З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2012 года город Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Н.
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Самары
Семистенновой И.В.
при секретаре Исмоиловой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по иску Прокурора Железнодорожного района г. Самары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Интертелеком.ру», ЗАО «Компания «ЭР-Телеком Холдинг», ЗАО «Северен-Волга», ООО «Самара Лан» об ограничении доступа к информации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Железнодорожного района г. Самара, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Интертелеком.ру», ЗАО «Компания «ЭР-Телеком Холдинг», ЗАО «Северен-Волга», ООО «Самара Лан» о возложении обязанности по ограничению доступа абонентов к Интернет-адресу: <данные изъяты> на том основании, что на данном сайте на странице <данные изъяты> опубликована информация – <данные изъяты>. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, информация на данной сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение – отсутствует.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Статья 3 ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
П. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Так, статьей 290, 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за получение взятки и дачу взятки.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления – подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, взращивает в нем намерение совершить преступление. Пособником, в соответствии с ч. 5 данной статьи признается лицо содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или скрыть такие предметы.
Статьей 34 УК РФ установлена ответственность соучастников преступления, которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 УК РФ.
В соответствии со ст. 30 УК РФ дано уголовно-правовое определение приготовлению к преступлению: признается приискание соучастников преступления, иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Уголовная ответственность за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению.
Согласно ст. 15 УК РФ, ч. 2, ч. 3, ч. 4 по ст. 290, ч. 2 ст. 291 УК РФ, являются тяжкими и особо тяжкими.
Законодательство РФ предусмотрена уголовная ответственность за воздействие на сознание и волю исполнителя (взращивание в нем намерения совершить преступление), содействовавшее в форме советов, указаний, предоставление информации.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ абонентов к Интернет-сайту <данные изъяты> следует ограничить.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Самары Семистеннова И.В. исковые требования уточнила, просила суд обязать ответчиков - ЗАО «Северен-Волга», ООО «Интертелеком.ру», ООО «Самара Лан» - ограничить доступ абонентов к Интернет-сайту <данные изъяты> и дала объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков ЗАО «Северен-Волга», ООО «Интертелеком.ру», ООО «Самара Лан», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая, что помощник прокурора Железнодорожного района г. Самары Семистеннова И.В., не возражала против рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствии не явившихся ответчиков в порядке заочного производства, суд вправе рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившихся ответчиков в порядке заочного производства, о чём судом вынесено определение.
Выслушав мнение помощника прокурора Семистенновой И.В., исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ООО «Интертелеком.ру», ЗАО «Северен-Волга», ООО «Самара Лан» в соответствии с лицензиями осуществляют соединения юридических и физических лиц с сетью Интернет, являясь Интернет-провайдерами на территории Самарской области».
Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары в ходе проверки Интернет-ресурсов выявлен сайт <данные изъяты> На данном сайте на странице <данные изъяты> опубликована информация – <данные изъяты>.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, информация на данной сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение – отсутствует.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Статья 3 ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Так, статьями 290, 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за получение взятки и дачу взятки.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления – подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, взращивает в нем намерение совершить преступление. Пособником, в соответствии с ч.5 данной статьи признается лицо содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или скрыть такие предметы.
Статьей 34 УК РФ установлена ответственность соучастников преступления, которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 УК РФ.
В соответствии со ст. 30 УК РФ дано уголовно-правовое определение приготовлению к преступлению: признается приискание соучастников преступления, иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Уголовная ответственность за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению.
Согласно ст. 15 УК РФ, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291 УК РФ, являются тяжкими и особо тяжкими.
Законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность за воздействие на сознание и волю исполнителя (взращивание в нем намерения совершить преступление), содействовавшее в форме советов, указаний, предоставление информации.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту<данные изъяты> следует ограничить.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносить обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Ответчиками не представлены доказательства того, что закрытие доступа к сайту, на котором размещена запрещенная информация, приведет к ущемлению прав третьих лиц.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд приходит к выводу о том, что обеспечение доступа к информации может привести к нарушению основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, суд считает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237, 338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Самары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Интертелеком.ру», ЗАО «Северен-Волга», ООО «Самара Лан» об ограничении доступа к информации – удовлетворить.
Обязать ООО «Интертелеком.ру», ЗАО «Северен-Волга», ООО «Самара Лан» ограничить передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей абонентам к Интернет-адресу <данные изъяты>
Данное решение суда может быть обжаловано в порядке апелляции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Самарский областной суд через суд Железнодорожного района г. Самара.
Ответчики, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 24.12.2012г.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Емельянова