66RS0003-01-2018-000612-75 <***>
Дело № 2-3669/2018
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 01.08.2018
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретаре Буяльской М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Александра Николаевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, прокуратуре Кировского района г. Екатеринбурга о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Никитин А. Н. обратился в суд к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, прокуратуре Кировского района г. Екатеринбурга о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
В обоснование иска указано, что моральный вред причинен в ходе его содержания в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу в период *** по *** в ненадлежащих условиях. В частности, недостаточное естественное освещение; искусственное освещение не соответствует нормативам; не соблюдалась санитарная норма площади 4 кв. м на одного человека; в камере отсутствовали кровати; санузел не огорожен глухой перегородкой, отсутствовал унитаз; в камерах отсутствовала система вентиляции; питание двухразовое, обед и ужин; места для курения в камерах не отведены, курящие и некурящие содержатся вместе; предметы личной гигиены и первой необходимости не выдавались; прогулки на свежем воздухе не осуществлялись; в душ не водили; отсутствовал доступ к настольным играм; баки для питья отсутствовали. Данные обстоятельства причинили истцу нравственные и физические страдания.
В судебном заседании истец Никитин А. Н., участвуя посредством видеоконференц-связи, требования искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Киреева О. В. против иска возразила по доводам отзыва.
Представитель ответчика Прокуратуры Кировского района г. Екатеринбурга Туголукова А. Ю. против иска возразила по доводам отзыва.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, уд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
За вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
За нарушение личных неимущественных прав предусмотрена выплата компенсации морального вреда в соответствии с требованиями ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2015 N 14-КГ15-1, от имени Российской Федерации по предъявленным к ней искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц или государственных органов в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств
Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений определены Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст. 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин), все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 N 1-95, предусмотрено наличие в камере ИВС унитаза и умывальника (табл. 17 п. 33), согласно п. 17.16 унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.
Согласно п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Так, судом установлено, что *** в 03:00 час. в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу, доставлен Никитин А. Н., в порядке ст. 91 УПК РФ по подозрению в совершении преступления предусмотренного <***>, *** в 11:00 час, Никитин А. Н. этапирован в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области.
Никитин А. Н., обращаясь в суд указывает на несоответствие условий содержания предусмотренным нормам СанПиН, Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России, а также требованиям международного законодательства.
Между тем, согласно представленным в материалы дела ответам на запросы, предоставить сведения об условиях содержания Никитина А. Н. в период его содержания в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу не представляется возможным, в связи с истечением срока хранения архивных данных как в ГУ МВД России по СО, как в прокуратуре г. Екатеринбурга, так и у Уполномоченного по правам человека по СО.
Вместе с тем, из ответа ГУ МВД России по СО следует, что при помещении подозреваемых или обвиняемых в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу, каждый обеспечивается отдельным спальным местом, выдается чистое постельное белье (матрац, подушка, одеяло, простынь, наволочка, полотенце), а так же туалетные принадлежности (мыло, зубная щетка, зубная паста, туалетная бумага).
Каждая камера ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу оснащена радио точкой, выдается художественная литература из библиотеки ИВС УМВД. Так же художественная литература разрешена для передачи подозреваемым или обвиняемым через прием передач ИВС УМВД. Выдаются настольные игры (шашки, шахматы, нарды, домино).
Размещение подозреваемых и обвиняемых в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу организовывается по норме площади в камере, на одного человека не менее 4 кв.м., согласно ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».
В соответствии с п. 45 приказа от 22.11.2005 № 950 камеры ИВС УМВД оборудованы вытяжной вентиляцией, приток воздуха осуществляется через внутристенные каналы, что соответствует п. 19.11 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России, утвержденного Сводом правил 12 - 95 МВД России.
В соответствии с п. 414 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2016 № 140дсп, помещения ИВС оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением, согласно п. 19.1 СП 12-95, здания специализированных учреждений должны быть оборудованы вентиляцией. Камеры ИВС УМВД оборудованы вытяжной вентиляцией (вентиляционный проем 15x15см. забран металлическим листом с отверстиями диаметром 15мм. усилен металлическим прутом диаметром 12мм.) в исправном состоянии, приток воздуха осуществляется через внутристенные каналы, что соответствует п. 19.1 Свода правил 12-95, что подтверждается Актом комиссионного обследования ИВС УМВД
Искусственное освещение соответствует техническим требованиям, имеются две лампы мощностью 100 Вт и 60 Вт, которые освещают камеру ИВС УМВД в период с 06.00 час. до 22.00 час. и с 22.00 час до 06.00 час, соответственно.
В камерах ИВС УМВД места приватности ограждены кирпичной перегородкой от спальных мест согласно СП 12-95 с положенной высотой 1 метр от пола санитарного узла, что соответствует предъявляемым нормам.
В каждой камере ИВС УМВД имеется стол для приема пищи, установленный около спальных мест. Расположение стола для приема пищи в камерах ИВС УМВД не предусмотрено СП 12-95 и приказами, регламентирующих деятельность ИВС УМВД.
Согласно п. 130 приказа от 22.11.2005 № 950 подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. При этом, в соответствии п. 134 приказа от 22.11.2005 № 950 для досрочного прекращения прогулки, подозреваемые и обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения начальника ИВС или дежурного ИВС. Указанное должностное лицо принимает решение по существу просьбы.
Согласно п.п. 14, 47 приказа от 22.11.2005 № 950 в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
В ИВС УМВД система подачи горячей воды в камерах отсутствует, кипяченая вода для питья выдается ежедневно с учетом потребности.
Пластиковые стеклопакеты в камерах оборудованы форточками для проветривания. В камерах установлено по два потолочных светильника. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС УМВД, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Доставка питания для подозреваемых и обвиняемых в ИБО УМВД осуществляется сторонними организациями три раза в сутки в герметичных термосах в горячем виде для однократного приема пищи.
На основании п. 21 приказа от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. С учетом наполняемости ИВС категорий, совершенных преступлений и иных условий содержания, возможность содержать курящих и некурящих раздельно не всегда может быть предоставлена, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив в соответствии с положениями ст. ст. 55, 59, 68, 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии иных оснований для взыскания компенсации морального вреда по данным обстоятельствам, поскольку факты нарушения прав истца в этой части своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
Вместе с тем, из представленного отзыва следует, что все наружные жалюзи с окон камер демонтированы, установлены новые внутренние решетки и окна с фрамугами для проветривания, что позволило улучшить освещение и приток свежего воздуха в камеры. Инвентарь для открывания форточки выдается по требованию, что фактически подтверждает доводы истца о наличии на окнах железных жалюзи, что исключало возможность обеспечить достаточное количество дневного света, необходимого для работы и чтения при дневном свете.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего
Содержание истца в изоляторе временного содержания в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из оценки характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, индивидуальных особенностей личности истца, а также иных обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и справедливости.
Разумность компенсации морального вреда является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
С учетом изложенного, суд определяет степень причиненных истцу моральных и физических страданий, приняв во внимание срок, в течение которого истец обратился за защитой своих нарушенных прав, что составляет более 10 лет относительно к нарушениям, имевшим место в 2005 году, и полагает подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в изоляторе временного содержания, в размере 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никитина Александра Николаевича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Никитина Александра Николаевича в счет компенсации морального вреда 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Никитина Александра Николаевича, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <***> Е. В. Самойлова