Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.06.2019 город Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
судьи Мейстер В.М.,
секретаря судебного заседания Лобановой Е.М.,
с участием
представителя административного истца управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея – Шерстнева А.С.,
представителя административного ответчика – председателя Совета Отделения Адыгейского республиканского отделения Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА» Борсука Я.О.,
рассмотрев административное исковое заявление управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Адыгейскому республиканскому отделению Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц
У С Т А Н О В И Л:
Адыгейское республиканское отделение Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА» создано на учредительном собрании 14.11.2012 и зарегистрировано управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея 20.02.2013.
Сведения об Адыгейском республиканском отделении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 28.02.2013, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1130100000117.
Адыгейское республиканское отделение действует на основании Устава Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА» от 10.05.2012.
Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом организации является Совет Отделения, избираемый Общим Собранием сроком на три года.
Согласно данным ЕГРЮЛ лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени организации, является председатель Совета Отделения – Борсук Ярослав Олегович.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея обратилось в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о ликвидации организации ввиду осуществления ею деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации, норм, предусмотренных ее Уставом. В обоснование административного иска указано, что организация не устранила по настоящее время выявленные в ходе проведенной в отношении неё плановой документарной проверки нарушения, в частности, не представила сведений об осуществлении деятельности по достижению уставных целей за период с 2016 по 2019 год, что является нарушением требований Устава.
В судебное заседание представитель управления Минюста России по Республике Адыгея Шерстнёв А.С. поддержал административный иск, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Адыгейского республиканского отделения Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА» Борсук Я.О. требования административного иска полагал подлежащими удовлетворению. Члены правления Зайцев А.В. и Корбут И.О. направили в адрес суда письменные заявления, в которых также полагали административный иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи 44 названного закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ Федерального закона от 19.09.1995 № 82-ФЗ) «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях») и I. 4.1. п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора (контроля) за деятельностью некоммерческих организаций (общественных объединений).
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 (ред. от 23.12.2014) № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Общественной организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 08.04.2016 по 08.04.2019 и установлено, что деятельность о осуществляется с нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.
В частности, установлено, что на момент проведения проверки органы Адыгейского республиканского отделения Межрегиональной общественной организации не сформированы и деятельность свою по достижению уставных целей не осуществляется, не соблюдаются положения Устава Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА», органы отделения, предусмотренные Уставом, сформированы один раз в 2012 году, по истечении пятилетнего срока конференция не проводилась, а также с 2016 года не проводились общие собрания, собрание Совета Отделения, ежегодные плановые ревизионные проверки.
Указанными действиями (бездействием) организацией нарушены положения статей 8, 29 ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, отдельные положения Устава, в связи с внесением в главу 4 Гражданского кодекса РФ изменений (от 05.05.2014) отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству РФ.
Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в установленный срок в управление Минюста России по Республике Адыгея не предоставлены.
Таким образом, Общественной организацией при осуществлении своей деятельности неоднократно и грубо нарушались положения федерального законодательства.
В судебном заседании председатель Совета Отделения Борсук Я.О., пояснил, что организация свою деятельность в соответствии с действующим законодательством по достижению уставных целей не осуществляет и не отчитывается в течение нескольких лет.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» № 64 от 27.12.2016, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Принимая во внимание, что Устав Отделения требует внесения в него изменений, руководящие органы Отделения остаются несформированными более трех лет, выявленные нарушения положений Устава и федерального законодательства не устраняются и устранить законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску, в том числе государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании требований о ликвидации Адыгейского республиканского отделения Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА» с исключением данных о ней из ЕГРЮЛ подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 264 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея удовлетворить.
Ликвидировать Адыгейское республиканское отделение Межрегиональной общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА», ОГРН 1130100000117от 28.02.2013, учетный номер 0112010276 от 04.03.2013 и исключить данные о ней из ЕГРЮЛ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 11.06.2019.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер