Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2020 ~ М-30/2020 от 23.01.2020

Гражданское дело № 2-52/2020

УИД 28RS0012-01-2020-000049-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Магдагачи                                                                                 19 февраля 2020 года

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи В.Е. Белорукова,

при секретаре Губеевой Ю.А.,

с участием:

представителя Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора – помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области Истомина М.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ООО «Энергия Движение» Конопля Г.В., действующего на основании доверенности от 29 января 2020 года,

генерального директора ООО «Энергия Движение» Левчука С.Я., действующего на основании прав по должности,

представителя администрации пгт. Магдагачи Почекаевой Ю.А., действующей на основании доверенности № 1934 от 4 октября 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, заявленное в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересах неопределенного круга лиц, к администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи, обществу с ограниченной ответственностью «Энергия Движение» об организации водоотведения, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории муниципального образования пгт. Магдагачи, исключающее их сброс на рельеф,

установил:

23 января 2020 года Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд к ответчикам администрации пгт. Магдагачи, ООО «Энергия Движение» с исковым заявление, в обоснование доводов указывает, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства о водоотведении на территории <адрес>.

Постановлением Магдагачинского поселкового Совета народных депутатов от 30.04.2015 № 18 утверждена, в том числе схема водоотведения муниципального образования городского поселения Магдагачи на период до 2030 года.

Согласно п. 1.1 Раздела 1 Схемы водоотведения система централизованного водоотведения - это комплекс инженерных сооружений, оборудования и санитарных мероприятий, обеспечивающих сбор и отведение за пределы населенных мест и промышленных предприятий загрязненных сточных вод, а также их очистку и обезвреживание перед утилизацией или сбросом в водоем (на рельеф). Система централизованной канализации включает: очистные сооружения канализации, самотечно-напорную сеть канализации, канализационные насосные станции. Канализационная сеть обеспечивает отведение сточных вод от потребителей услуг централизованного водоотведения по уличным коллекторам в перекачивающие канализационные станции, оттуда - в главную КНС, далее - на очистные сооружения и сброс их после очистки в реку Магдагачи.

Из таблицы 25 Схемы водоотведения следует, что показатели качества сточных вод отсутствуют по причине аварийной ситуации на канализационном коллекторе, 100% износа канализационной трубы диаметром 600 мм, длиной 130м. Очистные сооружения не работают.

В соответствии с п. 1.7 Раздела 1 Схемы водоотведения одной из главных угроз окружающей среде является не столько объем сточных вод, сколько их структура. По-прежнему значительную долю в объеме сбрасываемых сточных вод области занимают загрязненные недостаточно-очищенные воды.

Согласно п. 1.9 Раздела 1 Схемы водоотведения основными проблемами эксплуатации сетей и сооружений водоотведения МО пгт. Магдагачи являются:

-    высокая степень износа сооружений и сетей системы водоотведения;

-    неудовлетворительное техническое состояние канализационных насосных станций (требуется замена оборудования на менее энергоемкое);

несоответствие существующих технологий очистки сточных вод современным нормативным требованиям к качеству сточных вод.

Пунктом 4.2 Раздела 4 Схемы водоотведения установлено, что к одному из основных мероприятий по реализации схем водоотведения относится реконструкция существующих канализационных очистных сооружений с целью повышения пропускной способности очистных сооружений до 4000 м /сутки с доведением качества очищенных сточных вод до ПДК, со сроком исполнения - 1 очередь до 2020 г.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования поселка Магдагачи Магдагачинского района Амурской области к вопросам местного значения пгт. Магдагачи относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Указанное в схеме водоотведения пгт. Магдагачи состояние системы водоотведения свидетельствует о том, что администрацией пгт. Магдагачи мер, направленных на организацию водоотведения в соответствии с требованиями об охране окружающей среды не принимается, вследствие чего происходит сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Магдагачи.

В ходе проверки министерством природных ресурсов Амурской области проведено обследование очистных сооружений расположенных по адресу: <адрес>А

Установлено, что эксплуатацию очистных сооружений пгт. Магдагачи осуществляет ООО «Энергия Движение» на основании договора аренды от 01.01.2020 на объекты водоснабжения и водоотведения пгт. Магдагачи. Очистные сооружения механической очистки в пгт. Магдагачи построены и эксплуатируются с 1972 года, собственником является администрация пгт. Магдагачи. В составе очистных сооружений находятся: приемная камера с ручной решеткой; песколовки - 2; первичные отстойники - 2; контактный резервуар, хлораторная.

После очистки и хлорирования сточные воды сбрасываются в р. Левая Магдагачи через овраг, расположенный в пойме р. Левая Магдагачи, которая впадает в р. Магдагачи. Расстояние от места выпуска до реки - 200 м. Выпуск расположен в пределах населенного пункта. Капитальный ремонт очистных сооружений до настоящего времени не производился.

Таким образом, ООО «Энергия Движение» в процессе эксплуатации очистных сооружений осуществляет сброс сточных вод на рельеф местности, в овраг, а далее в реку Магдагачи.

В ходе проверки установлено, что ООО «Энергия Движение» нарушаются указанные выше требования законодательства в связи со сбросом недостаточно очищенных сточных вод на рельеф местности, а в дальнейшем в реку Магдагачи.

Сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Магдагачи свидетельствует о том, что указанные требования закона ООО «Энергия Движение» не выполняются.

На основании изложенного, просит суд возложить обязанность на администрацию пгт. Магдагачи в течение одного года, со дня вступления решения в законную силу, организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории муниципального образования пгт. Магдагачи, и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Энергия Движение» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод, и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Представитель Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме. Уточнил пункт 2 исковых требований прокурора, просил суд возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Энергия Движение» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод, и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, при наличии правовых оснований пользования ООО «Энергия Движение» объектами водоотведения пгт Магдагачи.

Представитель администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи в судебном заседании иск не признала, считает, что требования прокурора должны быть адресованы арендатору объектов водоотведения, то есть ООО «Энергия Движение», поскольку с этим предприятием заключен договор аренды объектов водоотведения, принадлежащих пгт Магдагачи. Кроме того, требования прокурора не содержат конкретных требований, которые должна исполнить администрация пгт Магдагачи в области водоотведения в пгт Магдагачи.

Представитель ООО «Энергия Движение» в судебном заседании иск не признал. Свои возражения обосновал тем, что ООО «Энергия Движение» и администрация пгт Магдагачи 1 февраля 2020 года заключили договор аренды объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности рабочего поселка(пгт) Магдагачи. Договор заключен по 29 февраля 2020 года. Пролонгация по данному договору не предусмотрена, поэтому правовых оснований возлагать на ООО «Энергия Движение» обязанностей по организации водоотведения в пгт Магдагачи, на срок превышающий срок действия договора аренды объектов водоотведения, не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора представитель Министерства природных ресурсов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

С учетом мнения присутствующих лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов Амурской области.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 главы 3 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями дня оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Данной статьей установлено, что нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Пункт 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации закрепляет, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к одному из вопросов местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В судебном заседании установлено, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства о водоотведении на территории Амурской области. В ходе проверки министерством природных ресурсов Амурской области проведено обследование очистных сооружений расположенных по адресу: <адрес>

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования №1 от 22 января 2020 года, 16 января 2020 года в 09 часов 00 минут консультантом Западного межрайонного отдела Министерства природных ресурсов Амурской области, государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории пгт. Магдагачи, очистные сооружения. В ходе проведенного рейдового мероприятия было установлено следующее:

1.    На основании п. 1.1 договора аренды на объекты водоотведения № 3 от 01.12.2019, администрация пгт. Магдагачи предоставила ООО «Энергия Движение» во временное владение и в пользование объекты водоотведения, согласно перечня объектов (приложение № 1 к договору), находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка (пгт.) Магдагачи, в том числе очистные сооружения.

2.    На основании устава, Утвержденного Решением единственного учредителя № 1 от 12.11.2019 года, ООО «Энергия Движение» осуществляет следующие виды деятельности: удаление и обработка сточных вод; удаление и обработка твердых отходов; производство и передача пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды, уборка территории и аналогичная деятельность; управление эксплуатацией нежилого фонда.

3.    Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения, 14.11.2019 года внесена запись о создании юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц, за государственным регистрационным номером 1192801010049.

4.    Генеральный директор ООО «Энергия Движение» Левчук С.Я. предоставил письменную информацию от 16.01.2020 № 8, в которой сообщается: - очистные сооружения механической очистки в пгт. Магдагачи построены и эксплуатируются с 1972 года, собственником является администрация пгт. Магдагачи. В настоящее время очистные сооружения переданы на основании временных договоров (от 01.12.2019 г. по 29.12.2019 г., от 30.12.2019 г. по 31 12.2019 г., от 01.01.2020 г. по 29.01.2020 г.) до заключения концессионного соглашения в ООО «Энергия Движение» пгт. Магдагачи.

В составе очистных сооружений находятся: - приемная камера с ручной решеткой; песколовки - 2; первичные отстойники - 2; контактный резервуар, хлораторная.

После очистки и хлорирования сточные воды сбрасываются в р. Левая Магдагачи через овраг, расположенный в пойме р. Левая Магдагачи (фактов прямого сброса сточных вод в водный объект в р. Левая Магадагачи не выявлено). Расстояние от места выпуска до реки - 200 м. Выпуск расположен в пределах населенного пункта. Капитальный ремонт на данном объекте до настоящего времени не производился. Сточные (канализационные) воды по канализационным сетям поступают в приемную камеру. Потом в решетку механической очистки, далее в песколовку, потом в конечный отстойник и на выпуск. На сегодняшний день требуются работы по очистке забитых 2 песколовок и 2 отстойников. Сточные воды, поступая напрямую через решетку приемной камеры, хлорируются, и неочищенные (недостаточно) очищенные) через закопанную трубу сбрасываются в овраг, далее в пойму р. Левая Магдагачи.

Между администрацией пгт. Магдагачи и ООО «Энергия Движение» заключены временные договоры до заключения концессионного соглашения.

ООО «Энергия Движение» производит контроль по отбору и исследованию воды, какой либо разрешающей документации на сброс вод общество не имеет, нет НДС, разрешения на пользование водным объектом, объем сточных вод поступаемых на очистные сооружения составляет 3040 куб. м. /сутки.

5. Кроме этого визуально были осмотрено состояние очистного сооружения, прилегающая территория к ним, место сброса сточных вод, место растекания сточных вод по пойменной части р. Левая Магдагачи. Факты изложенные в письменной информации генерального директора ООО «Энергия Движение» подтвердились.

В силу ч.ч. 1, 3, 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с данным Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Решением Магдагачинского поселкового Совета народных депутатов от 28 апреля 2015 года принято решение об утверждении схем водоснабжения и водоотведения рабочего поселка пгт. Магдагачи на период до 2030 года.

Согласно п. 1.1 Раздела 1 Схемы водоотведения, система централизованного водоотведения - это комплекс инженерных сооружений, оборудования и санитарных мероприятий, обеспечивающих сбор и отведение за пределы населенных мест и промышленных предприятий загрязненных сточных вод, а также их очистку и обезвреживание перед утилизацией или сбросом в водоем (на рельеф). Система централизованной канализации включает: очистные сооружения канализации, самотечно-напорную сеть канализации, канализационные насосные станции. Канализационная сеть обеспечивает отведение сточных вод от потребителей услуг централизованного водоотведения по уличным коллекторам в перекачивающие канализационные станции, оттуда - в главную КНС, далее - на очистные сооружения и сброс их после очистки в реку Магдагачи.

Из таблицы 25 Схемы водоотведения следует, что Показатели качества сточных вод отсутствуют по причине аварийной ситуации на канализационном коллекторе, 100% износа канализационной трубы диаметром 600 мм, длиной 130м. Очистные сооружения не работают.

В соответствии с п. 1.7 Раздела 1 Схемы водоотведения одной из главных угроз окружающей среде является не столько объем сточных вод, сколько их структура. По-прежнему значительную долю в объеме сбрасываемых сточных вод области занимают загрязненные недостаточно-очищенные воды.

Согласно п. 1.9 Раздела 1 Схемы водоотведения основными проблемами эксплуатации сетей и сооружений водоотведения МО пгт. Магдагачи являются:

-    высокая степень износа сооружений и сетей системы водоотведения;

-    неудовлетворительное техническое состояние канализационных насосных станций (требуется замена оборудования на менее энергоемкое);

несоответствие существующих технологий очистки сточных вод современным нормативным требованиям к качеству сточных вод.

Пунктом 4.2 Раздела 4 Схемы водоотведения установлено, что к одному из основных мероприятий по реализации схем водоотведения относится реконструкция существующих канализационных очистных сооружений с целью повышения пропускной способности очистных сооружений до 4000 м /сутки с доведением качества очищенных сточных вод до ПДК, со сроком исполнения - 1 очередь до 2020 г.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования поселка Магдагачи Магдагачинского района Амурской области к вопросам местного значения пгт. Магдагачи относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Согласно договору аренды на объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи от 01 января 2020 года администрация пгт. Магдагачи предоставила ООО «Энергия Движение» во временное владение и пользование объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи. Арендатор обязуется оказывать услуги в сфере водоотведения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Срок действия договора по 29 января 2020 года.

Согласно договору аренды на объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи от 01 февраля 2020 года № 006, администрация пгт. Магдагачи предоставила ООО «Энергия Движение» во временное владение и пользование объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи. Арендатор обязуется оказывать услуги в сфере водоотведения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Срок действия договора по 29 февраля 2020 года.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ч. 6 ст. 56 ВК РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- соблюдать    при    использовании    земельных участков требования градостроительных регламентов,    строительных, экологических,    санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, в ходе проверки проведенной проверке было достоверно установлено, что ООО «Энергия Движение» нарушаются указанные выше требования законодательства в связи со сбросом недостаточно очищенных сточных вод на рельеф местности, а в дальнейшем в реку Магдагачи.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Кроме того, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п. 4.2 «СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000, сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.

В соответствии с п. 3.1. Методических указаний МУ 2.1.5.800 - 99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.1999, сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в т.ч. поверхностных пресных и морских вод, подземных водоносных горизонтов, питьевой воды и почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально-оральным механизмом передачи.

Из положений п.п. 3.2, 3.3 Методических указаний следует, что хозяйственно-бытовые сточные воды относятся к наиболее опасным в эпидемическом отношении, для которых характерно относительно стабильное качество (при соблюдении норм водопользования). Эти стоки отличаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. Поэтому перед обеззараживанием необходима их механическая и биологическая очистка.

Анализ приведенных положений нормативных правовых актов, указывает на то, что на администрацию пгт Магдагачи возложена обязанность по выполнению мероприятий, направленных на соблюдение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Допущенные администрацией пгт Магдагачи нарушения законодательства в области водоотведения и защиты окружающей среды, нарушают право граждан- неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, а также интересы Российской Федерации.

    Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Устанавливая срок устранения администрацией пгт Магдагачи нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, суд принимает во внимание характер допущенного ответчиком нарушения.

    Кроме этого, суд учитывает также то, что иск предъявлен в защиту прав неопределенного круга лиц, в целях создания безопасных условий для жизни и здоровья граждан, поэтому установление срока для исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в течение одного года с момента вступления в законною силу решения суда, является обоснованным.

    При указанных обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований прокурора к администрации пгт Магдагачи в полном объеме.

    Договор аренды на объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи от 01 февраля 2020 года № 006, согласно которому администрация пгт. Магдагачи предоставила ООО «Энергия Движение» во временное владение и пользование объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи и, согласно которому, Арендатор обязуется оказывать услуги в сфере водоотведения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», заключен по 29 февраля 2020 года. Пролонгация договора не предусмотрена.

    Согласно ст. 307 ГК РФ В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

    Согласно ч.1 ст. 307.1 ГК РФ обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III).

В силу п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (пункта 2 названной статьи).

В соответствии с пунктом 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Из содержания пункта 3 статьи 453 ГК РФ следует, что в случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения сторонами соглашения о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения.

    Из приведенных норм следует, что обязательства по обеспечению водоотведения в пгт Магдагачи у ООО «Энергия Движение» возникли из договора аренды № 006 от 1 февраля 2020 года, который действует по 29 февраля 2020 года. По истечению срока договора обязательства ООО «Энергия Движение» прекратятся.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для возложения на ООО «Энергия Движение» обеспечить нормативную очистку сточных вод, и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, после 29 февраля 2020 года. Поэтому исковые требования прокурора к ООО «Энергия Движение» подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, заявленное в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересах неопределенного круга лиц, к администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи, обществу с ограниченной ответственностью «Энергия Движение» об организации водоотведения, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории муниципального образования пгт. Магдагачи, исключающее их сброс на рельеф – удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования рабочего поселка пгт. Магдагачи организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории муниципального образования пгт. Магдагачи, и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, в течение 1 (одного) года, со дня вступления решения в законную силу.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Энергия Движение» обеспечить нормативную очистку сточных вод, и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, в течение действия договора аренды № 006 от 1 февраля 2020 года, заключенного между администрацией пгт Магдагачи и ООО «Энергия Движение» на объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности рабочего поселка(пгт) Магдагачи.

Мотивированное решение составить 25 февраля 2020 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд Амурской области в месячный срок со дня составления мотивированного решения.

Судья Магдагачинского районного суда                                 В.Е. Белоруков

Амурской области

2-52/2020 ~ М-30/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Энергия движение"
Администрация пгт. Магдагачи
Другие
Министерство природных ресурсов Амурской области
Суд
Магдагачинский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
magdagachinskiy--amr.sudrf.ru
23.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2020Передача материалов судье
24.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее