Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 июля 2015 года. с.Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
с участием третьего лица Мальцевой Н.М.,
при секретаре Харченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства, ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории сельского поселения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с названным выше иском, в обоснование требований в исковом заявлении указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
В связи с обращением жителей с.п. Подгорное Кинель-Черкасского района Самарской области, о несанкционированной свалке отходов, находящейся на участке открытой природы, прилегающем к населенному пункту с.п. Подгорное, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование территории для проверки доводов заявителей.
По результатам обследования, проведенного начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в <адрес> в присутствии специалиста по благоустройству Администрации сельского поселения Подгорное Кинель-Черкасского района ФИО5, гражданки ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ установлен факт несанкционированной свалки отходов на окраине с.п. Подгорный, <адрес>, составлен акт обследования.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области Попову А.П. направлен запрос о представлении информации об организации, осуществляющей сбор и вывоз мусора в с.п. Подгорное, генеральной схемы очистки населенного пункта, с требованием привести территорию в соответствие с санитарным законодательством. В ответе на данный запрос от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Кинель-Черкасского района разъяснила, что вопросы местного значения, закреплены за сельскими поселениями Самарской области.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании Закона Губернатора Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» от 23.11.2014 года, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18), организация благоустройства территории сельского поселения (п.19) относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 1 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
В соответствии с п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового мусора на открытых участках территории населенных пунктов.
Согласно п.11.6 СП 3.1.7.2835-11 «Профилактика лептоспирозной инфекции у людей» ликвидацию самопроизвольных свалок мусора, очистку от сухостоя, густого подлеска лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам должны обеспечивать органы исполнительной власти муниципальных образований.
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинфекционных мероприятий против синантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
В соответствии с п. 3.1. и п.3.12. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» на органы местного самоуправления возлагается обязанность по организации и проведению дератизационных мероприятий, в том числе по санитарной очистке лесопарковых территорий.
В соответствии с п.9.4. СП 3.1.7.2627-10 «Санитарные эпидемиологические правила по профилактике бешенства среди людей» благоустройство населенных пунктов обеспечивается за счет недопущения замусоривания территории.
Администрация с.п. Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский, являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.
Исковые требования заявлены территориальным отделом Управлением Роспотребнадзора по Самарской области по г. Отрадный в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу требований ст. 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 214 Гражданского Кодекса РФ земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, являются государственной собственностью.
Проведенное Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Отрадном обследование свидетельствует о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство приводит к скоплению отходов на почве в ненадлежащих местах и загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, нарушению прав граждан, проживающих на территории с.п. Подгорное, на благоприятную окружающую среду. Может привести к микробиологическому, паразитологическому загрязнению земель, грунтовых вод, воздуха, массовому выплоду мух и других насекомых и как следствие послужить причиной возникновения массовых случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать Администрацию сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке открытой природы, прилегающем к населенному пункту с.п. Подгорное ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке на участке открытой природы, прилегающем к населенному пункту с.п. Подгорное в <адрес>
В судебное заседание представитель истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, уточнив требования, просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов не позднее ДД.ММ.ГГГГ года. (<данные изъяты>
Представитель ответчика – Администрации сельского поселения Подгорное также не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлен, Глава Администрации сельского поселения ФИО7 представила суду письменный отзыв на иск, в котором указала о согласии с предъявленным иском, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. (<данные изъяты>
По правилам, установленным ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Третье лицо – Мальцева Н.М. поддержала исковые требования, считает их обоснованными.
Суд, заслушав объяснения третьего лица, проверив материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что в связи с обращением жителей с.п. Подгорное Кинель-Черкасского района Самарской области, о несанкционированной свалке отходов, находящейся на участке открытой природы, прилегающем к населенному пункту с.п. Подгорное, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование территории для проверки доводов заявителей.
По результатам обследования, проведенного начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в <адрес> в присутствии специалиста по благоустройству Администрации сельского поселения Подгорное Кинель-Черкасского района ФИО5, гражданки ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ установлен факт несанкционированной свалки отходов на окраине с.п. Подгорный, на участке открытой природы, прилегающем к населенному пункту с.<адрес> в <адрес>, составлен акт обследования и фототаблицы к нему. (<данные изъяты>
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
06.10.2003 года в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), который в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статья 1 упомянутого выше Закона содержит основные термины и понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона и указывает, что к вопросам местного значения относятся вопросы, непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляются населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Этой же нормой установлено, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 14 названного выше Федерального закона закрепляет перечень вопросов местного значения поселений и к решению вопросов местного значения относится вопрос об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
30 марта 1999 года в Российской Федерации принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), преамбула которого указывает, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 2 упомянутого выше Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством (в том числе): контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, сертификации продукции, работ и услуг, представляющих опасность для здоровья человека, лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.
В соответствии со статьями 21 и 22 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 10 Федерального вышеупомянутого Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Вышеприведенные нормы Федеральных законов свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Иск обоснован, заявлен с целях соблюдения интересов неопределенного круга лиц, оснований для отказа в его удовлетворении у суда не имеется.
Предъявленный иск представитель ответчика признает, не оспаривает обстоятельства, на которые в иске ссылается истец, о чем прямо указывает в отзыве на иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов иных лиц.
Согласно ст. 333.36 п. 1 п. п. 19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска, не может быть взыскана с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить, признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать Администрацию сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке открытой природы, прилегающем к населенному пункту с.п. Подгорное в <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>