Дело № 2 – 397/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего - судьи Смирновой Т.Ю.,
с участием истца Белова А.В.,
представителя истца Мороз Д.С., действующей на основании устного ходатайства,
представителя ответчика и третьего лица Садриевой С.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на <данные изъяты> год, и доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на <данные изъяты> год,
при секретаре Гильфановой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
07 февраля 2017 года
гражданское дело по иску Белова А.В. к администрации Киселёвского городского округа о защите нарушенного права и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Белов А.В. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику администрации Киселёвского городского округа о защите нарушенного права и предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивирует тем, что <данные изъяты> Б. Г.Д. на основании договора купли – продажи от 15 января 1996 года, удостоверенного государственным нотариусом Г. Н.В. под №, зарегистрированного в БТИ г. Киселёвска, реестр №, принадлежала на праве собственности <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в которой он проживал вместе с <данные изъяты>
В 2006 году жилой дом по <адрес> был снесён, его с <данные изъяты> администрация г. Киселёвска временно переселила по адресу: <адрес>, объясняя это тем, что жильё, положенное им взамен снесённого ещё не достроено. В <данные изъяты> году Б. Г.Д. умерла после <данные изъяты>.
Поскольку дом, в котором находилось жилое помещение – квартира, занимаемая им, как членом семьи собственника жилого помещения, был снесён на основании распоряжения ответчика, а Белову А.В., как выселяемому из него гражданину, администрацией Киселёвского городского округа не было предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, его конституционное право на жилище было нарушено ответчиком, что является недопустимым.
Обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений взамен помещений, находящихся в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии, возложена на органы местного самоуправления.
На протяжении всего времени ответчик не предпринимал никаких мер по переселению, а в 2015 году дом по адресу: <адрес>, предоставленный как временное жильё, был снесён. В настоящее время истец не имеет жилья в собственности, вынужден снимать жильё, проживает в плохих условиях.
В связи с этим, ссылаясь на статьи 85, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просит обязать администрацию Киселёвского городского округа предоставить ему благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, расположенное в черте муниципального образования «Городской округ «Город Киселёвск», общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, взамен снесённого жилья по адресу: <адрес>.
Истец Белов А.В. и его представитель Мороз Д.С. в судебном заседании полностью поддержали заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы искового заявления, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика, а также представитель третьего лица Садриева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что на основании распоряжения администрации от 28 сентября 2006 года № в связи с аварийностью дома по <адрес> произведён его снос. В связи с этим администрацией отрабатывалось переселение граждан, проживающих в указанном доме, в том числе и Б. Г.Д. Однако Б. Г.Д. не смогла представить в администрацию все необходимые для переселения документы, поэтому была переселена в освободившееся муниципальное жильё по <адрес>. В наследство Белов А.В. после смерти <данные изъяты> вступить не смог. Таким образом, считает, что администрация Киселёвского городского округа никоим образом не нарушает права Белова А.В., поскольку права на предоставление квартиры он не имеет.
На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований Белова А.В. отказать в полном объёме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Белова А.В. необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1, 7, 18, 19).
Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи квартиры от 15 января <адрес>
<адрес> города Киселёвска от 28 сентября 2006 года № в связи с аварийностью домов по <адрес> разрешён снос дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, с указанием произвести расселение жильцов дома за счёт вновь вводимой и освободившейся жилой площади.
Как установлено решением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 01 ноября 2016 года (л.д. 14-18), имеющего в силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при разрешении данного спора, на основании распоряжения администрации Киселёвского городского округа № от 22 февраля 2012 года произведён снос дома по <адрес>.
Согласно справке Центра технической инвентаризации Кемеровской области филиал № 25 БТИ г. Киселёвска от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> снято с технического учёта в 2006 году в связи со сносом строения.
Как следует из поквартирных карточек от 06 февраля 2017 года в жилом помещении по <адрес> а также в жилом помещении по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован.
Согласно частям 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
На основании положений части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьёй 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в том случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включён в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Белов А.В. нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда, либо собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания (включённого в адресную программу переселения) не является, в связи с чем правом на внеочередное предоставление жилья не обладает.
Белов А.В. на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления не состоял и не состоит в настоящее время.
Преимущественного права по отношению к другим лицам, имеющим право на первоочередное и внеочередное получение жилого помещения, принятым на учёт и включённым в соответствующие списки, не имеет.
Предоставление жилого помещения, фактически минуя очерёдность, противоречило бы закону.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Белова А.В.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Белова А.В. к администрации Киселёвского городского округа об обязании предоставить Белову А.В. благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, расположенное в черте муниципального образования «Городской округ «Город Киселёвск», общей площадью не менее 33,0 кв.м, взамен снесённого жилья в доме по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 февраля 2017 года.
Председательствующий: Т.Ю.Смирнова
Решение в законную силу не вступило
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке