Судья Ершова И.В. Дело № 33-1291/2020
2-397/2019
22RS0040-01-2019-000852-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Ромашовой Т.А., Диденко О.В.,
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Емельяновой Н. Н. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 20 ноября 2019 года по делу
по иску Емельяновой Н. Н. к администрации <адрес> Алтайского края о признании незаконным решения об исключении из списков граждан, молодых семей и молодых специалистов-получателей субсидии на строительство, приобретение жилья в сельской местности.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емельянова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Алтайского края, ссылаясь на то, что с 2017 года состояла в списках граждан, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат в 2019 году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 420.
ДД.ММ.ГГ она получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ***. В этот же день между ней, работодателем и администрацией района был заключен договор, что является обязательным условием получения социальной выплаты, а также между ней и администрацией района заключен договор о взаимных обязательствах сторон.
ДД.ММ.ГГ она заключила с ПАО «Сбербанк России» договор на открытие банковского счета для обслуживания подпрограммы. Нашла вариант жилья для покупки с использованием денежных средств по вышеуказанной программе, а также оформила ипотечный кредит, поскольку стоимость жилого помещения превышала размер субсидии.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась к ответчику за разрешением на распоряжение суммой субсидии, находящейся на ее расчетном счете, предоставив договор купли-продажи недвижимости. Между тем, ДД.ММ.ГГ получила ответ о том, что не является нуждающейся в улучшении жилищных условий после регистрации права собственности на <данные изъяты> долю в праве собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>, обеспеченность ее семьи жилой площадью на одного члена семьи превышает учетную норму.
Постановлением администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** она исключена из списка граждан, молодых семей и молодых специалистов - получателей субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2019 году.
С данным постановлением истец не согласна, поскольку установленная постановлением от ДД.ММ.ГГ *** учетная норма площади жилого помещения - 13,3 кв.м на одного человека устарела, согласно данному постановлению учетная норма подлежит расчету ежегодно в июле текущего года, поэтому период ее действия истек в июле 2016 года.
Кроме того, включение ее в приватизацию в малолетнем возрасте не могло повлиять на предоставление субсидии. По адресу приватизированного жилого помещения она не проживает с юности. В настоящее время с ней проживает ее мать.
Постановление администрации от ДД.ММ.ГГ *** нарушает права истца на улучшение жилищных условий, исключение из списка получателей субсидии является незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила признать незаконным постановление администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, восстановить ее в списке граждан, молодых семей и молодых специалистов - получателей субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2019 году.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Емельянова Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истец излагает обстоятельства, указанные в обоснование исковых требований, указывает, что поскольку на ее счет были зачислены денежные средств, она, будучи уверенной в наличии средств для первоначального взноса, получила ипотечный кредит и заключила договор купли-продажи жилого дома и земельного участка. На данном этапе исполнения подпрограммы истец не могла быть исключена из ее участников. Учетная норма площади жилого помещения, установленная решением от 10 ноября 2015 года №24, не обновлялась с 2015 года, поэтому у суда отсутствовали основания для ее применения. В данном случае подлежала применению расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, установленная п. 2.10 Правил предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Емельянова Н.Н. и ее представитель Л.Я.В. на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 была утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 действие указанной Федеральной целевой программы прекращено досрочно с 01 января 2018 года, принято решение о том, что реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717.
В соответствии с направлением (подпрограммой) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы предусматривалось предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717, действовавшими до 01 января 2020 года, предусматривалось, что предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению N 1 (далее – Типовое положение).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Емельянова Н.Н., имеющая в составе семьи сына – Е.И.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ Емельянова Н.Н. обратилась в администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета <адрес> Алтайского края с заявлением о включении ее в состав участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года».
ДД.ММ.ГГ Емельянова Н.Н. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы по категории «молодая семья, молодой специалист».
ДД.ММ.ГГ истцу выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Постановлением администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на основании решения районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ Емельянова Н.Н. исключена из списков граждан, молодых семей и молодых специалистов – участников подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2019 году.
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ основанием исключения из участников программы явилось обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность жильем семьи истца превышает учетную норму на одного члена семьи, в связи с чем отсутствует нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий, соответственно исключение истца из списков граждан-участников программы является законным.
Судебная коллегия находит указанный вывод правильным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Предоставление государственной поддержки на улучшение жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы осуществляется в соответствии с Типовым положением, а также утвержденными постановлением Правительства Алтайского края от 02 октября 2018 года № 377 Правилами предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее – Правила от 02 октября 2018 года № 377).
Пунктом 4 Типового положения и п. 2.1 Правил от 02 октября 2018 года № 377 предусмотрено, что одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе собственников жилых помещений и членов их семей, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Одним из оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Поспелихинского Центрального сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** определена учетная норма общей площади в размере 13,3 кв.м на одного человека.
На дату признания нуждающейся в улучшении жилищных условий Емельяновой Н.Н. на праве собственности принадлежала <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре недвижимости на основании решения суда от ДД.ММ.ГГ зарегистрировано право собственности Емельяновой Н.Н. на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Учитывая, что основанием признания истца и члена ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий являлось их обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, однако в дальнейшем изменилась их обеспеченность жилыми помещениями, условия, которые давали им право состоять в списках граждан - участников программы на получение социальной выплаты на приобретение жилья, в настоящее время отпали.
При таком положении судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что семья Емельяновой Н.Н. правомерно была исключена из указанных списков, в связи с чем, основания для признания незаконным постановления администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** отсутствуют.
Постановлением Поспелихинского Центрального сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Емельянова Н.Н. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после выдачи свидетельства о представлении социальной выплаты, приобретения жилого помещения с учетом указанной в нем суммы выплаты истец не могла быть исключена из участников программы, судебной коллегией отклоняются, поскольку на момент выдачи истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГ Емельянова Н.Н. уже не нуждалась в улучшении жилищных условий, в связи с чем перестала относиться к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.
Вопреки доводам апелляционной жалобы учетная норма площади жилого помещения, установленная решением от ДД.ММ.ГГ ***, в настоящее время является действующей и подлежит применению при оценке уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должны применяться нормы расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, установленные в п. 2.10 Правил от ДД.ММ.ГГ ***, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном понимании действующего законодательства.
Пунктом 2.10 Правил от 02 октября 2018 года № 377 установлен порядок определения расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, используемой для расчета размера социальной выплаты, исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и стоимости 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края. Площадь жилого помещения в размере 42 кв.м применяется при расчете стоимости строительства (приобретения) жилья для семьи из двух человек, и вопреки мнению истца не может быть принята при определении уровня обеспеченности семьи жилым помещением.
Не могут повлиять на правильность принятого судом решения изложенные стороной истца в суде апелляционной инстанции доводы об отсутствии возможности выделить в натуре в пользование истца принадлежащие ей доли жилых помещений, поскольку возможность выдела в пользование истца частей объектов недвижимости, соразмерно ее долям, не имеет правового значения для разрешения данного спора, тогда как определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих гражданину на праве собственности.
В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Кроме того, доводы жалобы направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Емельяновой Н. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>