Дело № 2-53/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 06 марта 2018 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Федотовой М.В.,
при секретаре Елфимовой И.А.,
с участием представителя истца Нефедовой Е.А.,
ответчиков Смолевой О.Б., Отто Р.Н., их представителя Сорокина Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в дело по иску ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» к Смолевой О.Б., Отто Р.Н. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» (далее ЦСЗН) обратился в суд с иском о взыскании излишне выплаченных денежных средств со Смолевой О.Б. в сумме 168218,09руб., с Отто Р.Н. в сумме 41759,05 руб. В обоснование требований указано, что в рамках Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Республики Коми от <дата> ХХХ-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», Постановления Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» предусмотрена выплата региональной социальной доплаты к пенсии (далее РСДП) неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с чч. 2 и 3 ст. 12.1 Закона «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год. <дата> Смолева О.Б. обратилась в ЦСЗН с заявлением об установлении и выплате РСДП. На основании заявления и приложенных документов ЦСЗН принято решение о назначении РСДП ответчику с <дата>. При осуществлении в <дата>. проверки получателей РСДП было выявлено, что Смолева О.Б. является получателем ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний из ГУ- регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми. Данная выплата подлежит учету при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера при решении вопроса о назначении РСДП. В форме заявления об установлении РСДП предусмотрен абзац, в котором заявителю необходимо указывать сведения о получении (неполучении) ежемесячных страховых выплат. Однако, Смолева в заявлении факт получения страховых выплат не указала. При этом, сумма материального обеспечения Смолевой О.Б. с учетом получаемой страховой выплаты превышает величину прожиточного минимума, ввиду чего ответчик не имела права на назначение РСДП. За период с <дата> по <дата> сумма неправомерно выплаченной денежной суммы составила 138102,31руб.
Кроме того, Смолева О.Б. обращалась <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> в ЦСЗН с заявлениями о признании ее семьи малоимущей для назначения государственной социальной помощи, на основании которых и представленных документов семья ответчика была признана малоимущей на периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. При оформлении указанных заявлений Смолева также не указала сведения о получении ею страховых выплат. Учитывая положения ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», постановления Правительства РК от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», получение Смолевой О.Б. страховой выплаты, оснований для признания семьи малоимущей не имелось. В связи с чем ЦСЗН приняты решения о прекращении статуса малоимущей семьи с <дата>, а также об отмене решений о признании малоимущей семьи с <дата>. За период с <дата> по <дата> Смолевой О.Б. было назначено и выплачено: пособие на несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2 на сумму <...>.; материальная помощь в связи с нахождением в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущих семей, обучающимся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Республики Коми, или посещающим государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации, расположенные на территории Республики Коми на сумму <дата>..
Кроме того, мать Смолевой О.Б., Отто Р.Н., обращалась <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> с заявлениями о предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста, как член семьи, признанной малоимущей. Отто Р.Н. было назначено и выплачено пособие на оплату проезда за периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Отто при написании указанных заявлений также не отразила сведения о получении Смолевой О.Б. страховых выплат. В связи с отменой решений о признании семьи Смолевой О.Б. малоимущей с <дата> принято решение о прекращении выплаты пособия на оплату проезда с <дата>. Всего за период с <дата> по <дата> Отто Р.Н. было назначено и выплачено пособие на оплату проезда на сумму <...>. Помимо этого, Отто Р.Н. обращалась <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так же не указав о получении Смолевой О.Б. страховых выплат. Всего Отто Р.Н. было необоснованно выплачено пособие в сумме <...>. После выяснения указанных фактов в адрес ответчиков ЦСЗН были направлены письма об отсутствии права на получение всех вышеперечисленных выплат, о добровольном возврате денежных средств, что последними проигнорировано.
В судебном заседании представитель истца Нефедова Е.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что в бланке заявления на получение РСДП прямо имеется графа о получении заявителем страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, однако данная графа Смолевой О.Б. заполнена не была. Не указывались ею сведения о получении страховых выплат и при оформлении заявлений о признании ее семьи малоимущей. При этом ответчику достаточно было просто указать сведения о получении данных выплат, в последующем Центр самостоятельно запросил бы необходимые сведения в Фонде социального страхования. Считает, что оснований для запроса данных сведений при решении вопроса о назначении РСДП, а также признании семьи малоимущей не было, так как у Центра сведений не имелось. Центр имеет право проводить проверки достоверности сведений, предоставленных заявителем, но не обязан этого делать. С <дата> семья Смолевой О.Б. вновь признана малоимущей, однако уже с другим составом семьи. Оснований для зачета излишне выплаченных средств не имелось.
Ответчик Смолева О.Б. с иском не согласилась. Указала, что при составлении заявления в сентябре 2015 года говорила сотруднику Центра о том, что получает выплаты в связи со смертью мужа на производстве, однако сотрудник Центра ее вопрос проигнорировал, в связи с чем она графу заполнять не стала. Считает, что в сложившейся ситуации имеет место вина Центра.
Ответчик Отто Р.Н. с иском не согласилась. Указала, что о получении дочерью страховых выплат не знала, поэтому ничего не указала в своих заявлениях.
Представитель ответчиков Сорокин Р.В. поддержал доводы ответчиков. В дополнение указал, что Центр имел возможность проверить достоверность предоставленных ответчиками сведений, поскольку уже с 2013 года между ЦСЗН и территориальным органом Фонда социального страхования существует межведомственное электронное взаимодействие. Бланк заявления на получение социальных выплат составлен некорректно, юридически неграмотному человеку сложно в нем разобраться.
Третьи лица Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми надлежаще извещены о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В отзыве Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми выразило согласие с исковыми требованиями истца.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплены каждому гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Закон № 178-ФЗ) под социальной доплатой к пенсии понимается предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии со ст. 12.1 Закона № 178-Ф общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий…, срочной пенсионной выплаты; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Согласно ч. 5 указанной статьи региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Ч. 12 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ установлена обязанность пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
Согласно ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (далее Закон № 56-РЗ) к видам государственной социальной помощи относится предоставление региональной социальной доплаты к пенсии (РСДП). Правила обращения за РСДП, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера определяются Правительством Республики Коми, а именно постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (далее – Правила обращения за РСДП).
В соответствии с Правилами обращения за РСДП их действие распространяется на проживающих на территории Республики Коми граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не осуществляющих трудовую и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации. РСДП устанавливается неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с чч. 2 и 3 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год.
Согласно п. 7 Правил обращения за РСДП для установления региональной социальной доплаты к пенсии пенсионер представляет в ЦСЗН заявление по форме согласно приложению к настоящим Правилам и документы. В форме заявления об установлении РСДП предусмотрен абзац, согласно которому при его заполнении заявитель декларирует, что является (либо не является) получателем ежемесячных страховых выплат, предусмотренных ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве».
Согласно п. 5 Правил обращения за РСДП при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются, в том числе ежемесячные страховые выплаты, предусмотренные ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Ст. 10 Закона № 178-ФЗ предусмотрена обязанность заявителя известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений (ч.1). В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (ч.2).
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи (ст. 9 Закона № 178-ФЗ).
Установлено по материалам дела, <дата> Смолева О.Б. обратилась в Центр с заявлением об установлении и выплате РСДП. При заполнении заявления предоставила копию паспорта, трудовой книжки, СНИЛС, пенсионного удостоверения, указав о получении ею пенсии.
Заявлением предусмотрено обязательство гражданина безотлагательно сообщать Центру о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, наступлении иных обстоятельств, влекущих изменение размера РСДП или ее прекращение, а также предупреждение, что государственная услуга, предоставленная неправомерно вследствие предоставления заявителем с заведомо неверными данными, сокрытия данных, влияющих на назначение и выплату государственной услуги или исчисление ее размера, взыскивается в установленном законодательством порядке.
В форме заявления об установлении РСДП предусмотрен абзац, согласно которому при его заполнении заявитель декларирует, что является (либо не является) получателем ежемесячных страховых выплат, предусмотренных ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве».
Указанное заявление от <дата> заполнено Смолевой О.Б. собственноручно и подписано ею.
Однако, абзац о получении (либо не получении) ежемесячных страховых выплат, предусмотренных ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» Смолевой О.Б. заполнен не был, что свидетельствует о том, что заявитель получателем указанных выплат не является.
На основании поданного заявления и приложенных документов Центром принято решение о назначении ответчику РСДП с <дата>.
В октябре 2017 года в ходе проверки получателей РСДП ЦСЗН установлено, что Смолева О.Б. и ее дети являются получателями ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний из Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Согласно п. 36 Правил обращения за РСДП выплата прекращается в случае, когда общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена РСДП, превысила (достигла) величину прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми за счет денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 - 3 и 5, 6 пункта 5 Правил, - с 1-го числа месяца, в котором наступило данное обстоятельство.
Учитывая размеры получаемых Смолевой О.Б. пенсии, ежемесячной страховой выплаты, общая сумма материального обеспечения ответчика в рассматриваемый период превышала величину прожиточного минимума, установленную Законом РК от 26.09.2014 № 115-РЗ на <дата>.
Сумма неправомерно выплаченной Центром РСДП <дата> Смолевой О.Б. РСДП составила <...>., в <дата>- <...>., в <дата> - <...>. Всего за период с <дата> по <дата> ответчику Смолевой О.Б. неправомерно выплачена РСДП в размере 138102,31руб.
Доводы ответчика и ее представителя о вине сотрудников Центра, должным образом не проверивших заявление, не разъяснивших о необходимости внесения в бланк заявления сведений о получении Смолевой О.Б. ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, суд считает необоснованными.
Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что она в разное время принимала заявления ответчиков на получение пособий, разъясняла обоим, что необходимо указать все доходы всех членов семьи. Отто лишь говорила, что ее дочь и внуки, а также она сама получают пенсии. Несколько раз ответчики приходили для оформления заявлений вместе. Вопросы, включать либо не включать какие-либо доходы, те не задавали при ней. Кроме того, гражданам вручается памятка, где указан порядок заполнения заявлений, доходы, которые необходимо отражать; также все это оговаривается устно; имеется необходимая информация и на стенде в Центре.
Свидетель ФИО4 суду пояснила, что принимала у Смолевой О.Б. заявление о признании ее семьи малоимущей. Ей вопросов о том, какие доходы включать, не задавала. Также не говорила, что она является получателем страховых выплат по линии социального страхования. Отто Р.Н., когда оформляла заявление на получение субсидии, также вопросов каких-либо не задавала.
Свидетель ФИО5 показала, что к ней Смолева обращалась по поводу назначения детям РСДП в беззаявительном порядке, в <дата>. При этом свидетель заявление самой Смолевой от <дата> не принимала, она лишь рассматривала заданное заявление и принимала решение. Из заявления было видно, что ответчик указала о получении пенсии всеми членами ее семьи, в том числе детьми. При этом, указанные документы не содержат сведений о получении ею страховых выплат из Фонда социального страхования. Если, гражданин не указывает размер доходов, в данном случае пенсии, то Центр самостоятельно делает соответствующий запрос в пенсионный орган. Такие запросы в пенсионный орган были направлены и в отношении Смолевой О.Б. и членов ее семьи при подаче ею заявления. Если бы она в заявлении указала сведения о получении и страховых выплат, то такой же запрос был бы сделан и Фонд социального страхования. Однако такие сведений в Центре не было.
Свидетель ФИО6 пояснила суду, что подвозила Смолеву О.Б. в <дата> из <адрес> до ЦСЗН в <адрес>, так как Смолева боялась не успеть. Пока та оформляла документы, свидетель находилась у входа. Слышала, как Смолева задавала вопросы, ей отвечали. Запомнила фразу, произнесенную Смолевой «<...>».
Кроме того, ст. 10 Закона № 178-ФЗ, прямо предусмотрена обязанность заявителя по предоставлению достоверных сведений о своем материальном положении.
Учитывая, что бланк заявления прямо предусматривает указание гражданином сведений о получении страховых выплат в рамках страхования от несчастных случаев на производстве, ответчик не могла не знать о получении ею данных выплат. Ей ничто не препятствовало заполнить указанную графу, при том, что отражения сведений о размере и предоставления каких-либо подтверждающих документов от нее не требовалось.
Ее довод об указании сотруднику Центра о получении ею соответствующих выплат, чем либо не подтвержден, в том числе и свидетелем ФИО6 Само по себе получение пенсии по потере кормильца ввиду смерти мужа не свидетельствует об обязательности факта получения ответчиком и страховых выплат. А при не указании соответствующих сведений непосредственно в заявлении данный факт значения не имеет.
Довод представителя ответчиков Сорокина Р.В. о возможности Центра провести проверку достоверности указанных сведений основан на неверном понимании норм права.
Указанный Закон № 178-ФЗ предусматривает право, а не обязанность Центра проверять предоставленные сведения, данным правом Центр воспользовался в октябре 2017 года, когда и был выявлен данный факт. В то же время обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий социальное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, возложена на пенсионера.
Ответчик ознакомлена под роспись с положением закона о своей обязанности извещать ЦСЗН о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера РСДП или прекращение ее выплаты, подпись ответчика имеется.
Наличие автоматизированной системы межведомственного взаимодействия, в том числе с территориальным органом Фонда социального страхования также не предполагает обязательную проверку всех заявителей на предмет достоверности предоставляемых ими сведений при подаче документов.
Согласно п. 41 Правил обращения за РСДП суммы региональной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные пенсионеру по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями; сокрытие данных, влияющих на право получения указанной доплаты и исчисление ее размера), возмещаются пенсионером добровольно либо удерживаются с его согласия по решению центра по предоставлению государственных услуг из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате за весь период, в течение которого у пенсионера отсутствовало право на выплату указанной доплаты. В случае отказа пенсионера от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром по предоставлению государственных услуг в судебном порядке и в сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> Смолева О.Б. обращалась в ЦСЗН с заявлениями о признании ее семьи малоимущей для назначения государственной социальной помощи. В состав семьи включены заявитель, двое ее несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, а также мать заявителя Отто Р.Н.
В соответствии со ст. 1 Закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Согласно ст. 7 указанного Закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Согласно ст. 2 Закона № 56-РЗ в Республике Коми малоимущим семьям может предоставляться государственная социальная помощь в виде денежных выплат и материальной помощи. Порядок и условия признания семьи малоимущей, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного дохода утвержден Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (далее – Порядок признания семьи малоимущей).
На основании заявления и представленных документов семья ответчика (состав семьи <...> человека) была признана малоимущей на периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
В соответствии с п. 2 Порядка признании семьи малоимущей для признания семьи малоимущей гражданин представляет в Центр документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления гражданина и всех членов семьи, которые указываются при решении вопроса о признании семьи малоимущей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее – постановление № 512).
Согласно Постановлению № 512 (подп. «д» п. 1) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина.
В бланке заявления при обращении для признания семьи малоимущей предусмотрена строчка «другие выплаты». В данной строчке при заполнении заявления, заявитель указывает другие выплаты, которые получает он либо члены его семьи, кроме тех, которые указываются отдельно, и предоставляет самостоятельно документы, подтверждающие эти доходы.
При обращении с заявлениями о признании семьи малоимущей доходы в виде страховых выплат Смолевой О.Б. не указывались и не предоставлялись, как и сведения о получении аналогичных выплат ее детьми.
В соответствии с п. 17 Порядка признания семьи малоимущей, в случае выявления Центром представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими принимается решение о прекращении статуса малоимущей семьи и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи.
В связи с выявлением факта получения Смолевой и ее детьми страховых выплат Центром принято решение о прекращении статуса малоимущей семьи с <дата>, а также об отмене решений о признании малоимущей семьи с <дата>.
Всего за период с <дата> по <дата> Смолевой О.Б. было назначено и выплачено:
- пособие на детей: ФИО1 и ФИО2 на сумму <...>. (на основании Порядка назначения и выплаты пособия на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительства) ребенка, утв. Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 282);
- материальная помощь в связи с нахождением в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущих семей, обучающимся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Республики Коми, или посещающим государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации, расположенные на территории Республики Коми на сумму <...>., выплаченная в <дата> (на основании Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде материальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, утв. Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281).
Учитывая, что выплата указанных пособий предусмотрена лишь семьям, признанным малоимущим, а с учетом получения страховых выплат семья Смолевой О.Б. таковой признана быть не могла, пособия в размере <...>. и <...>. получены Смолевой О.Б. неправомерно.
В рамках получения социальной помощи семье, признанной малоимущей, ответчик Отто Р.Н., являющаяся членом семьи Смолевой О.Б., обращалась в ЦСЗН <дата>, <дата>, <дата>, <дата> и <дата> с заявлениями о предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста.
В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 2 Закона № 56-РЗ членам малоимущих семей может быть предоставлено пособие на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), получающим страховые пенсии по старости, пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством.
На основании заявления и справки о признании семьи малоимущей (заявитель на признание семьи малоимущей – Смолева О.Б.) Отто Р.Н. было назначено и выплачено пособие на оплату проезда за периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Всего за период с <дата> по <дата> Отто Р.Н. было назначено и выплачено пособие на оплату проезда на сумму <...>.
В соответствии с подп. 1 п. 10 Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста, утв. Постановлением № 281, выплата пособия на оплату проезда прекращается в связи с прекращением статуса малоимущей семьи. В связи с отменой решений о признании семьи Смолевой О.Б. малоимущей с <дата> принято решение о прекращении Отто Р.Н. выплаты пособия на оплату проезда с <дата> с перерасчетом за период с <дата> по <дата>.
В силу п. 13 указанного порядка сумма пособия на оплату проезда, излишне выплаченная гражданину вследствие представления им документов с недостоверными сведениями и (или) вследствие выявления центром факта несвоевременного извещения центра заявителем об изменениях, влияющих на назначение и выплату указанного пособия, возмещается гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал пособие на оплату проезда. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с законодательством.
Кроме этого, Отто Р.Н. обращалась <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> и <дата> в ЦСЗН с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Право на субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Порядок предоставления субсидии на оплату ЖКУ).
На основании заявлений и представленных документов семье Отто Р.Н. была назначена субсидия на периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется с учетом видов доходов, указанных в п. 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.03 № 512, а именно: учитываются, помимо прочего, ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При обращении с заявлениями о предоставлении субсидии указанные доходы членов ее семьи Отто Р.Н. не предоставлялись.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления субсидии на оплату ЖКУ заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
Довод Отто Р.Н. и ее представителя о том, что она не знала о получаемых дочерью выплат, не может свидетельствовать об отсутствии ее вины в неправомерности получаемых пособий, поскольку она обязана была установить (выяснить надлежащим образом) все доходы, получаемые ее семьей. Об отсутствии такой возможности ответчик суду доказательств не представила. Кроме того, со слов свидетеля ФИО3 она разъясняла ответчику о необходимости предоставления сведений обо всех доходах членов семьи.
На основании подп. «в» п. 60 Правил предоставления субсидии на оплату ЖКУ и в связи с предоставлением недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии, Центром было принято решение о прекращении выплаты субсидии с <дата> с перерасчетом за прошлый период с <дата> по <дата> на сумму <...>.
Исходя из приведенных выше норма законодательных актов, следует, что субъектами такой ответственности законодатель определил лиц, предоставляющих недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных ими для установления и выплаты государственной социальной помощи.
При таком правовом регулировании обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий социальное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение социальных выплат, установлена законодательством и не обусловлена наличием соответствующего разъяснения органа, предоставляющего государственную услугу. Поэтому на лицо, подпадающее под действие упомянутых нормативных правовых актов, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
В силу положений п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Между тем, ответчики не представили суду доказательств отсутствия с их стороны недобросовестности при обращении и в дальнейшем получения государственной социальной помощи. Добровольно мер по возврату полученных средств не предприняли. Данные факты подтверждаются соответствующими материалами дела.
Размер необоснованно выплаченных социальных выплат за рассматриваемый период ответчиками не оспаривается, а судом признан верным.
Кроме того, указанная переплаты подлежат взысканию, поскольку не относятся к числу выплат, не подлежащих возврату в качестве неосновательного обогащения, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, требования истца о взыскании со Смолевой О.Б. и Отто Р.Н. неправомерно полученных денежных средств суд считает обоснованными в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением требований истца, суд взыскивает с ответчиков, не освобожденных от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход бюджета муниципального района «Корткеросский» государственную пошлину со Смолевой О.Б. в сумме <...> с Отто Р.Н. - <...>.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «<адрес>» удовлетворить.
Взыскать в пользу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» со Смолевой О.Б. излишне выплаченные денежные средства в сумме 168218,09руб., с Отто Р.Н. 41759,05 руб.
Взыскать в бюджет муниципального района «Корткеросский» государственную пошлину со Смолевой О.Б. 4564руб., с Отто Р.Н. 1452 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено 12.03.2018.