Дело 2-1078/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Дегтевой Н.В.
При секретаре Гавриличевой А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной С.В. к Администрации г. Серпухова об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец просит обязать ответчика вынести решение о переводе ее жилого дома <номер> <адрес> в нежилой дом для использования под объекты здравоохранения, делового, финансового и торгового назначения, под образовательные, научно-проектные и исследовательские учреждения, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи жилого дома от <дата>, постановления Главы г.Серпухова «О разрешении строительства (реконструкции) и регистрации на праве собственности жилых и хозяйственных построек к жилым домам индивидуального пользования» <номер> от <дата>, разрешения на строительство <номер> от <дата>, ей на праве собственности принадлежит двухэтажный жилой дом с мансардой, общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <дата> Право собственности на указанный выше жилой дом зарегистрировано в ЕГРП. <дата> она обратилась к Ответчику с заявлением о переводе указанного выше жилого дома в нежилой, в котором никто не проживает и не зарегистрирован по месту жительства или пребывания. На приеме в УАиС Администрации г.Серпуховаей было рекомендовали написать заявление в том виде как оно было ею написано и подано, хотя она имела намерение, на основании ст. ст.22-24 ЖК РФ, лишь перевести жилой дом в нежилой, для сдачи помещений здания в аренду для деловых или торговых целей, поскольку получать разрешение на изменение разрешенного вида указанного дома и земельного участка при доме, как оказалось, необходимости не имелось. После этого от Ответчика были получены письма от <дата><номер>, а позднее от <дата> <номер>, в которых истцу со ссылкой на ст.49 Градостроительного кодекса РФ предложено предоставить проектную документацию на дом с запрашиваемым видом разрешенного использования, прошедшим государственную экспертизу, после чего обещается продолжение рассмотрения ее заявления.
При этом в письме от <дата> <номер> было разъяснено, что при невозможности представить запрашиваемые документы, истец вправе разрешить этот вопрос в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством, что она и вынуждена сделать, обращаясь с настоящим заявлением в суд, а также, надеясь на объективное рассмотрение возникшего вопроса, лично к Главе г.Серпухова (вх.<номер> от <дата>), повторно приложив к обращению все необходимые документы.
Истец считает уклонение Ответчика от вынесения решения о переводе жилого помещения в нежилое и требование о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных законом, является незаконными, создающими препятствия в реализации прав собственника жилого дома и возлагающими на нее не предусмотренные законом обязанности, поскольку согласно ч.2 ст.23 Жилищного кодекса РФ истцом были предоставлены все документы, необходимые для решения вопроса о переводе указанного выше жилого дома в нежилой, а именно: заявление; правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, технический паспорт. Другая документация и проект перепланировки не предоставлялась ею в связи с тем, что переустройство \Перепланировка\ дома не требуется. В силу прямого указания ч.3 ст.23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.ч.4 и 5 ст.23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в данный орган (т.е. до <дата>), о чем, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч.4 настоящей статьи решений выдается или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение утверждена постановлением Правительства РФ от 10.08.2005г. № 502. Однако до сих пор такого Уведомления она не получала. Истица считает, что оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, предусмотренных ч.1 ст.24 ЖК РФ, перечень которых является исчерпывающим, в письмах Ответчика от <дата>№ <номер> и от <дата> <номер>, не приводится, замечаний по составу и полноте документов, кроме проектной документации, не было.
Истица так же указала, что из прямого указания ч.1 ст.49 Град.К РФ следует, что государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов кап. строительства. Между тем, как видно из поданного истцом заявления и прилагаемых к нему документов, никакой реконструкции, перепланировки/переустройства указанного выше жилого дома она не планирует, и с подобным заявлением не обращалась. Ко всему прочему, указанный выше жилой дом не превышает двух этажей, и его площадь менее 1500 кв. м (п.4 ч.2 ст.49 Град.К РФ), а потому даже в случае строительства (реконструкции) и т.п. жилого дома, необходимости в проведении такой экспертизы не имеется.
Представитель истца по доверенности Савчук И.Н. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, дополнительно пояснив, что в силу п. 1.3. Положения о Межведомственной комиссии г.Серпухова по реализации жилищной политики от 12.04.2006г. №701, Комиссия является коллегиальным совещательным органом в администрации г.Серпухова, решения которой носят рекомендательный характер, в то время как, в силу ч.ч.1 и 2 ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (т.е. имеющим властные полномочия), куда в силу приведенных норм и обратилась истца по делу, в связи с чем довод ответчика о том, что истица должна обратиться в Комиссию (совещательный орган), не основан на законе. Представитель истица так же указывает, что требование ответчика представить проектную документацию на здание, прошедшую государственную экспертизу, и основанное на этом уклонение от перевода жилого дома в нежилой, является незаконным.
Представитель ответчика Администрации г. Серпухова против иска возражала и пояснила, что истица Ильина СВ. является собственником жилого дома с мансардой, т.е. 3-х этажного дома общей площадью ... кв.м, лит. А, А1, А2, АЗ, А4, и земельного участка с кадастровым номером <номер> с разрешенным использованием для индивидуального жилого дома, общей площадью ... кв.м, расположенных по адресу <адрес>. Для перевода жилого помещения в нежилое на основании ст. 23 ЖК РФ собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Представитель ответчика показал, что органом, осуществляющим перевод помещений из жилого в нежилое в городе Серпухове является Межведомственная комиссия города Серпухова по реализации жилищной политики, положение и состав которой утвержден постановлением Главы города Серпухова от 12.04.2006г. №701 «О Межведомственной комиссии города Серпухова по реализации жилищной политики», куда истица Ильина СВ. с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое не обращалась. С аналогичным заявлением она не обращалась и в Администрацию города Серпухова, а с заявлением от <дата> (вх-<номер>), она обратилась за предоставлением разрешения на использование земельного участка и здания с жилого в нежилое на другой вид использования: объекты здравоохранения, объекты делового, финансового назначения, образовательные учреждения, научно-проектные и исследовательские учреждения. При этом никаких документов, перечисленных в ст. 23 ЖК РФ к заявлению приложено не было, в связи с чем ей было разъяснено, что для изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства она согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ должна предоставить проектную документацию на указанный объект капитального строительства, поскольку на территории города Серпухова действуют Правила землепользования и застройки г. Серпухова, утвержденные решением Совета депутатов города Серпухова №560/88 от 26.05.2010г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова» (далее - Правила), согласно которым город Серпухов разделен на территориальные зоны и для каждой из них установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Земельный участок и объект капитального строительства — индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу <адрес> находятся в территориальной зоне ЦЗ и для этой зоны предусмотрены такие виды разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства как «объекты здравоохранения, объекты делового, финансового назначения, образовательные учреждения, научно-проектные и исследовательские учреждения».
Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, которые установлены в отношении объекта капитального строительства, используемого под индивидуальный жилой дом и для этого же объекта, используемого под нежилой дом для размещения объектов здравоохранения, объектов делового, финансового назначения, образовательных учреждений, научно-проектных и исследовательских учреждений, отличаются друг от друга, а потому по п. 6 ст. 11 Правил перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством, и с учётом требований, предусмотренных настоящей статьёй, в связи с чем истица должна была получить заключение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Серпухова, подтверждающее соблюдение требований технических регламентов, чего истицей в нарушение требований п\п.4 п.2 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ представлено не было что не позволяет вынести решение о соответствии индивидуального жилого дома требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства нежилого назначения. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, не соответствует выбранному истицей виду разрешенного использования объекта капитального строительства.
Изучив материалы дела, выслушав председателя истца и ответчика, суд считает заявленный иск не подлежат удовлетворению.
Как видно из дела, истица является собственником 3-этажного жилого дома, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными в дело копиями: договора купли-продажи от <дата> \л.д. 7-8\, постановления Главы города Серпухова от <дата> <номер> «О разрешении строительства (реконструкции) и регистрации на праве собственности жилых и хозяйственных построек к жилым домам индивидуального пользования» \л.д. 9\, свидетельством о государственной регистрации права от <дата> \л.д. 11\, техническим паспортом на жилой дом, составленным по состоянию на <дата>.
Из представленной в дело выписки из домовой книги от <дата> усматривается, что в доме <номер> <адрес> проживающих лиц не зарегистрирован \л.д. 20\.
В дело представлено заявление истца в адрес заместителя Главы Администрации г. Серпухова от <дата>, в котором она просит предоставить разрешение на перевод использования земельного участка площадью ... кв.м. и здания площадью ... кв.м. с жилого в нежилое для использования под объекты здравоохранения, объекты делового, финансового назначения, объекты торгового назначения, образовательные учреждения, научно-проектные и исследовательские учреждения \л.д. 21\.
Из ответа Администрации г. Серпухова от <дата> <номер> и от <дата> <номер> усматривается, что истцу необходимо предоставить в управление архитектуры и строительства проектную документацию на объект капитального строительства, с запрашиваемым видом разрешенного использования, прошедшую государственную экспертизу \л.д. 22, 23\.
Из Экспертного заключения от <дата> составленного экспертами ООО «Г.» Е. и К. видно, что 2-этажный жилой дом с мансардой. Расположенный по адресу: <адрес> соответствует техническим регламентам, установленным для объектов капитального строительства, используемых в качестве объектов делового, финансового и торгового назначения и не требует проведения какой-либо реконструкции, перепланировки или переоборудования \л.д. 49-66\.
В деле имеется постановление Главы города Серпухова от <дата> <номер> о Межведомственной комиссии города Серпухова по реализации жилищной политики, которым утверждено положение о Межведомственной комиссии города Серпухова по реализации жилищной политики \л.д. 33\.
В материалах дела так же имеется технический паспорт на спорный жилой дом, составленным по состоянию на <дата>, из данных которого следует, что жилой дом <номер> <адрес> имеет надземную часть, состоящую из 3-х этажей \л.д. 13\.
В силу ст. 11 Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствие с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
На основании п\п 4 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации объектов, строительство которых осуществляется в Российской Федерации, не проводится в отношении проектной документации объекта капитального строительства в виде отдельно стоящего объекта капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствие со ст. 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Из п. 2.1.1 положения о Межведомственной комиссии города Серпухова по реализации жилищной политики усматривается, что к полномочиям Комиссии относится рассмотрение вопросов перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые помещения (дома) и нежилых помещений (нежилых домов) в жилые помещения (жилые дома) \л.д. 34-36\.
В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 23 ЖК РФ Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Решением Совета депутатов городского округа Серпухов МО от 26.05.2010 N 560/88 были утверждены «Правила землепользования и застройки города Серпухова Московской области»
\л.д. 43-об\., п. 11 которых предусмотрен порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования, согласно которому при изменении основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства такие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренные в составе градостроительного регламента, установленного главой 13 настоящих Правил, выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.. Изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без проведения реконструкции объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи. Для этого правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, заинтересованные в изменении основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без проведения реконструкции объектов капитального строительства, в целях подтверждения соблюдения требований технических регламентов направляют в Комиссию уведомление об изменении вида разрешенного использования земельных участков или объектов капитального строительства с приложением документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов. Изменение разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального без проведения реконструкции объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, установленном статьей 12 настоящих Правил.
Из материалов дела усматривается, что указанный порядок изменения одного вида разрешенного использования жилого дома на другой вид истицей не соблюден, поскольку в Администрации города ею не представлено уведомление о намерении изменить вид разрешенного использования и не представлено документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов. При таких обстоятельствах, суд считает, что истицей не было соблюдено требования п.5 ч.2 ст. 23 ЖК РФ, поскольку документа, подтверждающего возможность изменить вид разрешенного использования спорного жилого дома без проведения реконструкции с жилого на нежилой истицей не представлено. Ссылка представителя истицы на то, что в дело представлено экспертное заключение специалистов-экспертов ООО «Г.» от <дата>, в котором имеется заключение, что спорный жилой дом соответствует техническим регламентам, установленным для объектов капитального строительства, используемых в качестве объектов делового, финансового и торгового назначения и не требует проведения какой-либо реконструкции, перепланировки или переоборудования, не может быть признана судом в качестве основания для удовлетворения заявленного иска, поскольку истицей не соблюден установленный ст. 11 Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области порядок обращения с требованиями об изменении разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства и не представлено документа, подтверждающего соблюдение технических регламентов при таком изменении. Кроме того, в указанном заключении не имеется данных об использовании спорного жилого дома под объекты здравоохранения, образовательные, научно- проектные и исследовательские учреждения, о чем в своем заявлении при обращении к ответчику <дата> указывала истица. Указанные требования Правил соответствуют и требованиям п\п 4 ч.2 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающего возможность непроведения государственной экспертизы в отношении отдельно стоящего объекта капитального строительства с количеством этажей не более 2-х, не предназначенных для проживания граждан, поскольку спорный жилой дом в соответствие с данными технического паспорта имеет в надземной части 3 этажа. Все указанные обстоятельства дают суду основания сделать вывод о необоснованности заявленного требования и невозможности при таких обстоятельствах обязать Администрацию г. Серпухова вынести решение о переводе спорного жилого дома в нежилой.
На основании изложенного и рук. ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявленный иск оставить без удовлетворения.
Отказать истице Ильиной С.В. в ее требованиях об обязании Администрации г. Серпухова вынести решение о переводе ее жилого дома <номер> <адрес> в нежилой дом для использования под объекты здравоохранения, делового, финансового и торгового назначения, под образовательные, научно-проектные и исследовательские учреждения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Мособлсуд через Серпуховский суд с момента его оглашения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СУДЬЯ: Н.В. ДЕГТЕВА