей.
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 по делу №А55-17311/2009 денежные требования Захаровых включены в реестр требований кредиторов ООО «Дальстрой».
На основании заявления от 14.01.2016 №3777 Министерством строительств Самарской области Захаров Е.В. 01.02.2016 под №МС-2922 включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Самарской области, объект долевого строительства - Самарская область, г. Самара, Арцыбушевская/Буянова/Рабочая/ Одесского переулка.
Ведение указанного реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, было предусмотрено частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Правила ведения Реестра были утверждены Приказом Минстроя России от 12.08.2016 №560/пр, а до этого Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403.
Выпиской из Реестра подтверждается, что Захаров Е.В. был включен в данный Реестр, ведение которого осуществлялось в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Решение об исключении из данного Реестра в отношении Захарова Е.В. не принималось, доказательств обратного заявителем не представлено.
Федеральным законом от 27.06.2019 года N 151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, в соответствии с которыми часть 7 статьи 23 данного Федерального закона признана утратившей силу.
Приказом Минстроя России от 22.08.2019 N 483/пр признан утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 N 560/пр.
Поскольку решение об исключении истцов из Реестра, ведение которого осуществлялось в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, не принималось, а также учитывая, что нормативные правовые акты, на основании которых Министерство строительство Самарской области вело данный Реестр утратили силу, требование истцов о признании незаконным исключения их из данного Реестра и возложении на ответчика обязанности по восстановлению в Реестре являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Законом Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области" и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Самарской области от 25.04.2007 N 55 предусматривалось ведение реестра участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области.
Между тем, по информации Министерства строительства Самарской области с заявлением о включении в данный реестр истцы не обращались, в данный реестр не были включены, соответственно, не могли быть из него исключены. Доказательств, опровергающих данные доводы, не представлено.
В настоящее время меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства оказываются в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области».
В целях реализации мер государственной поддержки постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с данным Порядком истцы обратились в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Уведомлениями от 22.07.2021 № МС/5551, № МС/5552 Министерство сообщило истцам об отказе во включении в реестр на основании подпунктов «а», «г» и «е» пункта 2.5 Порядка, а именно, в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД, непредставлением необходимых документов, а также по причине того, что в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен из переченя проблемных объектов, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329.
В обоснование данного решения указано, что предварительный договор не может рассматриваться как договор долевого участия, платежные документы, подтверждающие оплату по предварительному договору, не представлены, договор займа решением суда расторгнут.
Между тем, на основании тех же договоров Министерство ранее включило истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а арбитражный суд включил требования истцов в реестр требований кредиторов, тем самым подтвердив, что между застройщиком и истцами возникли правоотношения по участию в долевом строительстве и свои обязательства истцы исполнили. Расторжение решением суда договора не имеет правового значения, поскольку должник не исполнил перед участниками строительства ни обязательство по передаче жилого помещения, ни денежное обязательство. Заявители, как участники долевого строительства, от исполнения должником обязательства в натуре не отказались.
Таким образом, доводы Министерства о несоответствии истцов критериям, установленным статьей 5 Закона № 84-ГД, являются необоснованными.
Решение Министерства об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства истцами не обжалуется.
Из материалов дела следует, что в целях удовлетворения прав требований 88 участников долевого строительства проблемного объекта по адресу: Самарская область, г. Самара, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка, застройщиком которого являлось ООО «Дальстрой», Министерством строительства Самарской области в 2015 проведен конкурс по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов и удовлетворения прав требований участников долевого строительства.
Согласно протоколу оценки заявок на участие в конкурсе от 27.02.2015 победителем конкурса признан единственный участник конкурса – ООО «Строй Центр», которое взяло на себя обязательство удовлетворить требования 88 участников долевого строительства проблемного объекта по адресу: Самарская область, г. Самара, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка, застройщиком которого являлось ООО «Дальстрой».
Письмом Министерства строительства Самарской области от 08.02.2017 №3/720 в адрес ООО «Строй Центр» направлены списки граждан – участников долевого строительства, права требования которых подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр». Захаровы в указанный список включены не были.
03.08.2020 между Министерством строительства Самарской области и ООО «Строй Центр» заключено соглашение о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов. Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что Министерство направляет в адрес ООО «Строй Центр» перечень обманутых дольщиков, права требования которых могут быть удовлетворены в соответствии с условиями конкурса и настоящим соглашением. Также Министерство вправе вносить изменения в указанный перечень, при условии неизменности общей площади помещений, которая должна быть предоставлена обманутым дольщикам.
В соответствии с указанным соглашением письмом от 15.10.2020 №3/6787 в ООО «Строй Центр» направлен перечень пострадавших участников долевого строительства ООО «Дальстрой», в который включены 33 участника. Истцы в данном перечне отсутствуют.
Доводы Министерства о том, что для включения в перечень участников долевого строительства проблемного объекта, права требования которых подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр», заявители должны соответствовать критериям, установленным статьей 5 Закона № 84-ГД, и быть включены в реестр пострадавших участников долевого строительства, однако во включении в реестр им отказано и отказ не оспорен и не признан незаконным, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований.
В данном случае речь идет не о включении истцов в реестр пострадавших участников долевого строительства, а об исполнении гражданско-правовой сделки, каковой является проведенный конкурс, по которой ООО «Строй Центр» приняло на себя обязательства удовлетворить требования участников долевого строительства. Истцы относятся к участникам долевого строительства и имеют право на удовлетворение их требований победителем конкурса. Соответствие или несоответствие критериям, введенным законом в 2019 году, не имеет правового значения. При этом сам застройщик ООО «Строй Центр» подтверждает возможность удовлетворения прав требований истцов, ввиду того, что им до настоящего времени удовлетворены требования не всех участников долевого строительства, обязательства перед которыми он принял на себя как победитель конкурса.
В силу статей 1 (пункт 1), 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса РФ и статей 4, 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, обращающееся с административным иском, должно доказать нарушение своего права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Учитывая, что возможность восстановления прав истцов путем включения их в перечень участников долевого строительства проблемного объекта, права требования которых подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр», имеется, требования в этой части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Захарова Евгения Валерьевича, Захаровой Людмилы Владимировны к Министерству строительства Самарской области удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить нарушение прав административных истцов путем включения их в перечень пострадавших участников долевого строительства, права требования которых подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр».
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2021.