Дело № 2-1775/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2016 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Просенковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новаковской И. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Новаковская И.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе (далее – ГУ УПФ РФ в Сафоновском районе), ссылаясь на то, что дд.мм.гггг обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от дд.мм.гггг N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в течение установленного законом срока - 30 лет. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе от дд.мм.гггг № ххх в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом, в указанный стаж период нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг засчитан ответчиком в календарном, а не льготном исчислении (1 год работы как 1 год 03 месяца). Кроме этого, в льготный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а также дни отдыха за сдачу крови с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг Данный отказ считает необоснованным, просит суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить указанную пенсию с момента обращения за ее назначением.
В судебном заседании Новаковская И.В. заявленные требования поддержала
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе иск не признал. В обоснование возражений относительно заявленных требований указал, что время нахождения Новаковской И.В. в отпуске по беременности и родам не подлежит включению в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления, поскольку в указанный период истцом профессиональная деятельность не осуществлялась. Кроме этого, действующим пенсионным законодательством возможность включения в стаж работы с особыми условиями труда периодов нахождения на курсах повышения квалификации и дней отдыха за сдачу крови не предусмотрена.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг Новаковская И.В. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе № ххх от дд.мм.гггг в назначении пенсии истцу отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа, который, согласно расчету ответчика, на момент обращения за назначением пенсии составил 29 лет 08 месяцев 07 дней. При этом, в льготный стаж не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а также дни отдыха за сдачу крови («донорские» дни) с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг; период нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг засчитан ответчиком в календарном, а не льготном исчислении (1 год работы как 1 год 03 месяца).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 (п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665).
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 вышеназванных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Статьей 186 ТК РФ установлено, что в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержалось и в статье 114 ранее действующего КЗоТ РСФСР.
В соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 20 июля 2012 г. "О донорстве крови и ее компонентов", донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина, при этом гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом, в связи с чем государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Из разъяснений, изложенных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-28/10740 от 07.12.1998 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней" следует, что работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, донорские дни засчитываются в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок.
В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса РФ определено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, действовавших в период до 01.01.2012 г., повышение квалификации для медицинского работника являлось обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Согласно п. 4 ч.1 ст.72, п.8 ч.1 ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2012 г., медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Обязанность по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников возложена на медицинскую организацию.
В соответствии с информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N 7392-юл и Пенсионного фонда РФ N лч-25-25/1067 от 4 ноября 2002 года отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, работающей женщине выдается листок временной нетрудоспособности и этот период является продолжением трудовых отношений по занимаемой должности, с сохранением всех гарантий, в том числе на досрочное назначение пенсии.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 26 постановления от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из трудовой книжки Новаковской И.В. усматривается, что дд.мм.гггг истец принята на работу в Холм-Жирковскую центральную районную больницу (в настоящее время ОГБУЗ Холм-Жировская центральная районная больница) на должность медсестры городского терапевтического участка, дд.мм.гггг освобождена от занимаемой должности в порядке служебного перевода, 14.10.2002 г. в порядке служебного перевода принята в областную больницу реабилитации и восстановительного лечения Сафоновский район на должность медсестры по массажу физиотерапевтического отделения, в указанной должности работает по настоящее время.
Из имеющейся в материалах дела справки работодателя - ОГБУЗ «Холм-Жирковская центральная районная больница» № ххх от дд.мм.гггг следует, что в период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в указанном учреждении здравоохранения истец с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг находилась в отпуске по беременности и родам, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг - на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы, а с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг ей предоставлялись дни отдыха за сдачу крови (донорские дни).
Согласно справке, представленной ОГБУЗ «Областная больница медицинской реабилитации», в котором Новаковская И.В. осуществляет трудовую деятельность с дд.мм.гггг по настоящее время, истец с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг находилась на кусах усовершенствования по специальности с сохранением заработной платы.
При этом, из материалов дела следует, что периоды работы Новаковской И.В. в ОГБУЗ «Холм-Жирковская центральная районная больница» и ОГБУЗ «Областная больница медицинской реабилитации» (за исключением спорных периодов) включены ответчиком в специальный стаж с применение льготного порядка исчисления один год как год и три месяца.
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также исходя из положений вышеуказанных правовых норм, суд находит, что оспариваемые периоды подлежат включению в специальный стаж Новаковской И.В.
При этом, поскольку указанные периоды имели место в период работы, подлежащей включению в специальный стаж в льготном исчислении, то данные периоды также подлежат включению в специальный стаж истца в том же исчислении, что и основной период работы - как 1 год работы за 1 год 03 месяца.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит, что заявленные Новаковской И.В. требования о признании за ней права на льготную пенсию в соответствии с пп. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения за назначением пенсии ее специальный стаж составил требуемые 30 лет.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что Новаковская И.В. в установленном законом порядке обратилась за назначением пенсии дд.мм.гггг, она должна быть назначена истцу с указанного периода времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать за Новаковской И. В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от дд.мм.гггг N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Новаковской И. В. пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с дд.мм.гггг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Дроздов С.А.