РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 г. Советский районный суд г.Самара в составе: председательствующего судьи Туляковой О.А.
при секретаре Стародубовой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самара к Бодкову О,М, о взыскании неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просили взыскать с Бодкова О.М. сумму неосновательного обогащения в размере 255 944, 80 рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии со ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы сиспользованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Субъекты РФ устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных контрукций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.
Согласно ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, не допускаются.
В соответствии с Положением «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара», утвержденным решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, органом, уполномоченным на организацию осуществления согласований, необходимых для принятия решения о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в собственности городского округа Самара, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена» утвержден порядок проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в собственности городского округа Самара, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Порядок проведения аукциона предусматривает заключение договора и внесение платы за пользование муниципальным имуществом в случае размещения рекламной конструкции на объекте муниципальной собственности.
В ходе проведения осмотра размещенных на территории г.о.Самара рекламных конструкций Департаментом было установлено, что в нарушение ст.19 Закона о рекламе размещается наружная реклама посредством установки отдельно стоящих рекламных конструкций в виде щитовых установок большого формата с размером рекламного поля одной поверхности 3м х 6 м, расположенных по адресам: <адрес>
Вышеуказанные рекламные конструкции принадлежат Бодкову О.М., согласно договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлениями по делам об административных правонарушений ответчик признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ. Данная норма предусматривает административную ответственность за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, а именно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Представитель истца Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара и третьего лица Администрации г.о.СамараШупикова К.Я. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, обеспечил явку своего представителя Крюкова А.А. (по доверенности), который против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель третьего лица ООО «Атлант Групп» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходи к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
На основании ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случае, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Пункт 2 ст.1105 ГК РФ указывает, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Субъекты РФ устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных контрукций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.
Согласно ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, не допускаются.
В соответствии с Положением «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара», утвержденным решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, органом, уполномоченным на организацию осуществления согласований, необходимых для принятия решения о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в собственности городского округа Самара, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена» утвержден порядок проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в собственности городского округа Самара, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Порядок проведения аукциона предусматривает заключение договора и внесение платы за пользование муниципальным имуществом в случае размещения рекламной конструкции на объекте муниципальной собственности.
В ходе проведения осмотра размещенных на территории г.о.Самара рекламных конструкций Департаментом было установлено, что в нарушение ст.19 Закона о рекламе размещается наружная реклама посредством установки отдельно стоящих рекламных конструкций в виде щитовых установок большого формата с размером рекламного поля одной поверхности 3м х 6 м, расположенных по адресам: <адрес>
Вышеуказанные рекламные конструкции принадлежат Бодкову О.М., согласно договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и Бодковым О.М., приложения № к нему, акта приема-передачи.
Факт размещения рекламных конструкций по вышеуказанным адресам подтверждается актами обследования рекламных конструкций, а также фотоматериалами.
Из материалов дела следует, что постановлениями по делам об административных правонарушений ответчик признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ. Данная норма предусматривает административную ответственность за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, а именно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.
Указанные постановления в установленном законом порядке ответчиком не обжалованы.
Адреса места совершения правонарушений совпадают с адресами, заявленными в настоящем иске.
Постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Методика расчета размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Методикой установлены размеры коэффициентов, формирующих плату, взимаемую по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью городского округа Самара.
Согласно представленного истцом расчета сумма неосновательного обогащения ответчика за период незаконной эксплуатации вышеуказанных рекламных конструкций составила 255 944, 80 рублей, из которой:
- по адресу <адрес> – 38 351, 35 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- по адресу <адрес>») - 43 599, 43 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- по адресу <адрес> – 43 599, 43 рублей за период с 01.06.2-20 по ДД.ММ.ГГГГ;
- по адресу <адрес> – 43 599, 43 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- по адресу <адрес> – 48 443, 81 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- по адресу <адрес> - 38 351, 35 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ответчика истцом было направлено требование об уплате суммы неосновательного обогащения за №, л.д. №, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако, оставлено без удовлетворения.
В материалы дела также представлены акты о демонтаже рекламных конструкций, работы по демонтажу произведены на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ООО «Атлант-Групп».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Требования истца основаны на законе, подтверждаются материалами дела. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.
Ответчик в суде не оспаривал представленный истцом расчет, свой контррасчет требуемых сумм не представил, также не представил надлежащих и объективных доказательства, опровергающие заявленные истцом требования.
При таком положении исковые требования Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара к ответчику о взыскании суммы неосновательного обогащения суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 98, ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 759, 44 рублей.
На основании изложенногои руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самара к Бодкову О.М, о взыскании неосновательного обогащения- удовлетворить.
Взыскать с Бодкова О.М, в пользу Департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самара сумму неосновательного обогащения в сумме 255 944, 80 рублей.
Взыскать с Бодкова О,М, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 759, 44 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 18.06.2021 года
Судья: О.А. Тулякова